«Вики» и «милливики» как единица измерения SEO-успеха

Проблема измерения эффективности услуг по продвижению сайтов в поисковых системах существует давно и делится на две части. Первая – как доказать эффективность реальному клиенту; вторая – как это сделать клиенту потенциальному.

В первом случае на помощь приходят Google.Analytics и Яндекс.Метрика. Заказчик, пользуясь независимым сервисом, может наблюдать за динамикой трафика из поисковых систем на свой сайт и сравнивать свои текущие показатели с прошлыми. Выросло – хорошо, молодцы, оптимизаторы! Упало – пора искать новых.

С потенциальным клиентом разговор иной. Прежде чем заплатить и вообще позволить что-то делать со своим проектом, он хочет убедиться в способности SEO-компании поднимать, а не ронять. Типичная about-вывеска с мантрами про «многолетний опыт», «индивидуальный подход», «наших аналитиков», «передовые технологии» и «соответствие методов лицензии Яндекса» на решение заказчика, конечно, влияет, но не так чтобы очень – мало ли кто и что про себя напишет.

Убеждают количественные показатели. В качестве таковых используются:

  • позиции клиентских сайтов в результатах поиска в ответ на популярные запросы. «Пластиковые окна» в московской выдаче – круто! «Недорогие деревянные окна со скидкой в Тьмутаракани» – отстой;
  • топовые позиции фирмы в разного рода рейтингах сравнения. «Эффективные показы», «SEO-компании глазами клиентов», «рейтинг суммарного тИЦа», «победители второго конкурса Линкомулии» и т.п.;
  • отзывы благодарных заказчиков – чем больше, тем лучше;
  • данные о трафике. «Количество целевых посетителей из поисковых систем на сайты наших клиентов – столько-то».

Последнее убеждает больше всего. Конечно, для проверки надо знать все продвигаемые сайты и иметь доступ к статистике каждого. Что чаще всего невозможно, но, чай, в приличном обществе живем, джентльмены врать не будут.

Однако иметь возможность проверки все равно хочется. Вниманию почтеннейшей публики, читателей Roem’a, предлагается новая забавная идейка – о способе внешней оценки поискового трафика.

У метапоискового расширения Neiron Search Tools более миллиона пользователей. Инструмент удобный - человек в привычном интерфейсе видит непересекающиеся результаты сразу двух лучших поисковых машин Рунета. В обмен за такое счастье мы видим статистику поведения пользователей в поиске. Т.е. для каждого сайта можно подсчитать, сколько раз участники данной выборки переходили на него со страниц результатов поиска Яндекса и Google.

Но система оценки, основанная на абсолютных цифрах о количестве переходов, требует решения слишком уж большого количества неопределенностей. Например, в прошлом месяце на сайт N было 1000 переходов, а в этом уже 1200. Как понимать такой результат? Это:

  • улучшение положения сайта в поисковых системах
  • или рост количества пользователей Neiron Search Tools (NST),
  • или сезонное изменение спроса на предлагаемую на сайте информацию,
  • или рост общего количества пользователей поисковых систем?..

Даже на таком простом примере с одним ресурсом сложно построить убедительную гипотезу оценки, что уж говорить о случаях, когда оценивать надо группу сайтов. Необходима какая-то относительная величина, которая учитывает большинство возможных изменений.

В качестве таковой мы предлагаем использовать посещаемость «эталонного» сайта - Википедии. Это, пожалуй, лучший проект, который можно принять за эталон поискового трафика. Во-первых, к Вики обращаются за информацией по любым темам. Во-вторых, в Яндексе и Гугле ссылки на Википедию находятся в Тор10 в ответ на наибольшее количество поисковых запросов (см. «О популярности Википедии в поисковых системах»), и эти ссылки, как правило, абсолютно релевантны. В-третьих, Вики известна всем. Статистика NST показывает, что по объему поискового трафика Википедия уступает лишь сайтам vkontakte.ru и odnoklassniki.ru, но соцсети довольно сложно представить объектом поиска информации.

Иными словами, Википедия – наиболее востребованный информационный ресурс Рунета. Ее посещаемость из поисковых систем, измеренная в абсолютных цифрах, зависит от размера выборки – чем больше анализируемая аудитория, тем выше цифра. Но можно предположить, что доля поискового трафика Википедии для репрезентативных выборок примерно одинакова и уже не зависит от размера выборки.

Является ли выборка в миллион человек репрезентативной?.. По сути, это почти два процента российских пользователей Интернета, т.е. достаточно значимая величина.

Если поисковый трафик Википедии в анализируемый период времени (в идеале можно учесть и посетителей из интересующего региона) принять за эталон, то аналогичный показатель для любого другого сайта будет выглядеть как доля от эталонного значения. Назовем эталонное значение «один вики» и рассмотрим, как можно измерять с его помощью поисковый трафик других сайтов.

