Полюбите у*банов

Термин «у*баны», недавно введенный в публичную оценку аудитории, родил во мне некоторое движение мысли, которое захотелось изложить письменно. Мне кажется, что я сумел сделать для себя вывод «как получать отличный результат в работе». Передаю слово Капитану Очевидность.

Анализ, синтез, оценка

Во-первых, требуется хорошо разбираться в том, чем занимаешься. Без постоянной работы над собой, без интереса к тому, как то же делают другие люди, без склонности к подмечанию интересных деталей и моментов не будет происходить творческого переосмысления того, над чем работаешь. Не стоит стесняться заимствования чужих идей и ходов, если не приходят в голову собственные. Но самое главное, что происходит при наблюдении за отраслью в целом – это открывающиеся возможности для синтеза ходов, применяемых в другой области, для своего проекта. В этом кроются широчайшие возможности и плох тот менеджер, который не пытается использовать их.

Объем мозга безграничен

Вторая немаловажная деталь – это интерес к информации в смежных областях и вообще все то, что принято называть кругозором и эрудицией. Узкая специализация может привести сотрудника к вершинам мастерства, но при этом ему никогда не стать хорошим менеджером. В то же время, наличие разноплановых знаний позволяет, не будучи суперэкспертом в каждой из областей, нанимать на работу в них действительно экспертов и, используя их знания и опыт, получать результат, качественный со всех сторон.

Нанимайте специалистов

Третье – это доверие к профессионалам. Если специалист по какому-либо вопросу говорит, что «это будет так, а вот этого делать нельзя», то не стоит пытаться убедить его в том, что «если очень хочется – то можно». Куда более продуктивно поинтересоваться, как надо сделать, чтобы достичь желаемой цели легальными средствами. При ответе «никак» стоит отложить идею до следующего раза. При ответе «не знаю» попробовать поискать другого эксперта.

Ездить на автомобилях своего производства

Четвертое, и самое главное, пожалуй. Всегда надо делать продукт «для себя». Невозможно создать что-то по-настоящему хорошее, «для этих людей». Ты можешь не входить в группу целевой аудитории проекта, но, как менеджер продукта, обязан начать думать как твоя аудитория, действовать как она, использовать те же методы и средства. Ты обязан, хотя бы в рамках своего проекта, уважать свою аудиторию. Тогда результат будет хорошим.

Капитан Очевидность закончил свой доклад, а я хочу немного расширить его практическими примерами.

Пример 1

В свое время мне перепало заниматься сайтом по трудоустройству и поиску работы. Я увидел, что там есть целевой трафик, который велик, но совершенно не используются возможности, которые предоставляет интернет-реклама. Всего через два года мы стали не только получать от рекламы значительный доход, сделавшийся основным источником средств для проекта, но и привели всю отрасль в целом к тому, что такая модель монетизации стала использоваться повсеместно. А всего-то надо было выделить баннерные места на сайте и рассказать подателям объявлений об эффективности их использования, настроить локальную контекстную рекламу и создать отдел продаж.

Пример 2

Уроки физики в 10 и 11 классе у нас проводил бывший выпускник нашей школы. Золотой медалист, защитивший кандидатскую диссертацию сразу по окончании университета. В общем, «почти что гений». Но никого из наших двух классов он не сумел научить своему предмету, потому что, как я понимаю сейчас, не интересовался тем, как надо учить. Недостаточно хорошо разбираться в предмете, надо иметь и смежные знания, а у него их не было. В результате я, имевший твердый трояк по физике, прошел весь ее курс с репетитором, любившим выпить водки в процессе занятий, но так доносящим суть, что вступительные экзамены в ВУЗ я сдал на отлично и до сих пор (а уже 20 лет прошло) прекрасно помню базовые принципы этой науки и пользуюсь ими в жизни.

