Flash умирает. Почему это плохо?

Развитие событий: Что будет с видеосервисами в 2017. Персонализация, отказ от трансляций в реальном времени и повышение цен из-за кибератак (2 апреля 2017)

Технология Adobe Flash во многом определила лицо современного интернета, создав целые новые классы контента. Без нее, к примеру, не появились бы современные браузерные игры или YouTube и все направление интернет-видео. Сейчас Adobe Flash постепенно проигрывает более современным технологиям и по мнению многих, может в ближайшем будущем полностью исчезнуть. Издание Quarz изучило историю Adobe Flash от ее возникновения до нынешнего момента и пришло к выводу, что многие вещи, сделанные с ее помощью, заслуживают того, чтобы их сохранили.

Когда в конце 90-х Adobe Flash появилась на рынке, в сети практически не было видео и движущейся графики, если не считать анимацию букв и файлов формата GIF, как правило в крайне низком разрешении. Это технология была революционной для своего времени, в том числе благодаря Flash-плагинам, которые загружались на компьютер конечного пользователя и позволяли добиться того, чтобы сайт выглядел и работал одинаково на всех ПК, независимо от операционной системы, типа браузера и т. д.

Стив Джобс против

Несмотря на то, что в какой-то момент использование Adobe Flash стало повсеместным - появились даже сайты целиком сделанные с помощью этой технологи - у Adobe Flash был один крупный недостаток. Технология поддерживалась одной компанией - Adobe, тогда как других распространенные в сети стандарты и протоколы как правило являлись открытыми, или поддерживались несколькими крупными вендорами. Первыми свое недовольство сложившимся состоянием дел высказала Apple.

В 2007 году компания отказалась включать поддержку Adobe Flash в новой модели iPhone. Основатель компании Стив Джобс опубликовал письмо пользователям, в котором назвал Adobe Flash небезопасной и слишком требовательной к ресурсам мобильного устройства и пообещал сделать ставку на открытые стандарты и технологии, в первую очередь на появившийся к тому моменту протокол HTML5 и язык JavaScript.

HTML5 и JavaScript вместе позволяют реализовать все те же возможности, которые дает Adobe Flash, поэтому использование последней снижалось с начала 2000-х годов.

gggg

Adobe сама частично признала свое поражение, выпустив в 2011 году решение Edge Animate для создания сайтов на HTML5. Несмотря на это, ряд крупнейших компаний сохраняли верность Adobe Flash, например, все наиболее популярные игры в Facebook, включая FarmVille, были сделаны на этой технологии. До 2015 года Adobe Flash по умолчанию использовалась в плеере YouTube. В начале 2015 года компания объявила, что переходит на HTML5, а несколькими месяцами позже YouTube сообщил, что обнаружил уязвимость в плагинах Adobe, позволяющую при их помощи внедрять зловредное ПО на компьютер пользователя.

Последние дни Adobe Flash

В декабре 2016 года Google объявила, что в новой версии браузера Chrome в качестве дефолтной технологии будет использоваться HTML5, причем проигрывание элементов графики, использующих плагины Adobe, будет блокироваться и запускаться только с разрешения пользователя. Пока еще до полного исчезновения Adobe Flash далеко, но рано или поздно это, скорее всего, произойдет. В этом случае достаточно значительная часть контента, в том числе некогда известные мультфильмы и другие объекты сетевого искусства станут недоступны для пользователей.

Уже сейчас ряд активистов работает над тем, чтобы сохранить контент, требующий для просмотра использования больше не поддерживаемых технологий. Один из таких проектов - oldweb.today, который занят поиском и сохранением flash-документов. На сайте ресурса работает интерфейс, позволяющий просматривать файлы устаревших форматов при помощи современных браузеров. Другой проект - Webrecorder, он позволяет сохранять "цифровые отпечатки" сайта, выбранного пользователям. Все подобные проекты существуют пока как некоммерческие начинания, поддерживаемые добровольцами на пожертвования пользователей. Скорее всего, в какой-то момент объем устаревающей информации в сети станет слишком большим, чтобы они могли с ним справиться. В любом случае, тезис о том, что цифровая информация более долговечна, чем физические носители, стал сейчас как минимум неочевидным.

