Сегодня Минкомсвязи опубликовало стратегию развития ИТ-отрасли на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года.
Стратегия разработана для формирования единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий и её реализация позволит заложить основы дальнейшей деятельности государства в области комплексного развития отрасли. Стратегия определяет цели и основные направления развития указанной отрасли, а также механизмы и способы достижения поставленных целей.
В Стратегии под отраслью ИТ понимаются: разработчики «коробочного» ПО и аппаратно-программных комплексов, аутсорсеры, интеграторы, интернет-компании.
В министерстве довольно трезво оценивают свою роль («фактическое долгосрочное невмешательство государства в развитие отрасли») в формировании отрасли:
Появившиеся после распада Советского Союза условия для ведения бизнеса, фактическое долгосрочное невмешательство государства в развитие отрасли, значительный инженерный и алгоритмический потенциал России и большой рынок сбыта с растущими качественными характеристиками позволили сформировать в России основу имеющейся сегодня отрасли информационных технологий.
В Минкомсвязи видят следующие проблемы в отрасли:
* дефицит кадров и недостаточный уровень подготовки специалистов;
* недостаточно высокая популярность профессий отрасли информационных технологий;
..
* несовершенство институциональных условий ведения бизнеса по ряду направлений;
* недостаточный спрос на информационные технологии со стороны государства (занимающего больше 50% ВВП);
* недостаточный уровень координации действий органов государственной власти и институтов развития по вопросам развития ИТ.
Что же государство планирует делать для развития отрасли?
1. Развитие кадрового потенциала и образования отрасли информационных технологий
Основными направлениями работы государства по развитию образования в области информационных технологий станут:
* профессиональное развитие и повышение квалификации учителей и преподавателей образовательных организаций в соответствии с современными стандартами;
* расширение введения в образовательных организациях высшего образования практики для студентов в компаниях отрасли и стимулирование таких компаний к открытию кафедр в образовательных организациях высшего образования;
[..]
2. Стимулирование работы высококвалифицированных специалистов отрасли информационных технологий в России
Для привлечения в Россию молодых специалистов из стран СНГ и дальнего зарубежья, а также уменьшения утечки специалистов из России в иностранные государства, им должны быть доступны комфортные условия для работы и жизни.
3. Популяризация информационных технологий как сферы деятельности
4. Улучшение институциональных условий развития отрасли информационных технологий
Благоприятный фискальный режим является важнейшим фактором для успешной работы компаний в России. В связи с тем, что до 80% расходов компаний отрасли составляют расходы на оплату труда, наиболее значимыми для отрасли являются социальные отчисления.
Размер социальных отчислений должен обеспечивать конкурентоспособность России для бизнеса в сфере информационных технологий в сравнении с другими странами, включая страны СНГ. Стимулирование развития отечественной отрасли информационных технологий путем снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда уже показало свою эффективность. Срок действия пониженных тарифов страховых взносов для компаний отрасли не должен сокращаться, более того, с 2014 года они должны быть распространены на компании с численностью сотрудников не менее 7 человек.
По результатам изучения налоговых механизмов стимулирования инновационной и исследовательской деятельности компаний, применяемых за рубежом и подтвердивших свою эффективность, подобные методы в 2014 - 2016 годах могут быть введены в пилотном режиме в отдельных регионах России. Показавшие в России свою работоспособность эти механизмы после 2016 года могут быть распространены на всю территорию страны.
В части стимулирования корпоративного развития и развития малого бизнеса необходимо усиление работоспособности акционерных соглашений и механизмов опционных программ в российской юрисдикции, а также инкорпорирование в российское право конвертируемых займов и других стандартных мировых инвестиционных механизмов.
Улучшение институциональных условий в отрасли информационных технологий должно быть устойчивым и долгосрочным. Изменения институциональных условий должны иметь плановый характер для заблаговременного информирования участников рынка о намерениях государства, особенно в части фискального режима. Необходимым условием развития отрасли является обеспечение глобальной конкурентоспособности российской юрисдикции для компаний, особенно в сравнении со странами СНГ и Восточной Европы.
Кроме того, государство намерено обратить свое внимание на:
6. Исследовательскую деятельность в области информационных технологий;
7. Приоритетные направления исследований и разработок в области информационных технологий;
8. Поддержку развития малого бизнеса (финансирование стартапов);
9. Стимулирование появления лидеров отрасли информационных технологий мирового масштаба;
10. Информатизацию экономики и долгосрочный заказ на информационные технологии со стороны государства;
12. Повышение грамотности населения в области информационных технологий;
13. Статистическое обеспечение и актуализация классификаторов отрасли информационных технологий;