«Как лучше всего построить бренд на долгосрочную перспективу? Ответ состоит из двух слов: «корпоративная культура». – Тони Шей, «Доставляя счастье»
***
Для чего компании тратить время, силы, средства на построение корпоративной культуры? Так ли важно быть в дружеских отношениях с коллегами? Могут ли все эти усилия способствовать успеху компании?
Сергей Сучков, сооснователь и генеральный директор компании Radario, о тонкостях построения корпоративной культуры и о ее роли в жизни компании.
Для того, чтобы разобраться в корпоративной культуре своей компании, потребуется умение взглянуть на нее глазами сотрудника. Развитая корпоративная культура позволяет устранить разницу между интересами работодателя (куда относятся глобальные цели компании) и личными интересами сотрудника. Для повышения эффективности работы сотрудников существует несколько путей. Невольно просится на язык выражение «кнут и пряник», говоря о соблюдении производственной дисциплины и внедрении мотивационных программ. На самом же деле, сотрудник – первый, кто заинтересован в том, чтобы работа была не только способом финансово себя обеспечить, но и доставляла радость, способствовала личностному росту. В конце концов, треть жизни человек спит, а еще треть посвящает работе, компании, а время - один из наиболее ценных ресурсов, причем не восполняемых.
Существует множество теорий о повышении эффективности работы сотрудников: кто-то делает более жесткими дисциплинарные правила, кто-то вводит мотивационные программы. Особого внимания заслуживают эксперименты зарубежных компаний по сокращению рабочего времени: привычный 8-часовой день в офисе становиться короче (шведские компании Filimundus, Brath) или же появляется дополнительный выходной (бельгийская дизайн-студия Central, компания Treehouse). Данные решения призваны повысить эффективность и уровень удовлетворенности сотрудников. В то же время, на рынке можно найти много программ, обеспечивающих мониторинг работы сотрудников: от учета рабочего времени до удаленного просмотра экрана сотрудника, его коммуникации в социальных сетях и мессенджерах, электронной почте и запросов в поисковых системах. В общем, полноценные технологические решения для Большого Брата. В числе клиентов подобных решений встречаются как крупные компании (Газпром, Ростех, Тинькофф, Алроса), так и представители малого и среднего бизнеса.
На характер корпоративных взаимоотношений в больших компаниях влияет количество сотрудников, поэтому они более формализованы: существуют общие правила, так называемая «обязаловка», большое внимание уделяют производственной дисциплине, сотрудники редко знакомы с целями компании и сфокусированы на личной выгоде. Отсутствие должного внимания данной сфере приводит к тому, что работники не способны генерировать нестандартные решения, мыслить творчески – они вязнут в шаблонах. Ко всему этому он постоянно прибывает в стрессе из-за ожидания, что получит выговор за опоздание или использование социальных сетей. Однако, и в больших компаниях корпоративная культура может быть высоко развита, большую известность в этом вопросе получили компании Google и Яндекс, Zappos, Valve и другие.
Когда мы всерьез взялись за построение корпоративной культуры, некоторые ее аспекты мы «подглядели» у Zappos. Например, мне очень импонирует то, как он выстроил взаимоотношения с сотрудниками и клиентами. Один из постулатов звучит так: «Нужно относиться к коллегам как к родственникам и друзьям, создавайте семейную обстановку.” Тем не менее, основная часть наших взаимоотношений в команде выросла из особенностей и различий каждого из нас. Я уверен, что суть состоит в том, чтобы каждый сотрудник приходил в офис не с ощущением каторги и обязательной восьмичасовой отработки, а с пониманием, что он делает большое дело и то, что он сделает сегодня, завтра может поменять весь рынок. Важна цель, а не средства. Выстроить такую атмосферу можно только в дружеской и доверительной обстановке.
В августе-сентябре этого года наша команда сильно разрослась. 10 человек присоединились к проекту. После прохождения стандартных собеседований с каждым из них я пообщался за чашкой чая, чтобы понять, как эти люди видят свое развитие в команде, насколько они готовы работать сообразно тем принципам, которым мы следуем, чем они живут и готовы ли они работать на результат, а не за зарплату. Меня приятно поразило, что то представление, которое мы сформировали в информационном пространстве, позволяет нам почти безошибочно принимать “наших” людей.
