Осенью на Mail.Ru Update глава Mail.Ru Дмитрий Гришин признал, что компания с недавних пор пытается достучаться до более "продвинутой" аудитории. Некоторые из этих усилий - например, активность на Хабре, были заметны давно, а вот серия рекламных роликов про тестирование продуктов Mail.Ru известными в разных кругах персонажами выглядит неожиданно. Roem.ru поинтересовался у Анны Артамоновой, вице-президента Mail.Ru Group по стратегическим проектам, каким она видит имидж компании - и каким он должен стать.
- Я слышал, что у вас есть задача переделки имиджа Mail.ru Group. Так ли это?
На самом деле правильнее сказать не переделки имиджа, а его построения для Mail.Ru Group практически с 0. Ведь Mail.Ru Group – конструкция достаточно новая и при этом очень разносторонняя. Незадолго до выхода на IPO осенью 2010г. в компанию вошли Одноклассники, ICQ, годом раньше большое игровое направление - интересные и популярные проекты, находящиеся на разных стадиях развития, с разными имиджевыми историями.
После выхода на IPO у нас освободились руки и мы начали работать в двух направлениях – улучшать качество наших сервисов и рассказывать о происходящих изменениях широкой аудитории.
Мы уже рассказывали, что в начале 2011 года мы запустили назревший и совершенно необходимый релонч Почты. Это важный этап и лично для меня – я возглавила тогда Почту и очень хотела, чтобы продукт принципиально изменился и стал соответствовать самым высоким стандартам. Для меня релонч начался с кардинального усиления команды. Нужно было много талантливых специалистов, которые существенно обновят Почту за короткое для такого масштабного проекта время. Потом мы серьезно переосмыслили и изменили процесс разработки. Было очень много работы, а в результате - новый продукт с новым лицом, с новой технической начинкой и с новым информационным функционалом.
2012 год для нашей команды прошел под лозунгом мобилизации. Сейчас у нас есть приложения для всех операционных систем смартфонов, которыми пользуются российские пользователи – iOS, Android, Windows Phone 7, Windows 8 и даже Bada, MeeGo и Symbian. Причем по функционалу приложения Почты Mail.Ru выгодно отличаются от дефолтных клиентов и от многих конкурентов в том числе и мирового масштаба. Кроме того, мы запустили touch-почту - веб-интерфейс, ориентированный и адаптированный под мобильные устройства с сенсорными экранами. Уже более полугода у нас есть адаптированная версия (а скоро будет готово и приложение) для iPad.
Огромный прорыв совершили и Одноклассники. Илье Широкову тоже достался непростой проект, за полтора года работы его обновленная команда перерисовала буквально каждый пиксель интерфейса, а в прошлом году полностью перевела соцсеть на новую технологическую платформу. На ОК появились и видео и музыка, недавно они серьезно взялись за функционал групп. Не говоря уже о том, что сразу после вхождения в состав Mail.Ru Group в Одноклассниках сразу же была отменена платная регистрация, которая просто убивала соцсеть.
Постепенно мы обновляем и наши контентные и екоммерс-проекты, на большом вебе мы в прошлом году запустили редизайн Новостей, Торга и Путешествий. Активно «пилим» красивые тачовые мобильные версии всех продуктов.
Кроме того, в 2012 году мы изменили главную страницу Mail.Ru, она стала прекрасная, легкая, с модной адаптивной версткой (на разных разрешениях пользователи видят разное количество информации и разные размеры блоков). Запустили очень красивый новый продукт – Календарь. Я искренне горжусь многим из того, что мы сейчас делаем, хотя, конечно, знаю, где есть какие-то недочеты, «баги», но как без этого.
