В Тинькофф Журнале появились два аналитических материала про развитие электронной торговли в России и маркетплейсы как его локомотив.
В 2022 году Россия стала мировым лидером по росту электронной коммерции. На втором месте Филиппины, на третьем Индия.
По данным Data Insight, объем продаж в онлайне за год вырос в стране на 38% — до 5,7 триллиона рублей. При этом больше половины оборота приходится на крупнейшие площадки — маркетплейсы.
В то же время ведущие российские ретейлеры фиксируют снижение прибыли и рентабельности, в том числе из-за конкуренции с онлайн-продавцами, которые каждый год отъедают все большую долю рынка.
- Фёдор Вирин из Data Insight считает, что наша электронная коммерция такая удобная из-за дешевизны рабочей силы. Нет требований к минимальной оплате труда (МРОТ очень маленький, и его легко обойти).
- "Второй очень важный фактор, который сработал, — огромные инвестиции в интернет-торговлю от нескольких крупных игроков". В первую очередь, инвестиции в склады. Компании успели вложить в инфраструктуру много денег в 2018-2019 гг, что позволило легче пережить пандемию.
- "Свою первую покупку потребитель совершает в той категории, в которой ему срочно что-то надо, но он не может купить это иначе, или покупка в другом месте будет очень дорогой".
- На развитие рынка в ближайшие годы будет влиять рост узнаваемости маркетплейсов за счет количества их собственных вывесок с брендами. Благодаря ПВЗ маркетплейсы стали крупнейшими розничными сетями в России.
- «Вайлдберриз» больше своих конкурентов в разы, недосягаемый и быстро растет. Он может позволить себе заработать на том, что он лидер рынка. Это разумно. Он кормил рынок, дотировал его, даже будучи в убытке, а сейчас стал меньше это делать, что выразилось в поднятии тарифов.
- Что касается вертикальных видео, это вынужденная мера. В России social commerce умерла как отрасль и канал продаж, потому что «Инстаграм», «Фейсбук» и «Тикток» закрыты для пользователей. VPN использует небольшое количество народа, а ни «Телеграм», ни «Вконтакте» эту нишу не смогли заместить. Сейчас в России есть потенциал развития такого канала, но непонятно, кто его будет совершенствовать и каким образом это может произойти. Поэтому все игроки, которые могут на это претендовать, пытаются экспериментировать.
- EGrocery обгоняет по темпам роста большинство сегментов онлайн-рынка и, по нашим прогнозам, этот тренд сохранится и в текущем году. Мы ожидаем, что в 2023 рынок eGrocery вырастет в 1,5 раза по количеству заказов и в 1,4 раза по объему онлайн-продаж.
- Wildberries, как и в прошлом году, лидирует по количеству продавцов, но его доля снизилась до 52% против 63% в 2022 году. Темпы роста числа новых селлеров стали меньше на 4%. Доля Ozon по количеству продавцов выросла с 23% в первом квартале 2022 года до 34% в первом квартале 2023.
- В 2022 году более 70% продавцов выбирали в качестве первой площадки Wildberries, в 2023 году доля сократилась до 44%. Популярность Ozon, наоборот, растет: 47% в 2023 против 18% в первом квартале 2022. Около 8% продавцов в качестве первой площадки выбирают Яндекс Маркет.
- На одном маркетплейсе торгуют 78% продавцов, 18% — на двух, 3% — на трех, 1% — на четырех и более площадках. Год назад только на одной площадке торговали 83% селлеров.
- Продавцы, которые подключают второй маркетплейс, получают рост медианного оборота почти в три раза. Далее подключение каждой новой площадки дает в среднем двукратный рост медианных доходов.
- Среди опрошенных 55% заявили, что для успешной торговли важно настроить рекламу на площадках. 43% респондентов отметили, что важно анализировать свои продажи. Еще 38% продавцов заявили о выборе правильной категории для торговли, 37% — о работе с отзывами.
Если говорить о конкурентных преимуществах онлайн-площадок друг перед другом, я бы выделил здесь три фактора успешности. Они работают таким образом, что если ты проваливаешь хотя бы один, провалятся все. Первый важный фактор — ассортимент. Площадке необходимо иметь все в наличии, потому что неизвестно, за чем конкретно пришел покупатель.
Еще один фактор успеха маркетплейса — логистика. В каждом городе России есть ожидаемый срок доставки. Например, в Москве это завтра, в Екатеринбурге — завтра-послезавтра, в Перми — через три дня. Добавление одного дня к ожидаемому сроку доставки снижает конверсию на 30%.
При этом Россия — страна ПВЗ, в том смысле, что доставке мы предпочитаем самовывоз. В России маленькие семьи: дети в школе, родители работают, дома подолгу никого нет, консьержи — тоже редкое явление. Поэтому доставка до квартиры — неудобный вариант. В связи с этим в стране должно быть много точек выдачи — примерно сотня тысяч. Это цифра, которая позволяет обеспечить охват большей части населения России.
Третий фактор — маркетинг.
По собственному исследованию Tinkoff Data, из всех селлеров, которые зарегистрировались на маркетплейсах в 2022 году, работают до сих пор 65%.