Вспоминаем законопроект авторства Ирины Яровой об обязательной идентификации пользователей wi-fi сетей, который как и «пакет Яровой» относится к ряду антитеррористических поправок. На основе статистики Hot-WiFi подсчитали, во сколько обойдется малому и среднему бизнесу соблюдение (и несоблюдение) законопроекта.
Законопроект об идентификации пользователей — новый удар по бизнесу?
В мае 2014 года в рамках «антитеррористических» мер был принят законопроект поправок в Федеральный закон «О связи», касающихся идентификации пользователей публичных сетей Wi-Fi. Авторы — группа депутатов Госдумы РФ во главе с Ириной Яровой. Выполнять требование по идентификации пользователей Wi-Fi-сетей предприниматели не спешили, в мае 2015 года это отметил глава Минкомсвязи Николай Никифоров на правительственной комиссии по связи. В итоге было принято решение законодательно закрепить ответственность юридических лиц и частных предпринимателей.
Год назад — 21 июля 2015 года — на портале проектов нормативно-правовых актов был опубликован законопроект поправок в закон «О связи» и Кодекс об административных нарушениях, по которому штрафы за организацию публичных Wi-Fi-сетей без идентификации пользователей и их оборудования составят от пяти до пятидесяти тысяч рублей для индивидуальных предпринимателей, а для юридических лиц — от ста до двухсот тысяч рублей. За повторное нарушение закона индивидуальных предпринимателей собираются оштрафовать на сумму от десяти до ста тысяч рублей или дисквалифицировать на срок до трех лет, юридические лица оштрафуют на сумму от двухсот до трехсот тысяч рублей.
В первой версии поправки должны были вступить в силу в январе 2016 года. Но прямо накануне — в декабре 2015 — постановление об ответственности заблокировало Минэкономразвития. По поводу законопроекта родилось множество вопросов. Во-первых, Минэкономразвития озаботилось проблемами бизнеса, который ограничивает этот законопроект. Во-вторых, ведомство смутило, что обязанность идентифицировать пользователей уже есть у операторов связи, — за неисполнение оператору грозит штраф в размере 30–40 тыс. рублей. В-третьих, пока непонятно, кто будет следить за исполнением закона. МВД не хочет брать это на себя — не хватит сотрудников. Кроме того, Минэкономразвития обнаружило в законе много неточностей, хочется верить, что в настоящий момент ведется работа по доработке закона — он все еще на стадии согласования.
Закон коснется, в первую очередь, владельцев общественных мест — кафе, баров, ресторанов, университетов, библиотек, школ, парков, торговых центров и других. Предприниматели или администрация общественных заведений обязаны заключить с операторами связи договор об идентификации пользователей и используемого ими оборудования — телефонов, планшетов, ноутбуков и т. д.
Примут или нет: как идет подготовка заведений и регуляторов
Пока нет подтвержденной информации, что законопроект будет принят, но все участники рынка уже подготовились к этому. Крупные операторы уже объявили конкурс или разработали собственную систему по идентификации пользователей. В пакетах операторов уже появились платные услуги по идентификации пользователей. Средняя стоимость, например, у Мегафона — 2400 рублей в месяц, у Ростелекома — в районе 5000 рублей в месяц.
Наиболее крупные сети ресторанов озаботились соблюдением законопроекта об обязательной идентификации еще в 2014 году. Первой стала сеть McDonald’s — именно на нее намекал глава Минкосвязи Николай Никифоров в 2014. По ее примеру идентификацию настроили сети KFC, Starbucks и Чайхона №1. Во второй волне — в течение полугода после McDonald’s — идентицификацию внедрили такой гигант общепита как «Росинтер», сети кафе «МуМу», «Грабли», CoffeeShop Company. И в третьей — «Додо-пицца», Burger King, Subway. Средний месячный расход на оплату идентификации у ресторана варьируется до 15 000 рублей, в зависимости от проходимости. Ежемесячный расход сети Чайхона №1 из 20 с лишним ресторанов составляет порядка 60 000–70 000 рублей.