Кстати, примерно 2 года назад у нас появилась своя юзабилити-лаборатория, которая теперь загружена каждый рабочий день и даже иногда по выходным, раньше мы тоже проводили исследования, но конечно гораздо в меньшем объеме, т.к. их надо было заказывать, организовывать. Сейчас все гораздо проще, от идеи до проведения исследования может пройти всего пара дней, иногда какую-то быструю идею можно внедрить в чужое исследование – попросить людей ответить на 2-3 дополнительных вопроса. В общем, теперь у нас гораздо более научный подход к разработке интерфейсов.
… И это далеко не все изменения.
Делая качественные продукты, мы, безусловно, хотим, чтобы о них узнавала и большая аудитория наших пользователей и, конечно же, коллеги по IT-отрасли.
Не все знают, а если знают – не всегда понимают, какие у нас есть красивые, а порой и уникальные технические решения, с каким highload-проектами мы работаем. Поэтому в этом году мы убедили наших разработчиков, например, больше писать постов на Хабр. Пишем про практическое применение различных технологий и вместе с сообществом разбираем некоторые интересные кейсы. В результате уже не первый раз мы занимаем там первое место в рейтинге компаний.
Три года назад с этой же целью мы начали проводить Форум технологий (кстати, в апреле пройдет уже пятый, т.к. теперь их уже 2 в год), где показываем наши решения, делимся знаниями и опытом. Мне запомнился один комментарий к выступлению нашего разработчика: «Оказывается, в Mail.Ru работают интернет-джедаи», - и это не просто приятно читать, это значит, что наши изменения видны IT-сообществу.
Еще один шаг навстречу сообществу – большое мероприятие Mail.Ru Group: Update (мы провели его первый раз 30-го октября прошлого года), мы попытались изменить стандартный формат пресс-конференции и анонсировать крупные запуски сразу 5-ти наших бизнес-юнитов «в одном флаконе».
- Что хочется улучшить в сегодняшнем восприятии?
На сегодняшний день скопилось очень много мифов как вокруг Mail.Ru Group в целом, так и вокруг отдельных проектов. И, кроме того, долгое время в СМИ было очень мало информации о нашей работе. Сейчас мы кропотливо день за днем рассказываем, что мы делаем, заполняя этот вакуум. Немногие, например, знают, что у нас самое большое хранилище данных в Европе, что сервис Postmaster.Mail.Ru является уникальным не только на российском рынке инструментом, который мы предоставляем всем, кто работает со своей аудиторией через e-mail. Или что у нас своя уникальная для России (да и в мировых масштабах) команда, которая занимается голосовыми технологиями (их наработки используются в Mail.Ru Агенте). Да что говорить – некоторые до сих пор не знают, что мы делаем собственный поиск! Поэтому для нас важно сейчас донести информацию о том, что реально мы делаем и чем гордимся.
- Будут это только маркетинговые меры или это в целом повлияет на продуктовые вещи, проекты будут приниматься-отклоняться в зависимости от того, насколько они соответствуют новому позиционированию?
Как, наверное, уже понятно из того, что я сказала раньше, это в первую очередь продуктовые вещи и решения, а маркетинг – только следствие этих вещей. К сожалению, наши изменения не всегда заметны со стороны неактивным пользователям, когда мы показываем наши новые фичи и изменившиеся интерфейсы нашим друзьям или коллегам из других компаний, они часто хвалят и удивляются. Собственно, отсюда и родилась идея снять ролики с юзабитили-тестированием нашей новой Почты разными широко известными в узких (в том числе и айтишных) кругах людьми, в котором ты тоже принимал участие. Хотели показать тем, кто давно не видел наши продукты - вот реальные люди, вот их впечатления, эмоции.
При этом мы понимаем, что для формирования образа компании в глазах интернет-сообщества требуется время. Но если журналисты начали задавать такие вопросы, какие задаете вы сейчас, значит мы на верном пути.
Беседовал Юрий Синодов
Кстати, если кому-то интересны кусочки внутренней дизайнерской кухни компании, многие из промежуточных и только-только вышедших вещей публикуются на Dribbble — http://dribbble.com/mailru и скоро будут на Behance (http://www.behance.net/mailru).