Один из лидеров на российском B2C-рынке онлайн-образования «Нетология» выходит на рынок B2B. Изменений в бизнес–модели не произойдет, пояснил Roem.ru представитель компании, «Нетология» будет развивать оба направления.
В ноябре 2014 года на сайте появились предложения для корпоративных клиентов, но тогда компания просто прощупывала B2B-почву и предлагала скидку на курсы при покупке «оптом». Сегодня же компания запустила полноценный сервис с доработанным под корпоративные нужды личным кабинетом.
В рамках корпоративной подписки, клиенты получают не только доступ к курсам «Нетологии», но и дополнительный функционал личного кабинета: компания может выбирать курсы, назначать их для прохождения сотрудникам и контролировать процесс обучения. Скоро появится возможность создания собственных курсов внутри платформы.
«Нетология» отмечает, что экономический кризис в стране, стал причиной роста корпоративных услуг в сфере онлайн–обучения, так как компании начали больше внимания уделять повышению квалификации своих сотрудников, при меньших расходах. Онлайн-курсы оптимально вписываются в эту парадигму, в сравнении с более затратными вариантами обучения персонала, например, различными тренингами.
«Тренинг–день для 1 менеджера по продажам стоит 15 тысяч рублей, а наша онлайн-подписка на 340+ курсов стоит 213 рублей в месяц, то понятно, что от тренингов отказываются в пользу онлайна», пояснила Roem.ru глава одной из крупнейших в России B2B-платформ онлайн-образования, сфокусированной на западном рынке, Eduson.tv Елена Масолова. Бизнес стал осторожнее, но не перестал платить. «Просто нужно обосновать жизненную необходимость: верни долги клиентов, передоговорись об отсрочке с поставщиком, порежь косты», отмечает Масолова.
У основателя «Нетологии» и «Рунетологии» Максима Спиридонова есть «хороший козырь» для входа на рынок B2B — крупная база контактов потенциальных клиентов, которая скопилась за время «Рунетологии», уверен сооснователь узкоспециализированных B2C-проектов онлайн-образования loftblog.ru и loftschool.com Николай Чернобаев. Тем не менее, время B2B онлайн-образования в Рунете еще не пришло, и рост B2C–рынка окажется в кризис более заметным в сравнении в B2B, полагает он:
Будут ли компании покупать сейчас так же активно, как и физические лица — это вряд ли. Во-первых, удовлетворить их сложнее, а во-вторых, даже если контент и навыки действительно стоящие, все равно найдутся либо недальновидные руководители, либо сильно прижимистые. Но прощупывать эту почву и делать определенные эксперименты, думаю, уже можно.
B2C наоборот приобретает популярность. Все, кому не найти работу, кого сократили или кто понимает, без каких навыков не обойтись, — идут учиться. А что делать если нужных курсов нет в твоем городе? Правильно — идти учиться в онлайн.
Сокращенные сотрудники вполне могут обратить внимание на онлайн–курсы для провышения квалификации и своей рыночной стоимости, вот только российские участники рынка онлайн–образования не обучают забесплатно. В отсутствие работы не каждый решится платить за курсы, и многие предпочтут полностью бесплатное обучение на международном образовательном проекте Coursera.org.
В «Нетологии», в свою очередь, предостерегают любителей халявы и исключительно платную модель подписки объясняют заботой о клиентах, так как «бесплатный контент не мотивирует пользователей заниматься системно». Число окончивших бесплатные онлайн-курсы составляет не более 4% от всех, кто начал проходить обучение, рассказали в компании со ссылкой на исследование J’son&Partners.
В «Нетологии» не боятся конкуренции с Eduson.tv, так как уверены, что российский рынок корпоративных услуг в сфере онлайн–обучения еще не развит и появление нового игрока позволит быстрее приручить компании, которые все еще довольно настороженно воспринимают онлайн–образование. Более того, в «Нетологии» пока не видят на рынке реального лидера.
