Игра без правил: почему вводить штрафы за перепродажу билетов – пустая трата времени

Развитие событий: "Яндекс", МТС и другие перепродажники испугались персонализации театральных билетов (8 ноября 2018)

Даниил Кручинин, основатель и CEO платформы Eticket4.ru, p2p-маркетплейса по продаже билетов на мероприятия, напомнил, что правительство предложило штрафовать перекупщиков билетов на суммы до 1 млн рублей и намерено ограничить комиссию билетных операторов. Кручинин объяснил почему у власти ничего не получится. Надо не штрафовать, а придумывать нормальные правила для всех участников рынка, как это происходит во всем мире.

Буря в стакане

Правительство внесло в Госдуму сразу два законопроекта, которые, по замыслу их авторов, должны решить «проблему» перекупщиков. Предлагается ввести штраф до 1 млн руб., а комиссию официальных билетных операторов ограничить 10%.

К чемпионату мира по футболу в декабре прошлого года Госдума приняла похожий законопроект: по нему перекупщиков билетов на ЧМ можно было штрафовать на сумму до 1 млн руб. Мне неизвестны случаи, чтобы кого-то оштрафовали, зато я знаю, что порядка 140 тыс. билетов было продано на вторичном рынке, а лента Facebook пестрела постами самых обычных людей на тему «куплю/продам билет». Причем, чтобы попасть на финальный матч, люди были готовы отдать любые деньги – по крайней мере те, кто мог себе это позволить.

нет-ли-лишнего-билета

В этот раз речь идет только о билетах на культурно-зрелищные мероприятия. Авторы законопроектов уверены, что деятельность перекупщиков мешает («дискредитирует») работе ведущих организаций культуры, а сами перекупщики процветают. Серьезно? Вот простые факты и цифры. Вторичный рынок билетов не процветает и никогда не процветал в России. По объемам он в десятки раз меньше мирового, составляя в лучшем случае пару процентов от примерно $8-$10 млрд. в 2018 году.

По нашим данным, на российском вторичном рынке действуют не более 150 субъектов – это могут быть как и отдельные физлица, так и зарегистрированные компании. Из них примерно треть можно назвать более или менее серьезным бизнесом, а половину от этой трети – крупным. При этом аншлаги в России – редкий прецедент, независимо от масштаба события. А ведь вторичный рынок билетов возникает только тогда, когда спрос превышает предложение. Но потребительский спрос в России, наоборот, серьезно упал. Средняя стоимость билетов повысилась из-за скачка курса доллара и евро, а у населения доходы не выросли. Люди в первую очередь покупают товары первой необходимости. При том что у многих концертов целевая аудитория – это молодежь, студенты, у которой денег еще меньше. Так что утверждать, что вторичный рынок процветает – значит, как минимум сильно преувеличивать.

Бесполезные штрафы

«Штраф 1 млн руб.» - это, по крайней мере, звучит грозно. И, конечно, такие меры кого-то отпугнут и заставят действовать осторожней. А со стороны властей, скорее всего, в качестве показательной меры даже пройдут какие-то рейды. Но на этом все закончится. Потому что регулярно и точечно выявлять продавцов билетов на вторичном рынке – слишком тяжело и затратно. Да и сами по себе размеры штрафов вызывают вопросы. Физлица вряд ли смогут выплатить штраф 300 тыс. руб., а юрлицам проще будет закрыть ООО и открыть новое, чем платить штраф 1 млн. руб. Более того, многие крупные реселлеры платят налоги со своей деятельности, пусть и небольшие. И если формулировки в законопроекте будут слишком жесткими, они просто уйдут в тень, государство не получит и этих крох.

Аргументация же про то, что театры из-за перекупщиков теряют деньги, так как те возвращают в кассы за пять минут до начала спектакля нераспроданные билеты, тоже выглядит сомнительной. Попробуйте купить билеты в Большой театр, МХТ им. Чехова, Ленком или другой театр. На обороте билетов написано, что они возврату не подлежат. Погуглите – вы увидите, что теме «как вернуть билеты в театр» посвящены десятки форумов. Это действительно проблема.

«Давай куда-нибудь сходим». Легко ли быть лидером e-commerce в театральной среде

Другой аргумент, что простые зрители не могут купить билет в кассе, потому что все скупили реселлеры, тоже неточно отражает положение дел. Во-первых, реселлеры приобретают далеко не большую часть зала. Во-вторых, даже если бы не было реселлеров, то зритель, который пришел в кассы за один-два дня до начала популярного спектакля, все равно не смог бы купить билет, потому что билеты раскупаются заранее. Сегодня же у зрителей есть возможность приобрести билет в последние дни перед спектаклем только благодаря существованию вторичного рынка, который является по своей сути дополнительным каналом продаж.

