Яндекс.Шоппинг

На опасных поворотах
Трудно нам, как на войне,
И быть может скоро кто-то,
И быть может скоро кто-то
Пропоёт и обо мне:
Вжик, вжик, уноси готовенького,
Вжик, вжик, кто на новенького?
© Песня о шпаге

У «Яндекса» год покупок — за девять месяцев 2014 года поисковик приобрел уже семь команд. Некоторые доставались «Яндексу» с юрлицом и технологией, у некоторых с собой были только собственные головы. Для сравнения — за весь 2013 год главная компания Рунета выкупила лишь одну компанию — «Кинопоиск».

Кого и зачем покупал «Яндекс» в 2014?

1. Multiship

Сумма: Несколько миллионов долларов

Область: e-commerce

Первой захваченной командой стали технари агрегатора логистических операторов Multiship. В январе «Яндекс» выкупил их вместе с платформой, которую они развивали — через нее работали магазины и перевозчики. Интернет-магазин, который работает через платформу, по идее, в принципе не должен особо задумываться, кто везет его товар — если нужное направление доступно в адекватные сроки и за адекватные деньги.

«Яндекс» потратил $1 млн на технологию и должен был вложить еще несколько миллионов в развитие компании, из которой забрал всю разработку — саму компанию поисковик не покупал. Однако, в сентябре 2014 года стало известно, что «Яндекс» перестает сотрудничать с MultiShip — ее оффлайновая часть не справилась с серьезно возросшей нагрузкой. Команда и технология, тем не менее, остались с «Яндексом».

2. KitLocate

Сумма: до $10,2 млн

Область: мобильные технологии, реклама, геосервисы

В марте «Яндекс» сообщил о покупке израильского стартапа KitLocate. Технология KitLocate собирала GPS данные и при этом не разряжала батарею смартфона. Стартап выкупили полностью — и команду, и компанию, и технологию. Использовать наработки KitLocate планировали для персонализации мобильного поиска и таргетирования рекламы.

«Яндекс» может заплатить за стартап до $10,2 млн, говорится в отчетности для SEC. Точная сумма зависит от выполнения ряда условий, растянутых по времени. Сразу после закрытия сделки основатели получили $4 млн, еще $3,9 млн были депонированы на спецсчет, с которого основатели будут получать деньги в течение четырех лет при соблюдении соглашения о найме, и еще $2,3 млн они получат при достижении KPI по объему дистрибуции.

3. Auto.ru

Сумма: $175 млн

Область: контент, знания о пользователях

Третья по счету, но уж точно первая по значению, покупка auto.ru за $175 млн — самая крупная сделка «Яндекса». До этого пальму первенства держала покупка «Кинопоиска» за $80 млн. Обе компании помогают «Яндексу» лучше знать своих пользователей, которые планируют что-то купить, лучше таргетировать на них рекламу, а значит — давать рекламодателям более интересные инструменты, помогать цеплять аудиторию, которая как раз сейчас готова потратить деньги.

Рунетчики спорили до хрипоты, пытаясь понять — за что «Яндекс» заплатил такую сумму, точнее — за что он переплатил. А в том, что поисковик переплатил, мало кто сомневался. Аудитория Auto.ru на момент покупки — 5,8 млн человек, почти в три раза меньше, чем аудитория «Кинопоиска» в 2013 году ($14,6 млн), но заплатили за проект в два раза больше. Кому-то, впрочем, было не до споров — «Деловой мир онлайн» из-за сделки закрыл собственный автомобильный проект auto.dmir.ru с формулировкой «В автомобильном сегменте (теперь) конкурировать бессмысленно».

4. Any Void

Сумма: неизвестна

Область: мобильные технологии, геосервисы

На сентябрь пришлась большая часть покупок «Яндекса» — за один месяц компания заявила о четырех поглощениях команд. Первой стала команда Any Void — студия мобильной разработки полным составом из 9 человек 1 сентября влилась в «Яндекс».

Any Void около года работали с «Яндексом» как подрядчики, работая над мобильными сервисами поисковика. На новом месте они занялись мобильными геосервисами. Со всеми своими другими проектами и клиентами студия попрощалась.

5. AdFox

Сумма: около $10 млн

Область: интернет-реклама

Второй сентябрьской покупкой стал AdFox — вместе с технологией и юрлицом сотрудники платформы по управлению интернет-рекламой полным составом пришли в поисковик. На базе платформы «Яндекс» будет разрабатывать решения для крупных ресурсов. Официально объем сделки не известен, источник РБК, близкий к «Яндексу», называл сумму «примерно $10 млн».