«Рынок только только зарождается и начинает формироваться, — соглашается Чернобаев. — Всех, кто прикладывает к развитию рынка руку, мы считаем не конкурентами, а коллегами; Loftblog и Loftschool идут своими путями, которые во многом отличаются от пути Нетологии». Loftschool планирует обучать коллективы и юридические лица в одной из веток развития, но пока в компании не пришли к этому, рассказал он.
Масолова отмечает, что пока не готова воспринимать «Нетологию», как потенциального конкурента для своей образовательной платформы. О конкуренции с Eduson.tv можно будет говорить не ранее, чем через год, когда и если «Нетология» наработает базу в тысячу компаний, снимет 200-300 классических офисных курсов про продажи и менеджмент без уклона в интернет-специфику [SMM, SEO]. «В B2B длинный цикл продаж, через 6-9 месяцев у коллег пойдут первые крупные сделки. Быстрее, к сожалению, не бывает», пояснила она.
Нельзя просто переориентироваться на другой сегмент, у них разные потребности и логика принятия решений. Например, для B2C важно «социальное доказательство» (отзывы, фотографии или просто указание числа других пользователей), а B2B клиент может даже на сайт не зайти ни разу до покупки. Компании думают о лояльности и удержании сотрудника, а сам сотрудник — о своей карьере и насколько более «дорогим» он стал с новым дипломом. Мне много раз говорили HR'ы, что они не хотят повышать рыночную стоимость сотрудников.
— объяснила Масолова
С запуском B2B–продукта «Нетология» продолжит фокусироваться на российском рынке, выход на международную аудиторию компания не планирует ни для одного своего проекта, за одним исключением:
Корпоративная подписка на библиотеку курсов «Нетологии» — продукт, строго, для русскоговорящего рынка. Однако, выход на международную аудиторию мы, все-таки, планируем и с несколько неожиданной стороны. На стадии пилота у нас сейчас находятся курсы обучения русскому языку для детей живущих заграницей, главным образом детей эмигрировавших из России родителей.
На вопрос о том, как в «Нетологии» планируют продвигать В2В-направление и где будут искать клиентов, компания ответила дежурной фразой о «сильной команде в отделе маркетинга». Тем не менее, для тестирования нового продукта перед его официальным запуском компания привлекла такие крупные бренды, как «Манн, Иванов и Фербер», IKEA, Groupon, «МойСклад» и Work-zilla.
По данным отчета IPOboard, российский рынок онлайн–образования растет из года в год, в 2014 году рынок вырос на 16,9% к 2013. На конец 2014 года его объем оценивается в 9,3 млрд рублей. Американский рынок онлайн-образования растет значительно медленнее российского (7,6% год к году), но при этом он в 5 тысяч(!) раз больше в денежном выражении — $90 млрд. «Все хотят получать валютную выручку и диверсифицироваться, но не все могут», резюмировала Масолова.
Добавить 1 комментарий
«Число окончивших бесплатные онлайн-курсы составляет не более 4% от всех, кто начал проходить обучение, рассказали в компании со ссылкой на исследование J’son&Partners.»
Откуда дровишки? Открываем исследование, смотрим, например, по edX:
http://json.tv/ict_telecom_analytics_view/rynok-onlayn-obrazovaniya-v-rossii-i-mire-segment-massovyh-onlayn-kursov-20141209065340
http://json.tv/public/images/general/2014/12/09/20141209164535-1536.png
1. Зарегистрировались — 100%
2. Просмотрели первый сет — 45%
3. Получили хотя бы один балл за первое задание — 17%
4. Участвовали в экзамене — 7%
5. Получили сертификат — 5%
Понятно, что «начали проходить обучение» никак на люди из первой строчки, а как минимум из 2-й или даже 3-й. Потому что отсмотр первого сета — это всё ещё ознакомление с продуктом, а не начало обучения.
И тогда получается, что реальная конверсия начавших обучение в закончивших не 4%, а 30%.