Министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров поговорил с РБК о забвении, регуляции "Яндекса" и отключении Рунета от мировой сети.
О недоработках закона:
Минкомсвязь направила в правительство свой отзыв на этот законопроект. Мы тоже считаем, что [закон о забвении] не сможет полноценно работать в условиях, когда компаниям без верификации – без проверки того, кто это к ним обратился – и, скорее всего, без проверки суда будет предписано выполнять все эти действия. Сегодня законодательством предусмотрена процедура защиты чести и достоинства – это происходит через суд, этим многие пользуются. Если так называемый закон о забвении действительно пойдет в такой редакции, что все это будет происходить в ручном режиме на уровне компаний, то вряд ли это будет эффективная процедура. Тем не менее, закон принят в первом чтении. Отрадно, что идет диалог на уровне профильного комитета Госдумы. Мне кажется, надо дождаться завершения дискуссии, хорошо, что она есть. Вот сегодня все-таки мы создали этот механизм, в рамках которого любая инициатива, которая касается интернета, во всяком случае обсуждается с компаниями.
О возможности приравнивания поисковиков к СМИ:
Естественно, мы в первую очередь думаем о нашем лидере рынка интернет-поиска «Яндексе», который действительно нуждается не в более жестком регулировании, а в мерах поддержки. Мы хотим, чтобы «Яндекс» был глобальной, международной компанией и преуспевал не только на российском рынке, а штурмовал и зарубежные рынки. Сегодня весь мир столкнулся с ситуацией, когда трансграничные интернет-компании должны соблюдать внутреннее законодательство стран. Это объективная реальность – в разных странах разная история, разная культура, где-то одни вещи разрешены, где-то категорически запрещены. Вспомните буквально двух-трех летней давности истории, когда из-за тех или иных роликов в интернете, информации гибли люди, это вызывало массовые протесты, это вызывало гибель людей. Из-за игнорирования национальных особенностей. Поэтому сегодня мы видим огромное количество законодательных инициатив по всему миру, видим антимонопольные дела в Европе. Это естественный ход истории, естественный ход развития интернет-рынка как некой новой мировой сущности.
О выживании Рунета без мировой сети:
Если посмотреть сейчас ленту новостей, то можно про каждую вторую новость, поступающую от наших уважаемых [иностранных] партнеров, сказать – неужели в самом деле они рассматривают такую возможность? Задача государства – быть готовым к любому сценарию, любому развитию ситуации. Вот мы с вами говорили сегодня, что мы ведем самую крупную [в истории] стройку оптоволоконной сети в стране – это же не для того, чтобы кто-то ее в какой-то момент отключил. В любом случае мы должны обеспечить стабильность и устойчивость всей сети связи, включая интернет, на территории России. Сегодня все критические компоненты, элементы инфраструктурные по работе российской сети находятся не на территории России. В основном они находятся в Амстердаме, если посмотреть по юрисдикции разных управляющих структур, и действительно – при желании извне все это может быть отключено. Кто-то говорит, что это слова, к сожалению, это не слова, это настоящая реальность.