Пример 3

Я не раз наблюдал то, как менеджерами руководило не желание достичь результата, а страх оказаться в чем-то более слабым, чем его подчиненные. Как это – программист говорит, что «так делать нельзя»? Как это – дизайнер пишет, что «такое расположение элементов - не айс»? Как это – эксперт в области высокой нагрузки сообщает, что «при использовании этой платформы шансы на то, что она будет способна переварить весь поток запросов близки к нулю»? Ничего подобного! Пусть делают, как я велю! Мне надо именно так! Сколько раз нежелание слушать такого рода доводы приводило к плачевным результатам, я устану перечислять. Мало того, что результатом являются решения «с костылями в коде», это не дает ожидаемого выхлопа в конце и может оттянуть сроки реализации на долгое время. Применение такого насилия еще и крайне демотивирует команду проекта. Вместо творчества и удовольствия от работы, мы получаем начетничество и отсутствие инициативы снизу. Да, все поставленные задачи выполнены и, формально, можно за это похвалить настойчивого менеджера. Хотели построить деревянный дом высотой 9 этажей – вот он, стоит. А то, что амплитуда шатания верхнего этажа составляет 50 сантиметров, как и предупреждали строители, это уже не к нам.

Пример 4

Самый яркий пример тут – всем знакомый интернет-портал, разработчики которого в самом начале сделали одно неверное предположение - «Adobe Flash установлен на всех компьютерах». А оказалось, что не на всех. Даже не на половине. И не той версии. В результате проект сложился, как карточный домик сразу после запуска в свободное плавание. Или же варианты использования в интерфейсе интернет-системы для широкого круга пользователей профессиональной терминологии, с надеждой на то, что «она изучит предмет и разберется в нем». Не изучит никогда. Говорить с аборигенами можно только на их языке.

Какой же вывод можно сделать из написанного? Пожалуй, только один. Любите то, чем занимаетесь, не бойтесь доверять своим чувствам, прислушивайтесь ко мнению из зала и все должно получиться.

Дмитрий Браверман

Редакция Roem.ru не всегда разделяет мнение авторов, но готова дать им возможность высказаться.

Добавить 9 комментариев

  • Ответить

    Можно я добавлю еще один тезис к этой замечательной статье? Мысль такова: обратная связь с пользователем продукта нужна в первую очередь не пользователю продукта, а создателю сего продукта. Этот достаточно широкий тезис относится и к службе поддержки программного продукта и к далеким от айти технологиям. Например, сеть фирменных сервисных центров автомобилей (и налаженная связь с ними, естественно) позволяет производителю своевременно диагностировать проблемы и корректировать производство. Не удивлюсь, если узнаю, что у производителей обуви есть свои или «прикормленные» мастерские по ремонту. Ведь у*бан не тот, кто оторвал себе каблук на ботинке и с воплями пришел жаловаться на некачественную обувь, а тот, кто придумал клеить каблуки на ПВА, а не эпоксидку (допустим) и тот, кто не захотел услышать бедолагу и продолжает использовать ПВА. Каменты к статье — это тоже обратная связь создателя статьи с потребителями. Кому они больше всех нужны? Правильно! Автору. И он первым подписывается.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Про фидбек и отношения с пользователями — это отдельная тема. Конечно, примеры того, как не надо делать, нам были показаны недавно, но я не фокусировался на них. Наверное, стоит снова позвать Капитана Очевидность и попросить его высказаться на эту тему. Постараюсь найти время для интервью с ним :о)

  • Ответить
    Альтер Эго

    > Например, сеть фирменных сервисных центров автомобилей (и налаженная связь с ними, естественно) позволяет производителю своевременно диагностировать проблемы и корректировать производство. Надо же, неужели автомобильный бизнес это наладил. Ничего себе, и полвека не прошло. Вот и славно. А то какая книга не попадет в руки — от Харви Маккея до Пола Хокена, почему-то именно эту отрасль приводят как пример крайне безобразного отношения к покупателям и пользователям Так что можно с оптимизмом смотреть в перспективу, возможно, и ЖЖ в ближайшие 30-40 лет тоже перестроит свою работу, усовершенствовав обратную связь со своими юзерами