Минэк предложил интернет-магазинам и покупателям решать свои споры без судов

Развитие событий: АКИТ предлагает блокировать интернет-магазины за контрафакт без суда (22 августа 2016)

Минэкономики предлагает создать в России аналог европейской онлайн-платформы для урегулирования конфликтов между потребителями и интернет-ритейлерами, сообщил "КоммерсантЪ". Соответствующее письмо ведомство направило профильным отраслевым организациям среди которых: Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ), Институт развития интернета (ИРИ), Ассоциация европейского бизнеса, Союз потребителей РФ и другие.

Минэкономики предлагает взять за основу действующую в странах ЕС систему Online Dispute Resolution (ODR) с помощью которой продавцы и покупатели могут решать возникающие между ними споры без обращения в суд. Сама система ODR появилась сравнительно недавно, в феврале 2016 года, и пока не имеет аналогов в мире. До недавнего времени относительным гарантом интересов покупателей были отраслевые ассоциации, например АКИТ, которые могут в случае регулярных нарушений со стороны одного из своих членов могут попытаться повлиять на провинившуюся компанию.

ODR использует немного другие принципы - претензии покупателя к продавцу или продавца к покупателю рассматриваются третей стороной причем по "слепому" принципу - то есть арбитр не знает, кто именно спорит в каждом конкретном случае. Ближайшим аналогом ODR является запущенная в 1999 году платформа SquareTrade, специализирующаяся на разрешении диспутов на eBay и других площадках. За время ее существования с ее участием было совершено покупок на $2,8 млрд.

В письме Минэкономразвития не поясняется, как планируется организовать работу онлайн-платформы для урегулирования конфликтов в России, участникам рынка предложено озвучить свои предложения по этому поводу. Также пока не очень ясна юридическая база, на которой будет основана работа этой платформу. В ЕС существует специальная упрощенная процедур обработки мелких гражданских исков на сумму менее 2 тысяч евро, ее и использует ODR.

Добавить 15 комментариев

  • Ответить

    Акит может просить только льготы для себя или налоги/пошлину на зарубеж — не будут они ничего делать. Они же продают тот же товар, но дороже

  • Ответить

    Это надо было делать 10 лет назад, чтоб увеличить доверие к интернет-магазинам, сейчас люди больше ебею и али доверяют чем нашим интернет-магазинам, я это лично директору Яндекс-Маркету говорил что на вашей базе нужно арбитраж делать по аналогу ебая и али (хотя они и китайская копия ебая), и делать это надо было сразу как он появился, а они очень потихоничку только сейчас начали это делать, и то только для тех кто заказ на яндексе оформил а не в интернет-магазине, и что удивительно они не раскручивают свой арбитраж, как то замалчивают о нем.
    В общем все по Адаму Смиту который писал что для субъектов экономической деятельности главное чтоб было понимание своих настоящих интересов, а у нас все как то боятся ответственности, что АКИТ что Яндекс Маркет, не понимают они элементарного, что нужно давать людям уверенность и гарантии чтоб увеличивать объем рынка

  • Ответить

    яндекс-маркет принципиально отстранялся, потому что их бизнес — индексировать и показывать я-директ

    А разруливать проблемы клиентов-продавцов — это другие компетенции, другой профиль

  • Ответить

    с мошенниками она ничего не будет делать, по хорошему человек если хочет себя обезопасить должен покупать у компании чей сайт есть в реестре организации которая гарантирует его работу, т.е. вернет деньги если магазин не прав и будет уже с магазином разбираться

  • Ответить

    вы не правы, яндекс маркет действует уже как отдельная компания, очень автономное подразделение, которое с яндекс-диреком конкурирует за право показываться на поиске, яндекс если бы гарантировал клиенту что все что куплено через маркет будет работать а если нет то вопрос будет решен увеличил бы продажи минимум в двое в течении пары лет, а так они только за клики деньги берут и очкуют нормально делать свою работу, думаю сказывается размер всей компании яндекс, там видимо все очень туго идет как в сбере уже наверное, если бы яндекс-маркет был вообще отдельной компанией то давно бы разруливал проблемы своих клиентов как это ебай делает и али, потому что это выгодно в долгосрочной перспективе.