Добавить 23 комментария

  • Ответить

    «Масяню» давно проще посмотреть в виде видео, так что мультфильмы никуда не пропадут.
    Игры — а что там годного было? Миллион и одна миниигра на пять минут (с прилагающимся зловредом)? Если есть что-то стоящее, то самое время разработчикам это портировать.
    Я бы не переживал из-за смерти Flash, это великое благо.

  • Ответить

    Технология конечно веселая. Но инструменты где-то до 2008 года были только от адобе и выходили с копеечку. Поддержка флеша на мобилах очень странная, на андроидах это было скорее исключение чем правило. Насколько мне помниться не было чего-то типа динамической подгрузки флеша — загружался весь файл и только потом выполнялся.
    И мне казалось что технология умерла в 2010 .

  • Ответить

    Смешно, одна только возможность подгружать на страницу данные без ее полного обновления (то что называлось AJAX) продвинула web в тыщу раз больше чем убогий флэш.

  • Ответить

    Где-то с середины нулевых я ждал, когда же сдохнет это говно, так что теперь я очень доволен. И да — тогда оно ещё не называлось Adobe Flash, а было Macromedia Flash. Как тут уже сказали, автор сам не смог ответить на свой тизер-вопрос.

    Flash умирает. Почему это плохо? Это прекрасно!

  • Ответить

    Согласен. Flash — устаревшая вещь в эпоху, когда принято, чтобы всё поддерживалось «из коробки». Зачем нагружать браузер дополнительными плагинами, если всё и так может работать?
    Java мне кажется тоже устаревшей. Тормозная вещь этот плагин, но не знаю, чем можно её заменить. Наверно вскоре все будут вместо неё использовать те же HTML5 и JavaScript.

  • Ответить

    Flash пал жертвой борьбы корпораций на ниве коммуникационных сервисов, а-ля Hangouts. Flash позволяет создавать онлайновые аудио- и видео-чаты в обход проприетарных решений Google, Apple и MS. Именно это и стало причиной его насильственной блокировки на ключевых платформах.

    Кроме того, что наверное не менее важно, Flash-приложения вполне бы могли конкурировать с нативными приложениями на мобильных платформах. Но в этом случае их можно было бы распространять в обход фирменных магазинов приложений. Это особенно напрягало Apple — поэтому именно Apple первой и заблокировала Flash на платформе iOS …

  • Ответить

    Алексей Ровдо, вы что-то совсем не то пишите.

    Всё ровно наоборот: ОТКРЫТЫЕ стандарты html5 начисто убили быдлофлэш, который более 10 лет был занозой на теле www.

    Нет никаких «проприетарных решений Google, Apple и MS». Есть ОТКРЫТЫЕ стандарты html5 видео и аудио, и кодеки для всех.

    По поводу того, что сдох флэш можно выпить шампанского. Следующий на выход — вся индустрия антивирусов.

  • Ответить

    ОТКРЫТЫЕ стандарты html5 не позволяют сделать видео-чат. Сюрприз!
    Они только в одну сторону передачу видео- и аудио-потоков стандартизируют. То есть для ютуба html5 подходит, а видео-конференцию на html5 уже не соберешь. А вот flash позволяет именно от любого посетителя сайта по http получить и аудио и видео поток (причем без создания какого-либо персонального аккаунта).

    Вообще о таком нюансе апологеты html5 (а это как раз те самые Google, MS, Apple) естесственно не распространяются. Убивая flash на своих платформах, они боролись именно за то, чтобы единственным способом ДВУСТОРОННЕЙ коммуникации оставались только И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО их проприетарные решения.

  • Ответить

    > ОТКРЫТЫЕ стандарты html5 не позволяют сделать видео-чат. Сюрприз!

    Кому не позволяют?!.

    Всё что надо — есть. Там из говна и палок можно сделать ЛЮБУЮ конференцию. Каждый школьник сейчас соберёт любую конференцию через какой сервер на node.js.

    О каких решениях речь? ЧЕГО вам не хватает?

    Выпилили быдлофлеш. УРА! Это мерзотное дырявое поделие ушло в прошлое.

  • Ответить

    Вообще, чатов на WebRTC в поисках находятся десятки решений. Бесплатных и платных, свободных и проприетарных. У вас какая-то заведомо неверная информация.

    Выпиливание флеша — это суровая необходимость. Эта дрянь начисто дырявая, к ней нет исходников, она глючит и не работает на всех платформах.

