Успех и инструмент года: чаты
В этом году многие переходят из почты в Slack, Telegram, другие чаты: и замена медленного общения на быструю коммуникацию многое меняет внутри технологических команд.
На самом деле, в этом буме отчасти виноват Skype.
Из-за сентябрьской аварии многие бежали от Skype к другим, это повлияло на расстановку сил.
Перестановка года: Microsoft
В этом году с точки зрения HR интереснее всего проявила себя Microsoft. Компания наконец-то выгнала Стивена Элопа, который в свое время продал им Nokia.
Компания года: Microsoft
На мой взгляд, идет перерождение Microsoft. С Балмером это была компания про зарабатывание денег на корпорациях, а сейчас команда старается что-то делать на консьюмерском рынке. Microsoft больше не пытается общаться со всеми “по праву сильного”, она наконец-то готова дружить: это видно по отношениям с Apple и Google.
На компанию правда приятно смотреть. А это приводит к тому, что все больше людей хотят пойти работать в Microsoft. Разработчики в США - это же очень конкурентный рынок. Раньше они хотели в Apple. Потом - в Apple или Google.
Теперь хотят работать в Apple, Google или Microsoft. Еще в прошлом году этого не было.
А все потому, что компания совершает простые, понятные и логичные шаги. Та же Windows 10 - это инновационное решение, которого было сложно ждать от Microsoft еще в прошлых сезонах.
Посмотрите, как элегантно они разобрались с проблемой мобильных платформ. Раньше они пытались пролезть на этот рынок со своим решением, потратили кучу денег, - но не преуспели. И тогда нашли обходной путь: сделали операционную систему, которая едина на десктопе и мобильных. Это автоматически делает Windows 10 самой успешной на сегодня операционкой - и в плане этого решения Micrоsоft большие молодцы.
CEO года: Microsoft
Акции компании растут, хотя доходы-то сильно не меняются. Вкупе с остальными достижениями, условный приз директору года можно отдать Сатье Наделле. Он очень много делает для возрождения Microsoft.
Стартап года: Telegram
Дуров быстро нагоняет остальные мессенджеры - и для меня это доказательство того, что бывают успешные серийные интернет-предприниматели. И хотя Telegram уже достаточно большой - это пока классический стартап: они еще не делают попыток ввести нормальную монетизацию, зато активно наращивают аудиторию и строят платформу-экосистему.
Люди года: Маск и Волож
Для меня очевидно, что предприниматель года - это Аркадий Волож. Вы просто посмотрите, как “Яндекс” в этом году держится - вопреки очень сложной макроэкономике.
А если говорить про мир вообще, явный кандидат на человека года - Элон Маск. Он самый яркий, самый шумный, он делает громкие заявления - и одновременно реально пытается сделать хоть какую-то революцию.
Скандал года: лазерная бритва на Kickstarter
Это не только скандал, но и развод года - кажется, что с самого начала ребята поднимали деньги на пустышку. Сегодня вокруг темы краудфандинга крутится слишком много людей, которые просто хотят “срубить бабла”.
Таких историй множество не только на Kickstarter. Cамая, пожалуй, грустная для меня - это Navdy. Ребята обещали выпустить гаджет-ассистент для водителя. Я сам когда-то пытался такие штуки делать, и очень надеялся на эту компанию. Но они уже второй год как обещают, что “вот-вот, через полгода оно будет”, - и, к сожалению, ничего не происходит.
Проблема года: много пиара из ничего (это про стартапы)
История про лазерную бритву с Kickstarter очень показательна, если перенести ее на весь мир стартапов. Большая часть этой индустрии за последний год превратилась в чистый шоу-бизнес.
Кажется, это первый год существования предпринимательского шоу-бизнеса.
Многие проекты сейчас построены вокруг пиара: а как только ты залезешь внутрь, окажется, что там ничего нет либо с точки зрения коммерции, либо с технологической стороны.
Стартапы как рынок - это очень конкурентная среда, в которой выживает не тот, кто лучше зарабатывает, а тот, кто лучше убедит инвестора. А это уже шоу и, в какой-то мере, навык жонглирования цифрами.