Совсем недавно мы с командой закончили работу над «Книгой Radario», включающей в себя ключевые ценности нашей компании и то, к чему мы стремимся. Так, каждый новый человек, пришедший к нам, моментально погружается в наш мир, получает возможность внести в него что-то новое. Я считаю важным, чтобы каждый член команды понимал, что в любой момент он может предложить свою идею, поделиться успехами или сложностями, минуя бюрократию в виде официальных писем или бронирования встреч с руководством. Любой сотрудник может написать мне в Slack в любое время. Такие доверительные отношения нужны в коллективе, они сильно минимизируют возможность появления конфликтов, ошибок или проблем. Например, я и мой бизнес-партнер Антон Брянцев не считаем, что строгое расписание приходов и уходов из офиса способствует продуктивности. Каждый сотрудник планирует свой график таким образом, чтобы ему было удобно. В нашей команде есть разработчик, предпочитающий работать с 7 утра и до трех часов дня, мы ценим и уважаем его выбор. И этот человек с нами с начала работы проекта. Большое внимание уделяем саморазвитию: поощряем сотрудников за научные публикации и участие в конференциях. Мы ценим честность: как перед другими, так и перед самим собой и уверены, что в нашей команде собрались люди, которые верят в то, что мы делаем, в продукт, в то, что мы способны изменить рынок развлечений. И мы многого достигли благодаря этому.
Внутренняя культура в большой степени влияет на успех в бизнесе: люди, любящие свою работу не то, что горы свернут – свой Эверест построят, и делать это вместе безумно интересно. Важно, чтобы между компанией и сотрудниками образовывалась синергия, а это возможно благодаря общим интересам и целям. Корпоративная культура способствует нашему успеху: мы ценим индивидуальность каждого и приветствуем, когда она проявляется в работе. Когда мы остаемся самими собой мы открываем новые возможности и получаем от этого большое удовольствие. Мы стараемся, чтобы наши усилия соотносились с полученным результатом, уделяем внимание личной и командной эффективности. Мы бережливы: как с финансами, так и со временем. Понимая перспективы роста и сильного масштабирования, вкладываем в развитие, не распыляясь на излишние траты. Мы ценим каждую минуту и каждый рубль.
Свои внутрикорпоративные принципы мы переносим и на работу. Для нас, в первую очередь, важен человек, который приносит нам пользователей нашей платформы. Как важен и каждый покупатель нашего клиента. У нас действует не просто customer service или customer support, а именно customer care – то есть забота о каждом клиенте и клиенте нашего клиента.
Сейчас мы продолжаем расширение как на российском, так и на зарубежных рынках: в планах открытие офиса в Бразилии и выход на рынок Азии. Мы стараемся мыслить глобально, действовать локально и всей командой идем к достижению своих целей.
Добавить 17 комментариев
Сергей, Вы не обижайтесь, но это очень пустая статья!
А где про миллиард?
Никита, жаль, что Сергей не смог достучаться до вас и вам она показалась пустой. Будут еще колонки и будут на другие темы. Спасибо за ваш комментарий.
Привязка темы была к тому, что до конца года компания планирует выйти на годовой оборот в миллиард рублей, просто в материале это опустили.
Какая-то методичка, конспект лекций по управлению персналом
10 человек присоединились это пипец какое расширение :) Да в Ашане в день столько принимают на работу :)
Всё-таки текст, написанный пиарщиком, видно уже с первого абзаца )
Оборот в миллиард чего?
И как автор мотивирует +10 человек как огромное расширение?
Оборот в миллиард рублей) Для низкомаржинального бизнеса, начинавшего с оборота в 70 000 рублей — это хороший рост.
Для стартапа, начинавшего с нескольких человек и доросшего до 40 человек — за месяц набрать 10 человек — это тоже много=)
А почем такие статьи стоит пихнуть на роем?
просто интересно, вдруг захочется документ «миссия компании» разместить :)
Нисколько и приятно, что материал вызвал такое количество комментариев=)
А Вам тоже, как и редакции Роема, за кол-во камментов платят? :)
А вам?)
А Вы с какой целью интересуетесь (видимо это надо понимать как «да»)
Каков вопрос, таков ответ.
Нет, никто никому ни за что не платит.
Было бы странно отмалчиваться при таком шквале комментариев.
Тема вызвала успех. Дай бог, как говорится!
Выйти на миллиард (это опустили в статье, как я понял) и заработать миллиард — две, принципиально разные величины.
Можно иметь миллиард оборота в год и никогда не заработать миллиард.
> Как из сотрудников сделать друзей и заработать миллиард
Никак.