  • Ответить
    Alter Ero веселая компания

    А вообще если вдуматься, то интереснное предложение…

    Допустим, вас побил дворовый хулиган. В соответствии с этим правилом вы не сможете пожаловаться его родителям, директору школы или там боже упаси в полицию. Вы сможете только написать письмо этому хулигану с просьбой о том, чтобы он вас больше не бил :)

    В самом деле: это на каком таком основании «населению» должно быть дозволено загружать суды, полицию и прочие государственные органы своими глупостями? У них свои дела, у «населения» свои…

  • Ответить

    Вы саму новость читали хоть? вот здесь поподробнее все расписано:
    http://oborot.ru/news/17994/18
    смысл в том чтоб не запретить человеку в суд обращаться, а зачастую даже в полицию, так как чтоб обратиться в суд нужно еще знать против кого иск подавать, а в том что если человек покупает у компании участника арбитража, то вы в суд вообще не должны идти, вы пишите по электронке обращение, прикладываете фото например и все!!! никаких судов, никаких бумажек, просто одно обращение и арбитраж выплачиваем вам сумму ваших претензий, если вы не согласны с решением арбитража то вы можете по старой схеме через суд решить вопрос.
    Чтоб вам запретить в суд обращаться, для этого боюсь придется конституцию поправлять, все будет добровольно, хотите в суд, а хотите через арбитраж

  • Ответить
    Alter Ero веселая компания

    Да, все верно — вы пишете (не пишите, а пишете) по электронке обращение, прикладываете фото например и все: ни возврата денег, ни замены на надлежащий товар.

    Потому как ODR эта будет состоять из представителей самых косячных магазинов чуть более, чем полностью.

  • Ответить

    Ну на ebay эта система прекрасно работает. Много раз открывал тикеты, если товар условно был не brand new как в описании, получал либо полный рефант, либо частичный.

    У нас же у меня были 3 раза косяки, один раз все идеально решилось (да и до сих пор ими пользуюсь), зато в остальных двух случаях был послан на**й, то есть с гарантией в официальный сервис центр производителя, магазин даже не почесался.

  • Ответить

    ну так если сразу такое недоверие новой структуре то идете по старинке в суд (полиция, роспотребнадзор и т.д.), в чем проблема то?
    мне например как владельцу интернет-магазина такая структура очень нужна, так как поменять бракованный товар или вернуть деньги для меня не проблема, а вот убедить нового посетителя сайта в том что моя компания это реально сделает, в случае чего, проблема, если будет значок висеть что я член этой организации которая гарантирует возврат и решение вопросов по гарантии и если хотя бы 2 человека из 100 этим значком удастся убедить то уже отлично будет.
    Для меня как для владельца нормального интернет-магазина доверие клиентов основная проблема.
    Люди которые купили говно на али, или на одноразовом лендинге, или во вконтакте, или еще бог знает где уже с недоверием на всех интернет торговцев смотрят и часто покупают по старинке, пощупав руками

  • Ответить
    Alter Ero веселая компания

    Вы всерьез не видите отличий между Ebay и э-э-э… «российским магазином»?

    Кстати сказать, с тех пор как Ebay пришел в Россию и начал тут «оказывать услуги» — я в спорных случаях пользуюсь исключительно кесами на Paypal. Бо от Ebay чего-то добиться стало невозможно.

  • Ответить

    Ну что вы, отличия есть и очень существенные, ебай и али дают гарантию на факт получения товара и на работу максимум в течение недели, а в российский магазин можно и через полгода по гарантии товар отнести если он сломается и через год, в зависимости от гарантийного срока.
    Но вас что то в другую сторону унесло, статься вообще то о том что нужно для российских магазинов создать арбитраж которым также легко пользоваться как и на ебей

  • Ответить
    Alter Ero веселая компания

    Здесь наверное нужно повториться:
    ====================
    «…потому как арбитраж этот будет состоять из представителей самых косячных магазинов чуть более, чем полностью».