Инвесторских денег довольно много, они в каком-то смысле дешевеют, а давление на предпринимателя “где твои инвестиции” - оно постоянно растет. И культивирование артистизма на этой почве достигло пика. Все это стало напоминать сериал - так что интересно посмотреть, что будет в следующем сезоне.
Сделка года: Here
Вот почему в нынешнем году мне больше нравятся не классические инвестиции, а покупки. Здесь выделяется история Here, которую когда-то приобрела Nokia, а сейчас выкупает консорциум автопроизводителей.
BMW, Daimler и Audi - они же, в некотором отношении, злейшие враги.
Но они договорились и совместно покупают компанию, которая выпускает карты. Это интересный прецедент и потенциальная угроза для всего венчурного бизнеса - не только фонды и ИТ-компании в состоянии двигать этот рынок, стратеги есть везде.
Тренды года: blockchain, Китай (и, конечно, уберизация)
Биткоины произвели огромный фурор - и во многом благодаря методологии blockchain.
Децентрализация платежей будет не то что трендом, а движущей силой финтеха в ближайшие несколько лет.
Но такая же история с децентрализацией уже идет в чатах, а, судя по всему, в ближайшие годы затронет и весь интернет.
Про уберизацию и влияние технологий на реальность. Я обеими руками за. По-моему, это самое главное, что должно происходить с оффлайновым миром в ближайшие пару лет. По истории с такси уже видно, насколько улучшается мир от внедрения интернет-практик в обычную жизнь. И если так будет с покупками, консультациями, да с сантехниками, в конце концов, - я буду только счастлив.
При этом сам Uber (а я много интересовался их “кухней” в этом году, но в конце концов был разочарован) - это единственная американская компания, которая вызывает у меня “китайские” ассоциации: знаете, в том плане, что китайские нормы бизнеса европейцами воспринимаются как что-то немножко дикое и непрозрачное.
Про китайских игроков. Они будут постоянно выходить за пределы Китая - это факт. Внутренний рынок они насытили, теперь им жизненно необходимо завоевывать другие.
Это повысит конкуренцию, но любое соперничество идет на пользу всем игрокам - кроме тех, кто откровенно проигрывает. Конкуренция запускает такой бесконечный цикл улучшений, от которого выигрывают потребители. И уж им-то, потребителям, вообще без разницы, откуда какой игрок - из Китая, России или Туркмении.
Успех компании: Meteum
Запуск “Метеума” - это крутая история. Смотрите: в той же Калифорнии от локального прогноза погоды сильно зависят урожаи. А это большие деньги. Вообще, в Штатах и Европе погода - это огромный бизнес, связанный со страхованием и сельским хозяйством.
В России бизнеса вокруг погоды - за стенам Гидрометцентра и всего, что с ним связано, - пока не сложилось.
С одной стороны, в большинстве регионов страны очень континентальный климат, а он довольно предсказуем. Поэтому и бизнеса вроде нет.
С другой — погодой просто пренебрегали: потому что мы привыкли, что в России прогнозы - штука не очень точная. Вот компании на этом и не фокусировались. А мы решили попробовать и приложили умение работать с данными к нормальному миру. Это такое хорошее применение наших технологических скиллов, плюс интересная ниша.
Неудача компании: “Карты” для автомобилистов
В этом году мы уделяли мало времени “Картам” - с точки зрения автомобилистов. И может быть, зря. Но ресурс у нас, как вы понимаете, один. Мы сделали упор на пешеходов и запустили “Транспорт”. И по-моему, история, что ты можешь следить, как автобусы едут по улицам, - это лучшее, что происходило в мобильных приложениях этой категории за последние годы.
Медиа года: новостные агрегаторы и каналы в Telegram
В этом году я практически перестал читать и бумажные журналы, и сайты - вместо этого пользуюсь “Дзеном”. Плюс в Telegram есть интересная функция - каналы: это такая микрореволюция в плане рекомендательных систем и средств быстрой доставки эксклюзивного и качественного контента.
Я даже завел собственный канал — telegram.me/addmeto, чтобы люди могли получать ссылочки, которые нахожу я.
P.S. Roem.ru выражает благодарность #tceh за фотографии для публикации.
Добавить 11 комментариев
«Пользуюсь «Дзеном»», но не Surfingbird… ;)
Вообще конечно, обидно, у нас похожих на тот же relap историй в России раз-два и обчелся, но везде ехал Дуров через Telegram. Понимаю конечно, что есть некий бекграунд который может влиять на упоминание релапа, но рассказывать про «микрореволюцию рекомендательных систем» и не упоминать их — это что-то вроде как говорить про поисковики в России и не упоминать Яндекс.
Вот тебе и итоги года.
Яндекс просто «увел» молодого прогера у Релапа. Поэтому не упоминают :)
Яндексу нужна своя Siri/Google now. Туда нужно двигаться. Ассистент/интеллект/а потом портация софта к роботам.
«Посмотрите, как элегантно они разобрались с проблемой мобильных платформ. Раньше они пытались пролезть на этот рынок со своим решением, потратили кучу денег, — но не преуспели. И тогда нашли обходной путь: сделали операционную систему, которая едина на десктопе и мобильных. Это автоматически делает Windows 10 самой успешной на сегодня операционкой»
Запутался. Десяток лет была Pocket PC ибн Windows Mobile ибн Windows CE и занимала весьма влиятельную нишу. И до сих пор устройства продаются. Затем компания стала рефлексировать на iOS и Android. Резко дропнула всю экосистему Windows Mobile. Налепила сырых поделий Windows Phone аж несколько несовместимых поколений, зачем-то породила Windows RT. Сильно распугав остатки поклонников. Теперь все это перекрасили под единый интерфейс. В чем успех? Скока скока процент продаж? Ноклы лежат на полках по сниженным ценам — очередей за ними нет. Я так считаю, как только Яндекс начнет выпускать всю линейку мобильных приложений и под Windows — тогда это можно считать заявкой на успех. А пока успеха не случилось ни в процентах market share и ни в поддержке платформы, даже Яндексом.
«Согласно данным компании IDC пик доли рынка Windows Phone был 3.4% в 2013 году, во втором квартале 2014 года доля рынка упала до 2.5%.
По данным аналитической компании Gartner во втором квартале 2015 года доля рынка Windows Phone сократилась с 2.8% до 2.5% по сравнению со вторым кварталом 2014 года»
Ну вообще-то driving assistance живет и процветает, если смотреть не на распиаренный хлам.
И да, с картами у Яндекса все сложно. Учитывая предпочтения Маши, странно выглядит, что еще нет карты трамваев.
Про PR стартапов — в точку, хотя этому тренду даже не год.
У Майкрософта действительно все неплохо — они во многих странах стали вторыми в мобильных ОС (после Андроида). Это успех. Хотя история с WM действительно глупая, я Гайдару говорил тогда — полностью потеряли рынок мобильных систем управления.
«С одной стороны, в большинстве регионов страны очень континентальный климат, а он довольно предсказуем. Поэтому и бизнеса вроде нет.»
Можно было сократь до просто «Бизнеса нет» :) И потому и стартапов в «континентальных регионах» не будет. Всё слишком предсказуемо на сотни лет вперед. Если не на тысячи.
«Яндексу нужна своя Siri/Google now.»
Ок, Яндекс, открой Гугл/Ютуб/..? :)
На чай бобуку:
Вы можете собирать качественные отзывы по товарам и услугам потому что у вас есть идентифицированные пользователи. Мешок идентифицированных через деньги(и другие сервисы) пользователей. Если вы приложите усилия, у вас их будет вообще много. Поиск достоверно рекомендуемого товара или услуги — это лютый профит. И у гугла таких возможностей как у вас нету. Дерзайте.
«И у гугла таких возможностей как у вас нету.»
Конечно, у Гугла таких возможностей нет :) Подумаешь, геотаргетинг до 20 сантиметров. Полная прослушка звуков помещении. Видео. Все звонки, нажатия, все посещаемые сайты, даты рождения, список друзей и т.п. А вот ФИО да, очень ценный актив :)
Гугол не может дать неанонимные отзывы, то есть те, которым люди поверят. А вот paypal/ebay может. И яндекс может.
Что-то не поняла бизнес-план. На ebay.com все страны, из России тогда процента 2 все отзывы. Даже если они все от ботов, то ведь все равно другие отзывы надо читать. А эти 2% вообще роли не играют.