Яндекс продал «Крипту» тем, кто рекламируется не через Яндекс «Директ» или «Дисплей»

Развитие событий: Бизнес с престижных улиц будет платить «Яндексу» больше за «карточки» в «Картах», «Навигаторе» и «Поиске» (10 апреля 2017)

Яндекс объявил о разработке сервиса, «который позволяет повысить отдачу от традиционных звонков клиентам, смс- и почтовых сообщений». Названия у сервиса пока нет. В июне 2016 Яндекс запустил сервис «Аудитории». «Аудитории» можно рассматривать «зеркальным» отражением нового сервиса. «Аудитории» — это интернет-реклама в рекламной сети Яндекса, а новый сервис — это прямая коммуникация с клиентом (телефонный звонок, sms, письмо) силами заказчика. «Аудитории» — это сегментация на стороне клиента, но таргетинг в рекламных продуктах Яндекса. Новый сервис — это наоборот, сегментация внутри Яндекса, а таргетинг на стороне заказчика при звонках и рассылках. Два проекта, первый и новый, базируются на технологиях выделения разных аудиторий «Крипта».

Сейчас, на этапе альфа-тестирования нового сервиса:

  • «Яндекс» берёт у заказчиков обезличенные данные о клиентах;
  • Анализирует поведение клиентов при помощи «Крипты»;
  • Заказчик получает от «Яндекс» отчёт о том, кто из его клиентов заинтересован в том или ином продукте.

«Цена зависит от количества заинтересованных в продукте клиентов, которых выявит Яндекс. При этом стоимость выявленного интереса к одному продукту может отличаться от стоимости интереса к другому», — объяснили в поисковике. Потенциальному заказчику необходимо иметь собственную CRM-базу клиентов, с подробностями о них. Яндекс упомянул, что систему тестируют в нескольких крупных банках и торговых компаниях, но конкретно назвал только Тинькофф Банк.

Новый проект на технологиях «Крипты» представил Константин Круглов, сейчас директор по экспериментальным продуктам Яндекса. В 2012—2013 годах он руководил технологическим офисом в Tinkoff Digital. Там специалист разрабатывал платформу RTB. Летом 2013 года независимый Tinkoff Digital, основанный на собственные средства Олега Тинькова и его партнёров, стал внутренним подразделением банка и отказался от обслуживания рекламных нужд сторонних клиентов. 3 года назад Tinkoff Digital столкнулся с отсутствием рынка данных о пользователях. Крупнейшие игроки (например, тот же Яндекс или соцсети) данными для таргетинга не торговали, понятной модели ценообразования не было. Экономически привлекательную таргетированность показов в RTB проектах обеспечить не удалось. Хотя бизнес на данных быстро построить не получилось, данные рассматривались, как ценность. В результате один из проектов Tinkoff Digital попал на слайд, продемонстрированный коммерческим директором Mail.ru — он сопроводил им историю о «воровстве данных» (упомянутый проект давно продан и не принадлежит Тинькову).

И новый сервис без названия, и «Аудитории», со стороны выглядят как чёрный ящик. Яндекс берёт клиентские данные, как-то обрабатывает их на своей стороне и выдаёт результат заказчику. Технология «Крипта» на методах машинного обучения учится подходить к «обезличенным данным о клиентах» с всё большей тщательностью. Анализируется около 300 факторов поведения пользователей. Раз в день «Крипта» уточняет, какова вероятность принадлежности пользователя к той или иной группе. Например, группе выгодных клиентов банка. Насколько выгодно успешному банку давать Яндексу данные для обучения системы, которую затем смогут использовать менее успешные банки — вопрос дискуссионный (или аукционный).

Сейчас Кирилл Бобров, вице-президент Тинькофф Банка по привлечению клиентов, просто говорит, что новый сервис Яндекса позволил им «значительно увеличить точность прогнозов, что снизило издержки на «дорогие» звонки и увеличило конверсию в несколько раз»».