Яндекс.Шоппинг

На опасных поворотах
Трудно нам, как на войне,
И быть может скоро кто-то,
И быть может скоро кто-то
Пропоёт и обо мне:
Вжик, вжик, уноси готовенького,
Вжик, вжик, кто на новенького?
(с) Песня о шпаге

У "Яндекса" год покупок - за девять месяцев 2014 года поисковик приобрел уже семь команд. Некоторые доставались "Яндексу" с юрлицом и технологией, у некоторых с собой были только собственные головы. Для сравнения - за весь 2013 год главная компания Рунета выкупила лишь одну компанию - "Кинопоиск".

Кого и зачем покупал "Яндекс" в 2014?

1. Multiship

Сумма: Несколько миллионов долларов

Область: e-commerce

Первой захваченной командой стали технари агрегатора логистических операторов Multiship. В январе "Яндекс" выкупил их вместе с платформой, которую они развивали - через нее работали магазины и перевозчики. Интернет-магазин, который работает через платформу, по идее, в принципе не должен особо задумываться, кто везет его товар - если нужное направление доступно в адекватные сроки и за адекватные деньги.

"Яндекс" потратил $1 млн на технологию и должен был вложить еще несколько миллионов в развитие компании, из которой забрал всю разработку - саму компанию поисковик не покупал. Однако, в сентябре 2014 года стало известно, что "Яндекс" перестает сотрудничать с MultiShip - ее оффлайновая часть не справилась с серьезно возросшей нагрузкой. Команда и технология, тем не менее, остались с "Яндексом".

2. KitLocate

Сумма: до $10,2 млн

Область: мобильные технологии, реклама, геосервисы

В марте "Яндекс" сообщил о покупке израильского стартапа KitLocate. Технология KitLocate собирала GPS данные и при этом не разряжала батарею смартфона. Стартап выкупили полностью - и команду, и компанию, и технологию. Использовать наработки KitLocate планировали для персонализации мобильного поиска и таргетирования рекламы.

"Яндекс" может заплатить за стартап до $10,2 млн, говорится в отчетности для SEC. Точная сумма зависит от выполнения ряда условий, растянутых по времени. Сразу после закрытия сделки основатели получили $4 млн, еще $3,9 млн были депонированы на спецсчет, с которого основатели будут получать деньги в течение четырех лет при соблюдении соглашения о найме, и еще $2,3 млн они получат при достижении KPI по объему дистрибуции.

3. Auto.ru

Сумма: $175 млн

Область: контент, знания о пользователях

Третья по счету, но уж точно первая по значению, покупка auto.ru за $175 млн - самая крупная сделка "Яндекса". До этого пальму первенства держала покупка "Кинопоиска" за $80 млн. Обе компании помогают "Яндексу" лучше знать своих пользователей, которые планируют что-то купить, лучше таргетировать на них рекламу, а значит - давать рекламодателям более интересные инструменты, помогать цеплять аудиторию, которая как раз сейчас готова потратить деньги.

Рунетчики спорили до хрипоты, пытаясь понять - за что "Яндекс" заплатил такую сумму, точнее - за что он переплатил. А в том, что поисковик переплатил, мало кто сомневался. Аудитория Auto.ru на момент покупки - 5,8 млн человек, почти в три раза меньше, чем аудитория "Кинопоиска" в 2013 году ($14,6 млн), но заплатили за проект в два раза больше. Кому-то, впрочем, было не до споров - "Деловой мир онлайн" из-за сделки закрыл собственный автомобильный проект auto.dmir.ru с формулировкой "В автомобильном сегменте (теперь) конкурировать бессмысленно".

4. Any Void

Сумма: неизвестна

Область: мобильные технологии, геосервисы

На сентябрь пришлась большая часть покупок "Яндекса" - за один месяц компания заявила о четырех поглощениях команд. Первой стала команда Any Void - студия мобильной разработки полным составом из 9 человек 1 сентября влилась в "Яндекс".

Any Void около года работали с "Яндексом" как подрядчики, работая над мобильными сервисами поисковика. На новом месте они занялись мобильными геосервисами. Со всеми своими другими проектами и клиентами студия попрощалась.

5. AdFox

Сумма: около $10 млн

Область: интернет-реклама

Второй сентябрьской покупкой стал AdFox - вместе с технологией и юрлицом сотрудники платформы по управлению интернет-рекламой полным составом пришли в поисковик. На базе платформы "Яндекс" будет разрабатывать решения для крупных ресурсов. Официально объем сделки не известен, источник РБК, близкий к "Яндексу", называл сумму "примерно $10 млн".

