Дэвид Вайнбергер пожаловался.
Мы считали Flickr одним из нас, «своим»: компанией, которая разделяет лучшие ценности сети. А зря. Теперь это просто часть очередной мегакорпорации, которая заботится только об одном. Разумеется, ее главная забота — отнюдь не мы с вами.
Изначально независимый социальный фотосервис Flickr был приобретён Yahoo! в марте, аж, 2005 года, но долгие годы сервис не менялся по сути. Лишь через 8 лет после приобретения, при новой главе Yahoo! Мариссе Майер, в мае 2013 Flickr кардинально обновился: фотоплатформа дала рядовым пользователям возможности платных Pro-аккаунтов и заполнила экраны полностью фотографиями, сняв рекламные модули, дополнительно каждый автор получил по 1 терабайту дискового пространства.
Вайнбергер объяснил свою этическую тревожность:
Flickr позволяет выбрать из двух типов CC-лицензии: СС-ВY подразумевает, что для последующего использования субъекту достаточно указать автора. Если же создатель выбрал несвободную лицензию СС-BY-NC, желающие перепечатать или разместить у себя фото обязаны воздерживаться от его коммерческого использования.
Yahoo приняла решение продавать плакатные распечатки любой из 50 млн свободно лицензированных фото на Flickr за $100. Сколько из этих денег получат творцы фотографий? Нисколько. Сколько денег Yahoo обязана им заплатить? Нисколько. Практика продажи оттисков полностью соответствует правилам лицензии CC-BY, достаточно лишь указать на плакате имя автора.
Быть на нашей стороне значит не слепо следовать букве договора, написанной мелким шрифтом, а думать о том, что на самом деле хотят потребители, каковы их истинные чувства, как они относятся друг к другу и каковы их интересы... и делать с ними общее дело. Yahoo все это отмела.
Добавить 6 комментариев
Очередной нытик прочитал таки текст CC-BY…
не, ну я тоже бы хотел снять на мобильник фотку, а потом вдруг получить за нее еще денег. Но на каком основании, если сам загрузил под свободной лицензией?
Это история про этику, а не про лицензию.
Смысл в том, что 10 лет Flickr был интерфейсом, прокладкой, он эксплуатировал социальность фотографии. Сводил людей и прямо и косвенно и компании и сервисы через API. Красивая конструкция. Этим и знаменит, этим и собрал людей. И внезапно, через 10 лет такой работы он превратился просто в заунывный обмен.
— Вы, мол, сдаёте нам фотки, мы их печатаем для своих целей. За это вам полагается место под хранение фоток.
Такая модель в жизни бы не стала известным и популярным фотосайтом. Ну, и сама идея «обмена» — хороша в этом контексте! Тут и дисковое место нужно, уже, не фотографу, а фликру, для хранения той халявы, что ему 10 лет сдавали и он теперь его собрался печатать за бабло.
Мне кажется сама идея очередным монетизационным сальто-мортале в стиле Рамблера.
«Совсем заедает руководство. Надо сделать вид, что мы денег пытаемся заработать.»
«Давайте фотки продавать распечатанные! Да не, не фотографам — кому угодно!»
«Цену какую поставим? Да хоть сто баксов. Если один процент пользователь купит плакат за сто баксов — это же можно вписать в презентацию!»
«С авторами делиться? Да нам можно и не делиться, ToS позволяет, а мороки много.»
Можно было бы пожурить людей за то, что они не думают про экосистему.
Но на самом деле они ни о чём не думают, у них дно подгорает — срочно надо показать следы жизнедеятельности там, где её нет.
Чистая перистальтика. Плакатов небось этих продадут пару сотен за год и закроют функцию, когда о ней забудут смотревшие презентацию люди.
История — как раз про лицензию. И про то, что надо смотреть, что подписываешь.
А если признать, что к каждой лицензии СС прилагается еще и некоторое количество не зафиксированных нигде «этических норм» и «неписанных правил», то всю эту лавочку можно сразу закрывать.
Да нет, просто Фликру выгодно было бы привлечь хороших фотографов на свой сервис, а для этого отстегнуть им часть прибыли. ЖЖ что-то такое пытался делать.
Беда в том, что в обоих случаях это ритуальные танцы. Фликр не надеется, что продажа плакатов всерьёз взлетит, а фотографы никуда не денутся с Фликра. Они делят деньги за непроданную шкуру медведя.