Таблица Тор50 наиболее посещаемых из поисковых систем сайтов Рунета в новых единицах измерения выглядит так:

Домен Вики (W) Милливики (mW)
1 vkontakte.ru 1,74839572 1748,40
2 odnoklassniki.ru 1,04480577 1044,81
3 ru.wikipedia.org 1 1000
4 otvet.mail.ru 0,55514247 555,14
5 zaycev.net 0,28373944 283,74
6 youtube.com 0,26936812 269,37
7 mail.ru 0,26674514 266,75
8 torrentino.com 0,23484996 234,85
9 playground.ru 0,17142752 171,43
10 yandex.ru 0,16232694 162,33
11 kinopoisk.ru 0,14755696 147,56
12 gigporno.ru 0,13554582 135,55
13 my.mail.ru 0,12998948 129,99
14 my-hit.ru 0,12831653 128,32
15 zerx.ru 0,12297042 122,97
16 fast-torrent.ru 0,11696584 116,97
17 revolution.allbest.ru 0,11581946 115,82
18 odnoklassniki.ua 0,1138619 113,86
19 otvety.google.ru 0,10736446 107,36
20 youporn.ru 0,10201141 102,01
21 onlineguru.ru 0,09167619 91,68
22 rutracker.org 0,09040289 90,40
23 rutor.org 0,09004093 90,04
24 liveinternet.ru 0,08710062 87,10
25 tfile.ru 0,08381025 83,81
26 avito.ru 0,08078366 80,78
27 vk.com 0,07983265 79,83
28 russiansuka.ru 0,07926838 79,27
29 translate.google.ru 0,07715414 77,15
30 gismeteo.ru 0,07396392 73,96
31 soft-best.ws 0,07281854 72,82
32 vuku.ru 0,06887763 68,88
33 rutube.ru 0,06882408 68,82
34 stopgame.ru 0,06795538 67,96
35 nnm-club.ru 0,06652539 66,53
36 poiskm.ru 0,06444684 64,45
37 video.mail.ru 0,06409083 64,09
38 girlsgogames.ru 0,06307139 63,07
39 translate.ru 0,06238714 62,39
40 babyblog.ru 0,06182287 61,82
41 festival.1september.ru 0,0607241 60,72
42 kinomooviz.ru 0,05991787 59,92
43 auto.ru 0,05953508 59,54
44 google.ru 0,05926337 59,26
45 dic.academic.ru 0,05920387 59,20
46 kashtanka.com 0,05535022 55,35
47 softportal.com 0,05285716 52,86
48 trahtube.ru 0,05161261 51,61
49 muzico.ru 0,05157691 51,58
50 kinobanda.net 0,05047913 50,48

Как видим, достаточно наглядно. Хотя визуально в «виках» удобно оценивать лишь первые двадцать сайтов списка. Поэтому, чтобы не считать нули после запятой, можно пользоваться привычными метрическими приставками – «милливики», а для совсем уж малопосещаемых сайтов и «микровики» подойдут.

Предложенный рейтинг основан на таком «естественном факторе» как тяга пользователей к энциклопедическим знаниям, поэтому, возможно, окажется достаточно устойчивым к изменениям размера выборки NST и посещаемости поисковиков. Вычисляя в «вики» относительную посещаемость за равные промежутки времени, легко следить как за одним ресурсом, так и за любой группой сайтов.

Пока все это – гипотеза. Стоит ли ее принять на вооружение и использовать в практической работе? Что думаете?..

Приложение 1: Таблица Тор1000 сайтов Рунета по объему поискового трафика из Яндекса и Google. Показатель для последнего, тысячного сайта – 5,2 mW.

Приложение 2: Адрес сервиса, где читатель может оценить поисковый трафик интересующего сайта или группы сайтов, вычисленный описанным выше способом – http://stat.neiron.ru/checkctr/. Данные за одни сутки, поэтому малопосещаемые сайты могут быть «по нулям». В планах – обсчитывать результаты за полную неделю и обновлять четыре раза в месяц с оценкой динамики.

Автор - Андрей Иванов, Neiron.ru, ex-"Ашманов и партнеры"

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    G00DMAN

    Микровики не убедительны. На википедию перешли по 300К запросам (а по скольким показали, но не перешли — считалось?), среднее число показов по этим запросам скорее всего сильно меньше 100. На авто.ру перешли по 526-ти запросам, среднее число показов по которым явно больше 100 и гораздо больше среднего по вики, минимум в разы, если не на порядки (я так думаю, хотя не считал, данных нет). В итоге и то и другое среднее считаем равным 100 и получаем большую разницу в пользу вики. Ну так и должно было быть при таком подсчете. И к сео-успеху это никакого отношения не имеет, как и ранжирование вики, которая выдается высоко не благодаря сео-успешности, а по другим причинам. Вот вторая пузомерка Иванова, CTR, может быть интересна, если доработать. Нужно считать CTR относительно среднего для каждого места в топе (разделяя запросы как минимум на навигационные, информационные и коммерческие — у них будут очень разные таблицы средних CTR). Такой «типа CTR», который может быть и больше 100%, будет показывать качество оптимизации тайтлов и сниппетов по целевым для сайта запросам, а это уже похоже на сео. Пока же CTR, как и милливики — ни о чем.

