Не буду приводить выдержки из самого закона № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", принятого в 2010 году, а так же поправки, вступившие в силу с сентября 2012 года. Изложу тезисно смысл этого закона в двух словах, только те его части, что касаются интернета:
Закон призван защитить детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в т.ч. путём обязательства маркировать страницы с потенциально опасной информацией.
Но злая ирония заключается в том, что в законе подробно описано, кто и где должен маркировать издания, передачи и страницы, и ни слова не сказано по поводу соцсетей. Более того, этот сегмент интернета тщательно обойдён стороной. То есть наши законодатели обеспокоились наличием информации, "причиняющей вред и т.д.", в местах, где детей нет и совершенно не обращают внимания на места, где подавляющая часть детей постоянно обитает.
Вот тут-то и хочется задать вопрос нашим депутатам из Госдумы, а так же разработчикам закона - "Почему, собственно?"
Теперь лирика. Что собственно меня заставило начать изучать данную тему и искать ответы на возникшие вопросы.
Моей племяннице (отроку девяти лет отроду), нужно было найти видео ролики о группе "Kiss". Не колеблясь, я ввел в поиск по видео на МойМир@Mail.ru слово "Kiss". Что вывалилось в результате поиска, можно представить по скриншоту.
(Картинка — обильные материалы для взрослых)
Особенно, когда я перешёл по первому же ролику и внизу посыпались "похожие ролики".
(Картинка — ещё более плотный поток материалов для взрослых, углублённых)
Напоминаю: рядом сидит девяти летняя девочка.
В результате, информацию и ролики о группе мы нашли просто по поиску Google.
Но я решил разобраться, что происходит и засел за изучение поиска видео на mail.ru. Первое, что пришло в голову, ввести в поиск слово "super".
Результат: даже переходить куда - то не нужно, вся красота посыпалась сразу
(Картинка — обильные материалы для взрослых)
Тогда я предположил, что поиск "так" реагирует на латиницу и ввел слово "Класс".
Увы, переход на первый же ролик показал кучу похожих, с результатом: шесть из восьми - материалы не предназначенные для детей.
То есть, получается, какое слово не вводить, всё равно в "похожих роликах" вывалится куча взрослого контента.
Апогеем изысканий стал ввод в поиск словосочетания "Лучшее видео"
(Картинка — обильные материалы для взрослых)
Тут как говорится, не убавить, не прибавить. По мнению Видео mail.ru, лучшим видео с результатом "два из трёх", являются материалы не предназначенные для детей.
Далее меня заинтересовал вопрос: возможно ли как то отключить саму страницу "Видео@Mail.ru" и оградит ли это ребёнка от случайного лицезрения такого видео? Продолжив изыскания, я пришёл к выводу, что, увы, не оградит. Причина: дети активно используют приложения. А большинство приложений требует большого количества друзей, практически подталкивая к бездумному задруживанию со всеми, лишь бы было больше. Именно этим и пользуются распространители материалы не предназначенных для детей. Как? Проще не куда!
Способ первый: создать профиль и набрать кучу друзей (или взломать готовый с кучей) и загружать, делиться "взрослыми" роликами.
Способ второй, безотказный и безопасный для распространителей:
Создаётся один основной профиль и с него происходит "массовое задруживание". После того, как друзей набирается за тысячу, создаются фейковые профиля, куда загружаются материалы не предназначенные для детей. И после этого, достаточно нажать с основного профиля "нравится" на такой ролик, как он появляется на странице друзей. Блокировка фейка ни к чему не приведёт (да и как я заметил, не очень то они блокируются. Во время изысканий, я наткнулся без преувеличений на сотню таких профилей, существующих по полгода и дольше), а вот основной вроде как и блокировать не за что.
Так и происходит массовая рассылка материалов не предназначенных для детей. И никто не виноват, и никто не в ответе.
В связи с вышеизложенным, с полной уверенностью могу заявить, что "Мой Мир@Mail.ru" является крупнейшим сайтом Рунета с материалами не предназначенными для детей.
Впрочем, к самому сайту претензии предъявлять глупо. Не обязаны владельцы делать то, что делать не обязаны по закону. А закон, никаким краем не беспокоит сайт. В Багдаде всё спокойно.
Итак, очень хотелось бы услышать от законодателей, депутатов Госдумы, лично от госпожи Мизулиной Елены Борисовны, а в идеале (почему бы не помечтать?) от председателя нашего правительства, ответ на простейшие вопросы:
- Почему, якобы проявляя заботу о детях, ограждая их от подобной информации, ни слова не говорится о самом массовом месте, которое эти дети посещают? И где такой информации больше, чем на всех взрослых сайтах вместе взятых.
- Почему, владельцы соцсетей не то что не несут ни каких обязательств, но даже не обязаны предупреждать, что на сайте дети не только могут, а обязательно столкнутся с такой информацией? Ведь многие родители понятия не имеют, с чем столкнётся ребёнок, регистрируясь в соцсети. Причем это не только обнажённая натура, а практически все пункты, указанные в том самом законе.
Я же, после всего что увидел, узнал и понял, поговорил с мамой племянницы, показал ей результаты изысканий, мы подумали и решили заблокировать mail.ru. Я просто внёс адрес сайта в host-файл.
Вот только облегчение это не принесло. У девочки полно друзей и подруг. Теперь нужно идти к родителям каждого и показывать, рассказывать. Хотя я понимаю, даже в этом случае не выход.
Указанные материалы являются пользовательским контентом, который мы дополнительно перепроверим и, в случае подтверждения нарушений, конечно удалим. Мы хотим, чтобы наши соцсети были максимально безопасны для детей.Именно для этого у нас есть 2 уровня защиты: с одной стороны, у нас введены возрастные ограничения в поиске, есть большое количество стоп-слов, по которым поиск невозможен. А с другой — В Моем Мире работает социальная модерация (которой, например, вообще нет во ВКонтакте) – благодаря оценкам нескольких десятков тысяч наших пользователей блокировке подвергается примерно 1% контента. В мае этого года Лаборатория Касперского провела исследование трех российских социальных сетей: ВКонтакте, Одноклассники и Мой Мир. На пресс-конференции, где они представили результаты своего исследования, Мой Мир была признана соцсетью с самым низким объемом подобных материалов – подробности можно посмотреть, например, здесь.