"Сноб" публикует отрывки из интервью с Давидом Яном, основателем компании ABBYY и создателем электронного словаря Lingvo, из готовящейся к изданию книги «Время. Дела. Люди. 2005–2014». Ян рассказал о том, как ему удалось построить крупнейшую компанию на российском технологическом рынке, что его занимает кроме управления, зачем он пишет книги про питание и куда бы он потратил 10 млн долларов.
Если бы у вас вдруг оказался чемодан с десятью миллионами долларов, куда бы вы их сейчас инвестировали?
Я точно знаю, что бы сделал с десятью миллионами долларов свободных денег. Подарил бы школе / фонду Ayb [в Ереване, которым помогает Ян]. У нас в Ayb’e по проекту всего одиннадцать зданий, и мы собираем сорок пять миллионов долларов, из которых семь уже собрали. Два корпуса построены, четыреста детей учатся, сейчас строим третий.
То есть вы бы пустили их на строительство школы?
Да, на школу. Не на бизнес. Возможностей в бизнесе очень много, но всех денег не заработаешь. Зачем люди зарабатывают деньги? Для того чтобы изменить мир, так или иначе. Насколько деньги могут изменить мир? Если мы дополнительно инвестируем десять миллионов долларов в Compreno или в FineReader, радикально это ни на что не повлияет. А можешь построить еще несколько корпусов в школе, и эти дети – они изменят мир. Кстати, у нас есть уже договоренность о том, что в России может быть открыта школа по тем же принципам, что Ayb, но на учебниках, локализованных для России.
Кого из бизнесменов вы считаете для себя примером?
Мне не очень нравится слово «пример». Я могу сказать, что абсолютно точно все, кто занимается технологическим предпринимательством, обязаны прочитать книжку Айзексона про Стива Джобса. Но это не значит, что я говорю: «Теперь все делайте, как Стив Джобс, берите с него пример». Нет. Просто каждый найдет в этой истории свои откровения. Есть абсолютно гениальные люди в своей прямоте, и в упорстве, и в видении того, как надо менять мир. Тот же Илон Маск, Сергей Брин, Трэвис Каланик (основатель Uber) и многие другие. А знаете, кто меня по-настоящему волнует? Недавно я вдруг осознал, что Эндрю Ллойд Уэббер и Тим Райс написали свою первую и самую главную рок-оперу Jesus Christ Superstar, когда им было двадцать три и двадцать шесть лет. Это меня действительно поразило. Мы недавно собрались у друзей, развалились в креслах, прямо с видом на 280-ю дорогу в центре Кремниевой долины, отключили телефоны, поставили виниловую пластинку и слушали все от начала до конца, держа в руках тексты. Непередаваемое удовольствие! И я вдруг осознал: им же было всего двадцать три и двадцать шесть, когда они все это сотворили! Это же какой титанический труд и какая качественная работа, какое глубокое понимание человеческих проблем, какой безупречный художественный вкус – и все это в таком юном возрасте. Ну это просто фантастика! Вот кому бы я пожал руку!
Добавить 2 комментария
Давид Ян вовсе не сделал крупнейшую технологическую компанию России». Компания — небольшая. Крупнейшие в этой сфере — это Яндекс, Мыло, ЛК, если не брать дочки Сбербанка.
Ну и мир он, в общем, не изменил пока. Его кумиры хорошо показывают ход мысли: это в основном гениальные пиарщики, технологические втюхиватели.
«Мёртвые технологические втюхиватели» звучит страшнее.