СПИК2: не скучно

Озвученное в предыдущей статье предположение, что второй день СПИКа может компенсировать уныние первого, оправдалось: продолжение и впрямь оказалось куда бодрее. Причем драйв ощущался сразу с обеих сторон — и в докладчиках, и в зрителях.

Первым большим оживлением дня стал доклад Олега Бунина («Онтико»), посвященный высоким нагрузкам. В то время как многие «капитанствовали», делая свои речи понятными даже непосвященным, Бунин выступил «по хардкору», обрушив на слушателей заявления о «едином кеше для всех бекендов» («кеш» и «бекенд» в его презентации были написаны именно через «е») и «проблеме инвалидации кеша». Он не стал делать больших скидок на то, что находится на конференции «обо всем интернетном» (а не узкотематической Highload++), причем в секции «Веб-разработка и дизайн: трюки и тренды», то есть далеко не всем сидевшим перед ним его слова были близки и понятны. Кроме того, он пропустил все сроки завершения доклада. Однако среди зрителей нашлось немало заинтересованных, так что в итоге Бунин сорвал не только регламент, но и аплодисменты, сразу став одним из героев дня. И заслуженно: при всех минусах такой доклад куда ценнее очередного выступления «ни о чем», пусть даже понятного всем присутствующим и идущего точно по графику.

В секции «Информационная безопасность» Игорь Гонебный тем временем объяснял, почему находить и маркировать опасные сайты сможет только все интернет-сообщество под руководством представляемой им организации Web of Trust, а силами отдельной организации этого не сделать. На напрашивающийся вопрос «а если пользователи устроят флэшмоб и признают kremlin.ru вредоносным» он ответил, что пока подобные попытки удается успешно пресекать, и выявлять подобные накрутки помогает автоматика. Получается, что качество сайтов должны контролировать живые люди, а не машины, но вот самих людей при этом должны контролировать машины.

Дальше жизнь снова бурлила: секция «Инструменты увеличения конверсии коммерческих сайтов и интернет-магазинов» пользовалась такой популярностью, что даже принесенных из соседних залов стульев не хватило на всех. Получилось как в случае с Буниным: с одной стороны, возникло неудобство, с другой — оно куда лучше первого дня, когда на всех секциях стульев хватало, потому что ни одна из них зрителей по-настоящему не интересовала. Гвоздем секции стало выступление Сергея Котырева («Юмисофт»), накануне уже привлекшего к себе внимание докладом на «Управлении командами». Он и в этот день оказался любимцем публики, рассказывая о самых разных средствах влияния на покупателя (от функции «сообщить мне, когда этот товар подешевеет» до айтрекинга, показывающего, как пользователь смотрит на сайт). И если накануне к большинству докладчиков у зрителей не было никаких вопросов, то здесь ведущему секции Максиму Спиридонову пришлось останавливать желающих, чтобы уложиться по времени.

Позже сразу два доклада на разных секциях воспевали переход от универсальности «ВКонтакте» к более узким проектам, но если Тимур Жабко (Snegoffon) осторожно говорил «нишевые соцсети будут развиваться параллельно с универсальными» (и честно назвал среди причин их развития блокировку популярных сайтов на рабочих местах), то напоминающий персонажа MMORPG Виктор Прошин («ООО Диалог Информационные Технологии») на выражения не скупился: «Что делают люди в обычных соцсетях? Пишут какую-то ерунду, читают какую-то ерунду, оставляют в комментариях какую-то ерунду». Успев за считанные минуты обвинить «универсальные» соцсети сразу во всех смертных грехах (поощрение низменных инстинктов, низкая степень созидания, моральный эксгибиционизм, копирование контента), Прошин перешел к восхвалению тематических площадок, где пишут на заданные темы, оставляют комментарии по делу, поднимают на пъедестал самых достойных и вообще заняты созиданием ценностей. Вероятно, эти слова начнут звучать куда убедительнее в тот благословенный день, когда пользовательские рецензии на «Кинопоиске» станет можно читать без содрогания.

Провисающие моменты, впрочем, были, причем даже на острой секции «Новые медиа» — например, в открывающем докладе Светланы Петуховой (фонд «Общественное мнение») статистика оказалась столь предсказуемой, что многие с трудом подавляли зевоту. Но уже на следующем после него докладе скучать не приходилось: Карен Казарян (РАЭК) прошелся паровым катком по СМИ, лезущим в блестящий мир новых медиа без какого-либо понимания причинно-следственных связей (и, например, срочно клепают мобильные приложения, но напрочь забывать снабдить свой сайт мобильной версией). По его мнению, ситуация напоминает карго-культы, когда туземцы играют в аэропорт, рассчитывая таким образом вызвать настоящий самолет. Схожая мысль уже была недавно высказана в резонансном тексте Галины Тимченко, но послушать масштабный и небезосновательный разнос всегда интересно. А затем еще и возражения нашлись: Тимур Жабко заявил, что «Сноб» своим примером доказывает пользу раскритикованных Казаряном блог-систем на сайтах СМИ.

Следом вышел петербургский деятель Павел Перец (Realweb), весь в белом и это не фигура речи, с заявлением о том, что бумажная журналистика умерла и авторам надо срочно идти в SMM работать на крупные бренды. А затем начал объяснять, что такое «агент влияния» — при том, что над разъяснениями этого термина смеяться стали еще года три назад: все, кому нужно, давно его знают, и на конференции в 2012 году это выглядит примерно насколько же уместно, как подробное разъяснение понятия «социальная сеть» с примерами и скриншотами. В общем, выступление Перца стало главным трэшем конференции, но в рамках одного доклада трэш скорее делает мероприятие колоритнее, чем портит.

Даже в самом конце конференции скучать не приходилось: Дмитрий Кот («Агентство продающих текстов») до рассказа о правильных интернет-текстах заставил присутствующих сделать друг другу массаж плечей, Александр Феоктистов («Яндекс») раскрывал секреты Яндекс.Маркета («у нас внутри компании соперничество с Директом, хотим, чтобы нам столько же разработчиков дали»), дискуссия по поводу авторского права проходила практически на повышенных тонах (жаль, со старыми аргументами), а вездесущая eLama давала вполне конкретные советы по эффективности контекстной рекламы. Заодно заявив «eLama — сервис с человеческим лицом», в связи с чем хочется напомнить, как выглядит логотип компании:

elama.gif

В общем, второй день конференции всухую выиграл у первого даже в мелочах: замусоривавшие хэштег #spic2012 спам-боты куда-то подевались, а живых твитов стало больше, причем обед в них больше не упоминался как главное событие дня. Так что причины ждать СПИК-2013 есть.

Евгений Трифонов

Добавить 4 комментария