  • Контекст комментария

    Станислав Ставский

    >(разделяя запросы как минимум на навигационные, информационные и коммерческие — у них будут очень разные таблицы средних CTR) Андрей, Гудман правильно говорит, разброс значений твоих метрик для разных сайтов обусловлен разным процентным соотношением навигационных запросов в потоке запросов, по которым показывается сайт. По той ссылке которую ты привел есть мой комментарий, процитирую [URL=http://katerina-test.ya.ru/replies.xml?parent_id=3363&item_no=3344&with_parent=1#reply-katerina-test-3363]его[/URL] с твоего позволения: у вконтакте и у авто.ру большая часть показов по навигационным запросам. А википедия — это, по сути, еще один колдунщик выдачи -). Сравнивать их по такой метрике некорректно. Ты возьми все переходы «не на морду», статистика на порядок изменится небось -) Мне кажется по такой методике имеет смысл оценивать раскрученность урлов, или даже сниппетов, но не хостов.

Добавить 7 комментариев

  • Ответить

    >> Статья содержит еще 1081 символ. Она будет доступна для бесплатного просмотра через 71 час 40 минут. Вы можете получить доступ ко всем статьям Roem.ru купив подписку или получить статью полностью на почту за 150 рублей. Это прикол такой? ЗЫ если честно я серьезно.

  • Ответить

    Микровики не убедительны. На википедию перешли по 300К запросам (а по скольким показали, но не перешли — считалось?), среднее число показов по этим запросам скорее всего сильно меньше 100. На авто.ру перешли по 526-ти запросам, среднее число показов по которым явно больше 100 и гораздо больше среднего по вики, минимум в разы, если не на порядки (я так думаю, хотя не считал, данных нет). В итоге и то и другое среднее считаем равным 100 и получаем большую разницу в пользу вики. Ну так и должно было быть при таком подсчете. И к сео-успеху это никакого отношения не имеет, как и ранжирование вики, которая выдается высоко не благодаря сео-успешности, а по другим причинам. Вот вторая пузомерка Иванова, CTR, может быть интересна, если доработать. Нужно считать CTR относительно среднего для каждого места в топе (разделяя запросы как минимум на навигационные, информационные и коммерческие — у них будут очень разные таблицы средних CTR). Такой «типа CTR», который может быть и больше 100%, будет показывать качество оптимизации тайтлов и сниппетов по целевым для сайта запросам, а это уже похоже на сео. Пока же CTR, как и милливики — ни о чем.

  • Ответить

    >(разделяя запросы как минимум на навигационные, информационные и коммерческие — у них будут очень разные таблицы средних CTR) Андрей, Гудман правильно говорит, разброс значений твоих метрик для разных сайтов обусловлен разным процентным соотношением навигационных запросов в потоке запросов, по которым показывается сайт. По той ссылке которую ты привел есть мой комментарий, процитирую [URL=http://katerina-test.ya.ru/replies.xml?parent_id=3363&item_no=3344&with_parent=1#reply-katerina-test-3363]его[/URL] с твоего позволения: у вконтакте и у авто.ру большая часть показов по навигационным запросам. А википедия — это, по сути, еще один колдунщик выдачи -). Сравнивать их по такой метрике некорректно. Ты возьми все переходы «не на морду», статистика на порядок изменится небось -) Мне кажется по такой методике имеет смысл оценивать раскрученность урлов, или даже сниппетов, но не хостов.

  • Ответить
    Андрей Иванов Нейрон Ру

    Стас, «вики», в данном случае, это единица измерения поискового трафика. Ясно, конечно, что этот трафик складывается из переходов по разным типам запросов, а количество навигационных запросов для сайта зависит от его известности. «Эльдорадо», «ОЗОН» и иные брэнды некоторую степень «раскрученности» при таком подходе имеют естественным путем. Но брэнды тоже продвигают и сравнивать собственный поисковый траф с таким же показателем конкурента всем интересно. Ты же не будешь, сравнивая «Эльдорадо», например, с «Техносилой», фильтровать заходы по запросам «эльдорадо» и «техносила». Вики — самый грубый показатель, но для оценки результативности сайта как инструмента привлечения посетителей из поисковых систем, на мой взгляд, вполне неплох. А детализацию — запросы, показы, позиции и др. плюшки с пампушками — мы прикрутим.