Успех года: все ушли в онлайн
Мне кажется, год стал переломным для электронной коммерции в России. Большинство крупных игроков из оффлайна сместили акценты на онлайн: монобренды открывают собственные магазины, многие начинают сотрудничать с нами и другими маркетплейсами.
Пока екоммерс - это 3% от всего ритейла, а его доля в трансграничной торговле меньше одного процента. Но потенциал огромный.
В 2015-м даже для самых консервативных компаний стало очевидно, что будущее торговли - за интернетом.
Тренды года: маркетплейсы и «атаки клонов»
В российском екоммерсе о своих маркетплейсах заявили многие. Логика понятна – в условиях кризиса эта модель намного лучше подходит для масштабирования бизнеса, чем традиционная онлайн-торговля. Но при кажущейся легкости, управление маркетплэйсами требует особой экспертизы. Интересно будет посмотреть, “выстрелят” ли эти проекты в 2016-м.
Второй тренд я бы назвал “атакой клонов”. Успех AliExpress широко освещался в китайской прессе, и мы видим все больше новых проектов, которые сотрудничают с теми же компаниями, что и мы, и запускают похожие проекты. Пока у них не все получается, но главное, что все это увеличивает долю интернет-торговли в экономике. И не скрою, нам нравится быть законодателями моды в этом направлении.
Надежда года: экспорт через интернет
Один из проектов этого года, которым я особенно горжусь – это запуск первого российского магазина на нашей площадке Tmall Global. Уверен, это только первая ласточка, в следующем году масштабы экспорта из России в Китай с помощью инструментов электронной коммерции будут куда выше.
Человек года: российский покупатель
Я, наверное, назову человеком года российского интернет-покупателя. Это был точно самый важный человек для нас в этом году.
Запуск года: Carprice
Мне нравится Carprice. И, в целом, я очень внимательно слежу за начинаниями Оскара Хартманна.
Сделки года: Avito и South China Morning Post
Для рынка в России интересной историей стала покупка Check Out - если Avito удастся интегрировать сервис доставки как дополнительную услугу, это может серьезно усилить функционал этой площадки.
А для меня лично большим объявлением стала новость, что Alibaba покупает ведущую англоязычную газету Азии - гонконгскую South China Morning Post. Я жил в Гонконге много лет и даже запускал совместные проекты с этим изданием.
Стартапы года: DO-RA и Fibrum
Это победители AliExpress Challenge - нашего совместного конкурса со Сколково. Здорово, что в России думают не только об инновациях, но и о том, как сделать удобный для конечного пользователя продукт.
По конкурсу же видна основная проблема российских инноваций – пока российская инновационная продукция дороже китайской. Вам нужно сокращать производственные издержки.
CEO года: Дмитрий Страшнов
Мне очень нравится, что он делает в «Почте России». Видно, что компания меняется - хоть этот проект, безусловно, не на один год.
Инструмент года: Smartreading
Это приложение – очень удобный инструмент для того, чтобы быть в курсе мирового non-fiction.
Успех компании: GR и партнерская экосистема
В этом году у топ-менеджмента Alibaba впервые появилась возможность пообщаться напрямую с руководством России - на ПМЭФ и всемирном интернет-форуме в Учжене.
В остальном, мы упрочили свое положение в России: в первую очередь, за счет большей локализации бизнеса и развития партнерской экосистемы, которую создаем годами. Вот что появилось в 2015-м:
- российский маркетплейс внутри «АлиЭкспресс» - было непросто, но мы справились в короткий срок,
логистический проект с SPSR и информационная интеграция с Почтой России, - новые платежные методы – и впервые наличными,
- оффлайновый павильон Ali в Москве и сеть гарантийных салонов по России (салоны предлагают ремонт телефонов, купленных на AliExpress),
- оффлайновые рекламные кампании в разных городах России – автобусы в Новосибирске и Екатеринбурге с Яндекс.Деньгами, велорикши и Формула-3000 с SPSR, плакаты в отделениях Почты России.
Каждый из этих проектов в отдельности, возможно, не столь важен для нашего бизнеса. Но вместе они помогли создать партнерскую экосистему, без которой наше дальнейшее развитие было бы невозможным.
Личный итог года: большая любовь
2015-й стал для меня первым за последние десять лет годом, полностью проведенным в родной Москве. И я рад, что я его провел рядом с любимой женщиной – Ириной Сорокиной, которая, к тому же, в этом году получила премию «Аристос» как лучший менеджер России на китайском направлении. Ира, спасибо тебе за все!
Добавить 4 комментария
хорошо написано. ни убавить ни прибавить. в самый раз
Молодец Марк! Отличная работа была проделана в 2015 году.
Почему же про провалы ничего нет? Например, про 11.11
А чем 11.11 провал? Оборот огромный, паблисити огромное, покупатели очень довольны. А то что продавцы не заработали — перебьются