Другое нововведение – ограничение комиссии билетных операторов 10% - тоже кажется по меньшей мере спорным. У операторов маржа на одном мероприятии в среднем не превышает 10-15%, это совсем немного. Ограничение комиссии сделает билетный бизнес еще более убыточным. Кому это нужно? Билетные операторы помогают организаторам мероприятий продавать билеты, а покупателям – покупать. Поэтому странно вставлять им палки в колеса. К тому же покупатель сам способен решить, готов он платить за удобство покупки комиссию 10% или больше. Такое искусственное ограничение похоже на принцип «давайте ограничим стоимость продуктов в ресторане, стоимость платных детских садов, давайте везде ограничим цены». Если на базаре государство будет регулировать цены, и картошка у всех будет по 5 рублей, а морковка по 3 рубля, и все будут продавать в убыток, то желающих продавать на базаре скоро не останется. Зато продавцы создадут свой рынок, который, по мнению государства, будет нелегальным. Это ненормальная ситуация. На цену и размер комиссии должен влиять только один фактор – спрос. А государство должно научиться не только вводить штрафы, но и создавать условия для ведения бизнеса и развития рынка.

Сертификация и рынок

Но что тогда делать? Мне нравится пример с таксистами. Раньше были «бомбилы», которые сегодня стали уже вымирающим видом – во многом, кстати, благодаря технологиям. Но в любом случае, и раньше, и сейчас можно получить лицензию и на законных основаниях перевозить пассажиров за деньги. Почему бы не сделать то же самое со вторичным рынком билетов? Ввести сертификаты или лицензии, то есть дать возможность работать реселлерам легально – и получить нормальную индустрию вторичного рынка билетов, как во всем мире. Там для покупателя вся покупка билетов у реселлеров максимально прозрачна – он видит номинальную стоимость, и сам решает приобретать билет или нет. Если реселлер не хочет соблюдать правила, его затаскают по судам. Для всех участников рынка все понятно. Или, например, чтобы давать контекстную рекламу в AdWords, компания или продавец, которые занимаются перепродажей билетов, должны получить лицензию и статус реселлера у Google. У него есть требования к сайтам, к ценообразованию и отображению цены на билеты. Соблюдаешь требования – получаешь лицензию, можешь размещать рекламу. Все просто. А в России, фактически, нет правил, и сейчас власти вместо разработки правил хотят ввести штрафы.

Добавить 5 комментариев

  • Ответить

    1) Билеты должны продаваться по рыночным ценам. Продавать билеты дешевле рынка — мошенничество. То есть коррупционеры не перекупщики, а те, кто запустил в оборот билеты по неадекватно низким ценам.

    2) Комиссия более 10% однозначно свидетельствует о коррупционной составляющей. Билетёр и посредник разводят выступающего, например. Нужно обязать всегда включать комиссию в цену билета, агент не может добавлять к цене билета, агенту платит продавец билета, а не покупатель.

    3) Механизм переуступки электронных билетов сделать надо, более того, надо его сделать по закону обязательным. Не предусмотрели — платите штраф.

    Не благодарите.

  • Ответить

    Ну да, ну да, человек из ростовщиков жалобно рассказывает что его бизнес убыточен а его еще и штрафовать хотят. Подменой фактов пытается рассказать что всего то действует на Росс. рынке 150 субъектов, при этом очень сильно забывает про действующих не официально субъектов.
    Очень хорошо манипуилрует тем фактом что от всемирового вторичного рынка в 8-10млрд долл. «жалкие проценты» на росс. рынке, это тоже деньги, причем на эти жалкие проценты человек то и живет.
    Ну как так то?

  • Ответить
    Альтер Эго

    Ну да, ну да, человек из ростовщиков жалобно рассказывает что его бизнес убыточен, а его еще и штрафовать хотят. Подменой фактов пытается рассказать что всего то действует на Росс. рынке 150 субъектов, при этом очень сильно забывает про действующих не официально субъектов.
    Очень хорошо манипуилрует тем фактом что от всемирового вторичного рынка в 8−10 млрд долл. «жалкие проценты» на росс. рынке, это тоже деньги, причем на эти жалкие проценты человек то и живет.
    Ну как так то?