AdFox — одна из немногих компаний, которая, будучи купленной «Яндексом», продолжает работу под своим именем, и даже сохраняет своих старых клиентов. Среди изменений «Яндекс» анонсировал только положительные — у клиентов AdFox появится возможность таргетинга на основе «Крипты» и возможность монетизировать трафик через RTB «Яндекса» и через «Директ».

6. PriceLabs

Сумма: более $1 млн

Область: e-commerce

PriceLabs был как будто создан, чтобы его купил «Яндекс»: сервис помогает управлять ставками на Яндекс.Маркете. Магазин решает, на каком месте в выдаче Яндекс.Маркета он хочет оказаться, «Яндекс» начинает аукцион между другими такими желающими, определяя цену клика, а PriceLabs следит, чтобы ставки аукциона не выросли до такого уровня, чтобы товар стал продаваться в убыток. Официально сумма сделки не разглашалась, но источник РБК говорит о сумме более чем $1 млн.

PriceLabs останется со своим прежним именем, команда будет развивать его уже под крышей «Яндекса». При этом «Яндекс» говорит, что не будет брать с магазинов абонентскую плату, за счет которой PriceLabs зарабатывал раньше.

7. Parascript

Сумма: несколько миллионов долларов

Область: поиск, распознавание образов

Последняя (пока) команда, которую «Яндекс» приобрел в 2014 году — разработчики технологии по распознаванию текста Parascript. Поисковик купил только команду, в компании подчеркивают, что не получают ни технологию, ни контент, ни лицензию, ни юрлицо.

Parascript — международная компания, сооснователем которой был Степан Пачиков, запускавший Evernote. «Яндекс» схантил только сотрудников российского офиса — около 20 человек в «Яндексе» займутся поиском по видео и картинкам. Часть денег за продажу команды получат и сами сотрудники, не только фаундеры.

Счет

Итого, счет «Яндекса» за покупки составил $200−220 млн, причем львиную долю этой суммы составила сделка с Auto.ru. Auto.ru же стал единственной компанией, которую «Яндекс» купил ради данных и ради пользователей, команда здесь вряд ли играла существенную роль.

Головы и технологии обошлись «Яндексу» максимум в $45 млн.

Вообще, проблемам «Яндекса» можно только позавидовать. К концу 2013 года компания скопила $1,5 млрд на своих счетах. Часть этих денег «Яндекс» может потратить на косвенные выплаты своим акционерам (через процедуру обратного выкупа) — но это лишь порядка 20% кэша.

То есть сейчас на счетах поисковика осталось не меньше $1 млрд. Продолжаться сезон покупок может еще долго.

Кто в зоне интереса?

Если продолжать логику последних двух лет, то это технологии для e-commerce, интернет-рекламы, мобильные и гео-технологии, распознавание образов или другие сервисы, полезные для поиска.

«Яндекс» не платит за людей и разработки какие-то огромные деньги, обычно это от $1 млн до $10 млн, но зато покупает с энтузиазмом человека, которому некогда самому изобретать велосипеды.

Другое дело — контентные проекты, которые помогают пользователю сделать выбор, особенно — сделать выбор в покупке чего-либо. Здесь ценник взлетает к небесам. Фаундеры, правда, не остаются в компании — такие проекты как раз не ради команды покупаются.

Но им это щедро компенсируют.

Анастасия Шматкова, Roem.ru

Добавить 7 комментариев

  • Ответить
    Юрий Синодов Основатель Roem.ru, sinodov.com

    Следующий (ну или будет достаточно скоро) — Avito.ru Я уже слышу бренчание перьев журналистов Forbes.ru, готовящих статьи на тему «такая корова нужна самому»

  • Ответить

    Аудитория Auto.ru на момент покупки — 5,8 млн человек, почти в три раза меньше, чем аудитория «Кинопоиска» в 2013 году ($14,6 млн) Знак доллара лишний :)

  • Ответить

    Avito слишком себя высоко оценивает, чтобы им кто-то заинтересовался. А auto.ru прям по справедливой оценке что ли купили?) Яндекс сейчас всем премии будет платить, поэтому вероятность поглощения по завышенной оценке достаточно высока. Волож же сказал, что они хотят в классифайдах закрепиться. Ну без поглощения авито это будет долгая конкуренция, которую на бирже не оценят.

  • Ответить

    Есть предположение, что поскольку мльтищип помер, а тема доставки интересна по-прежнему яндексу, их взор может обратиться на краудсорсинговые доставкики для e-commerce: (пешкарики, достависта, бринго). Там мало оффлайна и высокая маржа — как раз то, что они любят. Но это так — исключительно на уровне вангования.