Интервью с Юрием Синодовым опубликовано в журнале «Практика интернет-маркетинга»(iTunes, Google Play) (№24).
«Мобильный» рынок развивается настолько быстро, что порой кажется, будто игроки рынка не успевают вовремя отреагировать на происходящие изменения. Так ли это на самом деле? О состоянии мобильного сегмента рунета, готовности интернет-бизнеса быстро реагировать на перемены и ближайших перспективах развития мы поговорили с Юрием Синодовым — создателем сайта Roem.ru, собравшего профессионалов интернет-рынка. Помимо этого, Юрий является создателем рейтинга-каталога студий Factus.ru, а также владельцем и идеологом экспертного сетевого издания Teleus.ru
Какова, на ваш взгляд, специфика «мобильной сцены» Рунета? В чем мы отстаем от «Интернета вообще», в чем — опережаем?
Мы не только не отстаем, напротив: у нас все бурлит настолько быстро, что за изменениями не успевает никто. Если мы посмотрим на статистику Li.ru, то увидим, что еще года два назад на 5% мобильной аудитории можно было не обращать внимания. Год назад, когда этот показатель вырос до 20%, стоило начать беспокоиться и что-то делать. Сегодня же — когда мобильная аудитория составляет до 40% — мы понимаем, что все прежние решения и подходы устарели. Если раньше смартфон рассматривался и использовался в первую очередь именно как «мобильник», как средство связи с не очень-то востребованными дополнительными функциями, то за последний год ситуация изменилась радикально — сейчас смартфон зачастую является основным окном для выхода в Интернет, особенно в регионах.
Этим и объясняется тот факт, что доля просмотров из регионов выше, чем доля пользователей: большинство региональных юзеров предпочитают использовать для выхода в Сеть смартфон, а не десктоп.
Еще недавно при использовании мобильного устройства наибольшей популярностью пользовался доступ в социальные сети и к источникам прикладной информации (например, картам), то есть собственно «интернет» сужался до небольшого набора сервисов. Сегодня это уже не так, и это вполне естественно. Ведь с приложением может случиться все что угодно — например, его могут снести; телефон может потеряться, сломаться, разбиться. А вот если человек запомнил адрес сайта, просто поместил его в свою черепную коробку и запомнил как следует, то оттуда его поломками техники не выбить. Та же статистика Li.ru меня в этом только убеждает.
Достаточно ли внимания сейчас владельцы интернет-бизнеса уделяют мобильной стороне вопроса? В чем может быть причина недооценки?
Они просто не успели отреагировать. Проект разработки, движущийся ни шатко ни валко, вполне может отнимать год. При этом все склонны исходить из оценок сегодняшнего дня. Мало кто учитывает, с какой скоростью растет аудитория мобильных платформ. Мы, скорее всего, в этом году увидим, что мобильные платформы возьмут 50% трафика. Для огромного количества интернет-бизнесменов это будет шоком. При этом студиям стоит бежать и нанимать соответствующие кадры уже сейчас: через полгода-год верстальщики, дизайнеры, кодеры смогут увеличить свои зарплаты раза в полтора.
Получается, что минусы от неиспользования мобильных версий и приложений участники рынка видят, но, тем не менее, создавать и внедрять их не спешат. Почему?
Причина проста — слабая конкуренция. Я не видел ни одного хорошего мобильного магазина. Хотя бы на уровне «Я ввел то, что мне надо, мне тут же показали карточку товара, я подтвердил, что хочу именно это, меня попросили ввести телефон и тут же перезвонили уточнить время и место доставки». Это было бы удобно; может быть, такие магазины и есть, но они в меньшинстве.
Распространение мобильного доступа во многом зависит от провайдеров связи. Удовлетворяет ли сегодняшняя стратегия операторов требованиям мобильности?
Операторы изо всех сил пытаются сделать две вещи. Первая: продать абоненту смартфон. Вторая: подписать абонента на безлимитный (или условно безлимитный) пакет трафика: для них это выгодно, так как они получают кучу людей, которые гарантированно будут им платить. По сути, именно операторы сотовой связи являются мотором развития мобильного Интернета в России.
Вообще, если говорить об «обеспечении» — чего не хватает мобильному Интернету для динамичного развития?
С точки зрения пользователей не хватает прежде всего понятности и удобства. Безопасности тоже не хватает, но про это пользователи не думают (или, в массе своей, думают гораздо меньше, чем про удобство пользования). С понятностью все не очень хорошо из-за того, что интерфейсные возможности разных аппаратов сильно отличаются и, с учетом бурного роста рынка и технологий, вид приложений и их способ устройства меню отличается разительно. Например, неподготовленному человеку может быть не очень легко разобраться в интерфейсе приложения соцсети Path, он может показаться слишком инновационным.
