Компания Mail.ru будет предоставлять блоговый движок, почту и поиск ученикам и школьным учителям. Ссылки на сервисы Mail.ru размещены на главной странице школьного портала, который, по словам Андрея Фурсенко (министр образования науки и РФ), будет "Единой стартовой страницей" для всех школ, подключенных к Интернету в рамках национального проекта "Образование".
Помимо этого Mail.ru размещается как провайдер почты по умолчанию на компьютерах "Почты России", которая предоставляет услуги сеансового доступа в Интернет.
Со стартовой школьной страницы на сервисы Mail.ru ведет три ссылки: в "Блогосферу" (сообщество школьного портала на Блогах@Mail.ru), на почту edu.mail.ru и поиск edu.gogo.ru. По сути, детей с младых ногтей будут приучать к тому, что поиск - это Gogo.ru, блоги - это блоги на Mail.ru, а почта - это просто Mail.ru.
Поиск для детей, кстати, постарались сделать достаточно пуританским: он не проходит тест четырех нажатий Тутубалина (а картинки выдает). Однако выдача не фильтруется, поэтому даже по ряду цензурных запросов легко можно получить "интересные картинки". Тот же недостаток присущ школьному "Яндексу"
Практически все поисковики, претендующие на существенную популярность в Рунете, сейчас работают с учащимися: Google выступает с лекциями по различным университетам ("Яндекс" тоже, и, вдобавок к этому, организовал школу данных), своя школа программистов есть и у Mail.ru. Однако если почтовикам удастся добиться своего висения на школьном портале, который централизованно будет устанавливаться как стартовая страница браузеров на школьных компьютерах, это будет мощный удар под дых по всем остальным инициативам конкурентов с точки зрения приобретения аудитории, а не кадров.
Сам по себе школьный портал имеет чудовищно убогий вид, на нем сосредоточены прогосударственные новости о том, как учителям подняли зарплату (за счет этих новостей он и останется стартовой страницей в браузерах), а тексты на нем совершенно нечитаемы, так как шрифты практически не контрастируют со цветом фона.
Фильтровать «по словам» — не решение. Есть два способа: а) фильтровать и блокировать плохие запросы. Тогда нужно иметь соответствующую процедуру общения с пользователем: — извините, ваш запрос «дешевый секс-шоп» не может быть обработан, поищите лучше новые учебники от издательства «Дрофа». Но, как мы видим, пример с внешне невинным запросом «школьницы» показывает, что этого в любом случае недостаточно — нужно фильтровать и выдачу. б) фильтровать сами сайты. Это можно делать по * белому списку, * чёрному списку, * теме сайта/страницы. Списки всегда составляются в той или иной степени вручную, поэтому белый список всегда будет страдать неполнотой, хороших сайтов в нём будет мало (впрочем, можно взять модерированный каталог вроде каталога Яндекса или Тор100, они довольно большие, десятки тысяч сайтов). Впрочем в банках и других крупных компаниях никто не парится, включив в белый список всего 5-10 сайтов. Чёрный список также будет страдать неполнотой, а значит, будет пропускать плохие сайты, не попавшие в список. Определение темы сайта — наиболее перспективная технология, тут имеются готовые статистические технологии Яндекс.Директа, Автоконтекста и Google Adsense, нужно только завести в них нужные категории «порно» и тому подобные. Это нетрудно и будет работать. У нас в Автоконтексте порно определяется довольно точно. То, что такие технологии не применяются в Яндексе, Гугле, Рамблере и других поисковиках — вопрос не технологии, а БИЗНЕСА: слишком много пользователей ищут именно всякую клубничку, отрезать их — значит отдать их конкуренту. Обычная теория на этот случай такая: «мы не цензурируем Интернет, мы просто показываем его как он есть. Мы считаем, что пользователь — взрослый и дееспособный, а для своих детей ставьте специальные фильтры сами». А что должен делать школьный портал и школьный фильтр, что нельзя, а что можно школьнику — это тоже не технологический вопрос, а ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ.