Когда-нибудь рынок навигации и позиционирования внутри помещений будет огромным.
Большую часть нашего времени мы проводим в разного рода помещениях: офисах, магазинах, университетах, шопинг-моллах, ресторанах и кафе. Мы тратим деньги, встречаемся с друзьями, ведем бизнес чаще всего именно в помещении, а отправляясь на отдых в путешествие, неминуемо посещаем аэропорты или вокзалы. Здания становятся всё более объёмными и нередко имеют довольно сложную структуру, ориентироваться в которой могут лишь те, кто постоянно посещает эти места, а для неподготовленного человека ориентирование превращается в пытку.
Все предпосылки для появления полноценного рынка location based services (LBS) уже есть. Современные смартфоны оснащены встроенными датчиками, акселерометрами, гироскопами, WiFi и камерами. А в 2013 году миру была представлена технология iBeacon, базирующаяся на протоколе Bluetooth 4.0 и позволяющая при помощи миниатюрных Bluetooth-маячков, определять не только расстояние от смартфона до маяка, но и местоположение внутри помещения. Bluetooth-маячки передают окружающим устройствам информацию о своих идентификаторах (UUID, major, minor). Человек с установленным мобильным приложением, входя в зону действия одного или более маяков, может воспользоваться indoor-навигацией и LBS-сервисами в своем смартфоне.
Направление indoor-позиционирования и indoor-навигации (общепринятая аббревиатура) уже привлекло внимание таких крупных игроков на рынке, как Google, Apple, Qualcomm, Broadcom, Sony, которые инвестируют в технологию сотни миллионов долларов. Гонка уже началась.
В чем отличие технологии от привычных GPS и Maps? В том, что последние работают только на открытом воздухе. GPS был создан вооруженными силами США для определения места боя и для навигации для самолетов и кораблей. Он работает за счет 24 спутников, находящихся на расстоянии 12600 миль от земли. GPS на вашем гаджете ищет 3-4 спутника, чтобы определить местоположение.
Навигация же внутри помещении еще более удивительна, позволяя определить положение человека с точностью до сантиметров. Технологию уже активно развивают на Западе. Хрестоматийный пример – McDonald’s, около полугода назад внедривший технологии iBeacon при продвижении своих новых сандвичей: посетители на входе в ресторан получали уведомления о специальной акции на ряд продуктов. В итоге продажи рекламируемых продуктов выросли на 8%. Для фастфуда – впечатляющий результат.
Причем в случае этой сети ресторанов организаторы обошлись лишь одним маяком у входа, который обменивался данными со смартфонами открывающих дверь людей. Создание же целой сети таких маяков открывает еще больше возможностей. Например, вы входите в супермаркет с загруженным в ваш смартфон списком покупок, и на экране автоматически появляется оптимальный маршрут к нужным вам полкам. Меж тем подобный сервис уже реализован в американской розничной сети Marsh.
Именно в ритейле особенно заметно то, как технологии LBS меняют рынок, фактически стирая грани между онлайн и офлайн стратегиями продаж. Благодаря iBeacon предприниматели получили возможность транслировать посетителям на мобильные телефоны сообщения о новых коллекциях, специальных акциях и новых предложениях в ближайших к ним магазинах. Уткнувшийся в экран своего мобильного посетитель больше не сможет пройти, не заметив, мимо вашей яркой вывески - ведь она же всплывет и у него на экране.
Добавив к этому, что по оценкам 90% покупок происходят спонтанно, Business Insider Intelligence в своем недавнем исследовании оценил перспективы подобных сервисов в 85 из 100 крупнейших моллов США в 1% дополнительной прибыли уже в 2016 году, что эквивалентно $4 млрд. А суммарные доходы в области indoor-навигации, по данным аналитического агентства ABI Research, уже к 2020 году превысят отметку в $10 млрд. Причем основными статьями, которые обеспечат рост, будут BLE-маячки и реклама.
В России зарождение рынка LBS довольно сильно притормозил свалившийся осенью уже прошлого года валютный кризис. В итоге сейчас технология продолжает развиваться, появляются новые решения и идеи, а рынок – так и не появился. Лишь спустя два-три месяца после нового года мы начали наблюдать потепление со стороны бизнеса к технологиям indoor.
Но не только девальвация виной отсутствия рынка indoor в России. Еще одна причина – в том, что в нашей стране превалирует государственный сектор, где быстро ничего не развивается. А коммерческие структуры пока воспринимают технологии indoor скорее как «вишенку на торте» нежели эффективный инструмент маркетинга, позволяющий получить дополнительную прибыль или повысить лояльность клиентов. Свою роль играют неразвитость российской конкуренции и недоверие пользователей к прямой рекламе, предпочитая «сарафанное радио»: прямой маркетинг воздействует лишь на 40% людей.
Еще одной сложностью является то, что довольно часто бизнес узнает о данной технологии от нас впервые, так что объяснять приходится с нуля. Привычный скепсис по отношению ко всему новому легко снимается демонстрацией того, как она работает. Специально для этого мы построили несколько демо-зон, где на месте сразу можно увидеть, как это работает и как запускаются сервисы. Бизнесу остается только решить, как и где это использовать.
Факты говорят о том, что довольно большое количество тех компаний, где в первую очередь полезны технологии навигации, таких как ритейл и транспортные узлы, опробовали indoor-технологии и убедились в их эффективности. Некоторые ритейлеры, объекты вроде больших торговых моллов, уже убедившиеся на пилотных запусках в том, что технологии работают, запускают коммерческие проекты. Вы обязательно о них услышите, и уже скоро.
Бизнес начинает понимать, как ему использовать сервисы, основанные на понимании местоположения. Потенциальные клиенты приходят к нам пока только из столиц – Москвы и Санкт-Петербурга, и именно здесь мы запускаем первые пилотные проекты. В целом же можно сказать, что предприниматели занимают выжидательную позицию и хотят посмотреть на то, что же получится у пионеров. После реализации некоторых первых коммерческих проектов рынок должен оживиться. Первые результаты можно будет увидеть через два-три месяца после старта.
Сейчас в России существует два типа компаний – участников рынка. Первый – это производители оборудования, сосредоточившиеся, главным образом, в Москве и Санкт-Петербурге. Таких компаний немного – не более пяти. Второй сектор – это компании, занимающихся навигацией, их тоже можно пересчитать по пальцам одной руки. Также есть компании-поставщики иностранного оборудования. Они закупают западное либо китайское оборудование, которое затем внедряют и настраивают заказчику. Причем зачастую оборудование ввозится в нашу страну по серым схемам.
Большую роль играют наши основные партнеры – разработчики мобильных приложений, которые вносят ощутимый вклад в продвижение LBS-сервисов. В итоге это открывает широкие возможности для совместной работы.
Перспективы indoor-позиционирования, indoor-навигации и LBS переоценить трудно. Когда-нибудь рынок indoor-навигации будет огромным. Пока же мы лишь раскачиваем его.