  • Ответить

    Так WebRTC — это и есть то решение Google, для продвижения которого (в том числе) было фактически заблокировано использование flash на платформе Android. Долгое время MS, Apple и Google «бодались» по поводу того, чья именно технология должна быть стандартизована. Только где-то к 2015 году им удалось достичь компромисса в отношении WebRTC. И теперь уже — да — можно говорить, что WebRTC стала вполне кросс-платформенным решением.

    Я давно не заглядывал в спецификацию. Возможно, что ее доработали сильно. Но еще пару лет назад возможности, предоставляемые WebRTC, были заметно беднее тех, что давал flash в своем API. Собственно за примитивность WebRTC очень критиковали с самого начала и именно это было одним из аргументов MS при создании альтернативных решений. И даже сейчас, хотя считается, что Microsoft наконец стала поддерживать именно WebRTC, но по факту в продуктах MS реализуется расширенное API названное Object RTC (ORTC), в котором поддержка WebRTC не является главной фичей.

    Вполне возможно, что flash спокойно бы доживал свои дни вне технологического мейнстрима, но в какой-то момент он стал мешать крупнейшим игрокам и понадобилось раскрутить настоящую истерию, чтобы оправдать свои действия по блокировке нежелательной конкуурирующей технологии. По факту Adobe практически прекратила заниматься flesh после того, как в 2010 году Apple заблокировала использование flesh на айфонах. В общем нет ничего удивительного, что сейчас все эти решения катастрофически устарели…

  • Ответить

    Алексей, спросите любого технаря вменяемого, и он вам расскажет, что быдлофлеш нужно было вырубать топором. Чисто по техническим причинам, ему нельзя было давать право на жизнь. Даже когда Ютуб и прочие были на быдлофлеше, у меня был ОТДЕЛЬНЫЙ браузер для просмотра видео, дабы основной сёрфинг не нёс в себе рисков.

    Поэтому и Эппл, и Гугл сделали абсолютно правильно.

    WebRTC — это не «решение Гугл». Это вообще не решение, а ПРОТОКОЛ. Решения делают несколько игроков, и всё там нормально.

    Да, возможно WebRTC был беднее и не имел каких-то фичей. Плевать, главное быдлофлеш выпилить любой ценой. Никаки компромиссов ни с ява плагинами, ни сервелатом, ни с быдлофлешем. Всё вырубать, зачищать и санировать.

    И да, пообщайтесь с безопасниками. Они вам покажут всё как есть.

  • Ответить

    >>Кстати, в нормальных компаниях ВСЕГДА руководствуются мнением технарей.

    никогда не РУКОВОДСТВУЮТСЯ. В лучшем случае — учитывают, принимают ко вниманию (если мозгов у ЛПР хватает, чтобы базар технарей понять — у тех же тоже бывают «разные мнения»).

  • Ответить

    Карабас, я про НОРМАЛЬНЫЕ компании не в смысле «нормального распределения», а в смысле «в здравом уме».

    РЖД — не нормальная, там руководствуются личными интересами.
    Оракл — тоже не нормальная, они убили свою же покупку (Mysql), при этом сейчас вполне живут два форка, т.е. цели не достигли.

    Гугл — относительно здравые решения принимал, на фоне других он кажется нормальным. Но при этом он тоже принимает много идиотских решений.

    Но вернёмся к флешу. Кто-нибудь может объяснить, ЗАЧЕМ и кому он вообще нужен?

    Он пришел чисто на коррупции: продавили в Микрософте, внедрили этот троян во все браузеры.

    Да, он пришелся по вкусу, легко и просто делать было анимацию. Но мало кто готов был жертвовать комфортом ради того, чтобы не пустить это спорное решение.

    Так что в случае флеша мы имеем как раз победу сил добра над коррупционно-откаточными схемами. Технически плохое решение было выдавлено.

  • Ответить

    >>я про НОРМАЛЬНЫЕ компании … а в смысле «в здравом уме».

    Я — тоже именно про них. Про нормальные крупные компании. В 20 веке были крупные компании, в которых у руля стояли технари с универсальными компетенциями (с базовым техническим образованием и уникальными интеллектуальными и орг способностями). Например, крупные «фирмы» из ВПК СССР. Но сейчас всё именно так — ЛПР (с гуманитарной прошивкой) к технарям в лучшем случае прислушиваются.