Леонид Левин, глава профильного думского комитета по IT, внёс в парламент законопроект о необходимости доказывать качество иностранного программного обеспечения, прежде чем заинтересованная госкомпания сможет купить ПО за границей. Отечественные разработки получат определённую гарантию качества "по умолчанию", начиная с 1 января 2016 года, согласно законопроекту. Соавтором Левина выступил глава подкомитета по интернету и развитию электронной демократии Алексей Казаков, сообщают "Известия".
Реальность на полгода-год опережает законотворчество. Американцы уже не продают некоторое ПО в Россию, пока Москва лишь обдумывает новые правила покупок за рубежом.
Самостоятельно внёс коррекцию в свою стратегию и бизнес. Один из сооснователей нового Института Развития Интернета (ИРИ), Герман Клименко приводит анекдотический пример. Руководители вспомнили о российских разработчиках, чего не было раньше:
Раньше с тем же условным 1С, например, из топ-100 бизнеса никто не разговаривал, а сейчас уже интересуются,
— приводит наблюдения Клименко издание politonline.ru: "Когда госкомпании будут покупать программное обеспечение, они должны будут публичного обосновать свой выбор и мы будем видеть, когда, условно вместо проекта 1С будут закупать за много миллионов долларов систему управления за рубежом. Тогда всем все будет понятно, как говорится", — Герман Клименко занял сторону Левина и Казакова.
У идей законопроекта есть не только соавторы и сторонники, но и критики, пишет газета "Известия". Механизм преференций российским разработчикам не поддержан Минэкономразвития (МЭР). Технически переход на отечественное ПО, везде где это возможно, мог состояться по простому "плану" Минкомсвязи. Министр Никифоров выносил документ главе Правительства, Дмитрию Медведеву. Но простой сценарий, через обращение к премьеру, не выполнен — защиту отечественных разработчиков приходится утверждать при помощи Госдумы и на уровне закона.
В проекте Минкомсвязи не определены критерии, на основании которых заказчик будет принимать решение о невозможности или нецелесообразности закупки отечественного программного обеспечения,
— объяснила "Известиям" позицию Минэка пресс-секретарь Елена Лашкина. В результате появляется коррупционная составляющая.
Герман Клименко ответил на пару вопросов нашей редакции:
— Как оцениваете перспективы проекта? Закону быть?
— Я думаю что шансы у закона достаточно высоки, так как удалось договориться с основными игроками в индустрии.
— Зачем внедрились поперек Минэкономразвития? Почему не договорились?
— Мне кажется совершенно неверно говорить о противостоянии Министерству экономики. Совершенно разные механизмы: правительственное постановление и законы. Всегда есть возможность решать разными путями и индустрия шла сразу несколькими решениями. Мы же не меряться друг с другом собираемся, а решить вопрос импоротозамещения хотим.
Пресс–служба ФРИИ рассказала об участии фонда в проработке законопроекта:
— Какое участие приняло в разработке ФРИИ?
— ФРИИ в течение всего 2014 года вел активный диалог с индустрией по вопросам импортозамещения и выработке единой позиции по данному вопросу. Все наработки были переданы в Минсвязи и профильному комитету Госдумы. В результате, после обсуждения документа с отраслью, Госдума внесла его в качестве законопроекта.
— С чьей стороны сталкиваетесь с наибольшим сопротивлением?
— На заседании профильного комитета Госдумы, где обсуждался законопроект, никаких голосов против не было.
— Исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт» Евгения Василенко отмечает, что полгода нужно поэкспериментировать, посмотреть, что будут отвечать ведомства о закупках. Достаточный срок?
— Мы считаем, что критерии нужны раньше.
— Кто будет проводить экспертную оценку этих ответов?
— В законопроекте есть описание процедуры.
— Что ждет те ведомства, чьи обоснования сочтут неудовлетворительными?
— Странный вопрос — это нарушение закона.
Сергей Гребенников (РОЦИТ) рассказал нашей редакции о своей роли и коллегах:
Мы вместе с ИРИ инициировали обсуждение данного вопроса на комитете ГосДумы, потому что получали сигналы через СМИ, что МЭР не примет во внимание нормативно-правовые документы Минкомсвязи в чистом виде, а решать вопрос импортозамещения нужно. Закон — это глобальная конструкция, которая будет работать. Но что касается проделанной работы Минкомсвязью — это труд, который лег в дискуссию.