Мобильный пользователь ничем не отличается от „обычного“. Кроме того, что мобильный пользователь тычет пальцем в экран и меньше пишет. Пресловутая „поведенческая разница“ не влияет на конечный результат.
С оплатой, на самом деле, все не очень плохо: те, кто занимается платными услугами, будучи стиснуты всеми ограничениями платформы, весьма изобретательно подходят к тому, как облегчить пользователю жизнь: например, Uber умеет распознавать номер банковской карты, которую вы используете для оплаты поездок. Пожалуй, больше всего пользователям не хватает привычки таким образом оплачивать что-то. Кэш по-прежнему рулит.
Потребление контента (информационные сайты, СМИ) занимает примерно половину всего объема мобильного трафика. Будут ли меняться форматы восприятия материалов читателями с учетом специфики мобильных платформ?
Мобильному пользователю теперь вполне доступны практически все виды контента, поэтому скорее речь не о специфике мобильных платформ, а, пожалуй, об утрате этой самой специфики. Логика использования мобильного Интернета прошлого более неактуальна. Ограничения вроде скоростных — практически сняты. Думаю, это все вызовет интерес, например, у онлайн-кинотеатров — человек, который вынужденно час едет в общественном транспорте, вполне может смотреть кино, почему нет?
Какие мобильные проекты СМИ вы считаете наиболее интересными в этом плане и почему?
Vmet.ro очень забавный проект: телекомщики за счет создания Wi-Fi сети в Московском метро получили доступ к аудитории, которой, собственно, и деваться-то некуда. При этом редакционный контент неплохой, верстка хорошая, есть и видео (к вопросу об ограничениях). Только остановку свою не пропусти. С интересом буду смотреть, какую аудиторию они наберут.
Чему стоит уделить наибольшее внимание в ближайшем будущем? Чего следует ждать и к чему готовиться?
Интернет аддиктивен, и люди — по крайней мере, некоторая их часть — вполне могут променять личные автомобили на общественный транспорт, в котором у них будет возможность почитать новости, посмотреть кино. Конечно, при условии, что этот транспорт удобен и безопасен. Просто потому, что сидеть и смотреть кино намного приятнее, чем «тупить» в стоп-сигналы соседа по пробке.
Практически всем участникам рынка надо сейчас переделывать сайты-приложения с осознанием того, что цена ошибок разработки в мобильных версиях постоянно возрастает. Надо нанимать хороших специалистов, хотя бы на уровне постановки задач и отслеживания реакций посетителей-клиентов, надо нанимать хороших контрагентов на разработку.
Текст: Максим Тимонов («Практика интернет-маркетинга»)
только только писал о быстрой разработки мобильных приложений на вебе http://habrahabr.ru/post/216697/ Смысл простой — технологии догнались. «Сегодня» мы имеем не просто возможность встраивать веб сайты в webview мобильных приложений, а действительно полноценно делать псевдо-нативные прилжухи, которые нисколько не уступают в скорости работы нативным. Иногда наоборот. В качестве крупного псевдо-нативного приложения можно привести в пример gmail для ios. Да да, это html приложение. В сорцах его куча js/html + самые внимательные могут заметить, что приложение, а точнее инпуты, а точнее клавиатура при активных инпутах ведёт себя именно как веб. Так же в статье зашла речь про аппстор в целом и его отношение к подобным приложениям. Например, для своего тестового я использовал appcache, это такая штука на html5, которая поддерживается всеми популярными браузерами, позволяющая сайтам работать в оффлайне. Первый раз сайт загружается с сети, жёстко кешируется, а потом хоть выключай комп, хоть выдёргивай шнур, сайт будет пахать. Так и с приложениями, во-первых, основной код можно вшить в приложение. Если есть инет — оно обновится до последней версии. Во-вторых, и самое главное, вы можете менять код тогда, когда вам будет удобно. Т.е. выкатили приложение, нашли баг, чтобы исправить его в аппсторе — неделя (кто в танке, любое приложение или обновление в сторе модерируется, на неё уходит от недели до трёх в среднем). В случае с вебом и appcache, вы меняете файлы у себя на сервере и вуаля, программа обновляется у пользователя. Т.е. мало того, что мы получаем кросс-платформу и очень быструю разработку (привет всем фанатам objc и ios-sdk, я был среди вас долго), но ещё и моментальный багфикс. Возвращаясь к аппстору, раньше подобные приложения блокировались политикой безопасности аппстора. Сейчас подобные приложения допускаются и принимаются.