AdFox - одна из немногих компаний, которая, будучи купленной "Яндексом", продолжает работу под своим именем, и даже сохраняет своих старых клиентов. Среди изменений "Яндекс" анонсировал только положительные - у клиентов AdFox появится возможность таргетинга на основе "Крипты" и возможность монетизировать трафик через RTB "Яндекса" и через "Директ".

6. PriceLabs

Сумма: более $1 млн

Область: e-commerce

PriceLabs был как будто создан, чтобы его купил "Яндекс": сервис помогает управлять ставками на Яндекс.Маркете. Магазин решает, на каком месте в выдаче Яндекс.Маркета он хочет оказаться, "Яндекс" начинает аукцион между другими такими желающими, определяя цену клика, а PriceLabs следит, чтобы ставки аукциона не выросли до такого уровня, чтобы товар стал продаваться в убыток. Официально сумма сделки не разглашалась, но источник РБК говорит о сумме более чем $1 млн.

PriceLabs останется со своим прежним именем, команда будет развивать его уже под крышей "Яндекса". При этом "Яндекс" говорит, что не будет брать с магазинов абонентскую плату, за счет которой PriceLabs зарабатывал раньше.

7. Parascript

Сумма: несколько миллионов долларов

Область: поиск, распознавание образов

Последняя (пока) команда, которую "Яндекс" приобрел в 2014 году - разработчики технологии по распознаванию текста Parascript. Поисковик купил только команду, в компании подчеркивают, что не получают ни технологию, ни контент, ни лицензию, ни юрлицо.

Parascript - международная компания, сооснователем которой был Степан Пачиков, запускавший Evernote. "Яндекс" схантил только сотрудников российского офиса - около 20 человек в "Яндексе" займутся поиском по видео и картинкам. Часть денег за продажу команды получат и сами сотрудники, не только фаундеры.

Счет

Итого, счет "Яндекса" за покупки составил $200-220 млн, причем львиную долю этой суммы составила сделка с Auto.ru. Auto.ru же стал единственной компанией, которую "Яндекс" купил ради данных и ради пользователей, команда здесь вряд ли играла существенную роль.

Головы и технологии обошлись "Яндексу" максимум в $45 млн.

Вообще, проблемам "Яндекса" можно только позавидовать. К концу 2013 года компания скопила $1,5 млрд на своих счетах. Часть этих денег "Яндекс" может потратить на косвенные выплаты своим акционерам (через процедуру обратного выкупа) - но это лишь порядка 20% кэша.

То есть сейчас на счетах поисковика осталось не меньше $1 млрд. Продолжаться сезон покупок может еще долго.

Кто в зоне интереса?

Если продолжать логику последних двух лет, то это технологии для e-commerce, интернет-рекламы, мобильные и гео-технологии, распознавание образов или другие сервисы, полезные для поиска.

"Яндекс" не платит за людей и разработки какие-то огромные деньги, обычно это от $1 млн до $10 млн, но зато покупает с энтузиазмом человека, которому некогда самому изобретать велосипеды.

Другое дело - контентные проекты, которые помогают пользователю сделать выбор, особенно - сделать выбор в покупке чего-либо. Здесь ценник взлетает к небесам. Фаундеры, правда, не остаются в компании - такие проекты как раз не ради команды покупаются.

Но им это щедро компенсируют.

 

Анастасия Шматкова, Roem.ru

Добавить 7 комментариев

  • Ответить

    Аудитория Auto.ru на момент покупки — 5,8 млн человек, почти в три раза меньше, чем аудитория «Кинопоиска» в 2013 году ($14,6 млн) Знак доллара лишний :)

  • Ответить

    Avito слишком себя высоко оценивает, чтобы им кто-то заинтересовался. А auto.ru прям по справедливой оценке что ли купили?) Яндекс сейчас всем премии будет платить, поэтому вероятность поглощения по завышенной оценке достаточно высока. Волож же сказал, что они хотят в классифайдах закрепиться. Ну без поглощения авито это будет долгая конкуренция, которую на бирже не оценят.

  • Ответить

    Есть предположение, что поскольку мльтищип помер, а тема доставки интересна по-прежнему яндексу, их взор может обратиться на краудсорсинговые доставкики для e-commerce: (пешкарики, достависта, бринго). Там мало оффлайна и высокая маржа — как раз то, что они любят. Но это так — исключительно на уровне вангования..