В регионах России представители местной власти уже начинают проверки, хотя закона еще нет. В Иркутске, Барнауле, Ангарске, Тюмени и других региональных городах владельцы нескольких кафе уже были оштрафованы на сумму от 5 до 20 тыс. рублей за открытый доступ к Wi-Fi: официальной причиной является посещение этих кафе детьми и отсутствие контент-фильтров — дети могут получить доступ к экстремистской информации.
Ответственность за проверки соблюдения закона ляжет на Роскомнадзор, а за соблюдение самого закона ответственность, скорее всего, уже в конце этого лета переложат на юридические лица. Кому это нужно? Все довольно просто: если не переложить ответственность на малый бизнес, исполнения закона придется ждать еще очень долго. Рынок плохо контролируется, операторам физически трудно обеспечить исполнение постановлений — они даже не контролируют все точки доступа. Я не говорю уже о том, что они не могут заставить предпринимателей приобрести у них услугу по идентификации.
Сколько может потерять бизнес от штрафов за отсутствие идентификации
Предположим, что в ближайшее время законопроект примут, и попробуем рассчитать убытки владельцев заведений. По данным TMT Consulting, в России 73% (около 50 тыс.) точек беспроводного доступа в интернет в общественных местах организовано самими операторами связи (все компании с лицензией оператора) и 27% (18 тыс.) — владельцами общественных мест. Предположим, что в точках владельцев заведений идентификация пользователей не производится. Если их оштрафуют, то потери в общей сложности составят 18 млрд рублей.
Возьмем данные клиентов Hot Wi-Fi в качестве выборки и экстраполируем на количество заведений в России. Среди наших 1557 клиентов 542 точки (35%) исполняют закон об идентификации. Таким образом на 68 тысяч точек беспроводного доступа в общественных местах 23 800 точек потенциально могут не озаботиться исполнением этого закона. Вместе они могут быть оштрафованы на 23,8 млрд рублей.
Hot Wi-Fi: Николай Анатольевич, отдайте идентификацию в Wi-Fi сетях тем, кто готов этим заниматься
Способы идентификации и затраты на нее
Постановления Правительства в июле-августе 2014 года расширили возможности идентификации: операторы могут использовать для не только паспорт, номер мобильного телефона пользователя, но и данные Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) или Единого портала госуслуг.
Предположим, что все предприниматели озаботятся установкой оборудования на идентификацию пользователей — сколько это будет стоить им в этом случае? В среднем услуга по идентификации стоит от 1000 рублей в месяц, у крупных операторов связи — от 2 400 рублей. Таким образом 68 000 точек заплатят в сумме от 816 млн в год. Однако к этой сумме нужно прибавить стоимость sms, которые отправляются каждому пользователю в момент идентификации. В среднем, sms стоит 1,2 рубля, общая стоимость зависит от посещаемости общественного заведения. На международные номера sms стоит до 15 рублей, что делает внедрение идентификации особенно обременительным для гостиниц и ресторанов с большим туристическим потоком — иностранцы также проходят идентификацию. При посещаемости в 3 000 человек в месяц чек за идентификацию не такой уж большой — плюс 3 000 рублей к услугам связи. Для парка или торгового центра стоимость sms может составить несколько миллионов рублей в месяц. Также есть идентификация по звонку. Стоимость одного звонка для идентификации стоит для заведения 20 копеек, что позволяет сэкономить на отправке sms.
Кто выиграет от принятия законопроекта с ответственностью за идентификацию (или проиграет)
Многие заведения пока не шевелятся, так как никто не чувствует реальную угрозу. Когда же массово начнутся штрафы, подтвержденные законом, половина заведений срочно побежит ставить идентификацию, а другая — убирать WiFi. В этом случае от законопроекта не выиграет никто. Для нас, безусловно, является плюсом, что компании начнут использовать решения для WiFi-авторизации, но наш фокус на маркетинге и аналитике. Поэтому закон также становится вызовом – нам нужно выделять другие ценности продукта, которые помогают компаниям зарабатывать на WiFi-сети, а не тратить. Операторы связи смогут заработать на внедрении идентификации, но в несколько раз больше — потерять из-за клиентов, которые пойдут простым путем.