Высшая школа экономики выпустила исследование, в котором обосновывается необходимость законодательно закрепить новый формат занятости.
Речь идет о «платформенной занятости», когда человек является не наемным работником, а посредником между онлайн-платформой и получателем услуг (например, трудится доставщиком еды или таксистом). Исследование проводилось с участием представителей Ozon, «Ситимобила», «Яндекс.Такси», а также ряда министерств и ведомств.
Человек, подключенный к платформе и получающий через неё заказы, оказывается "фиктивно самозанятым", так как фактически работает на компанию, но не оформляется ею в штат.
Среди возможных решений — появление особой категории — «независимых работников». Они получат право на коллективное представительство интересов, но будут выведены из-под регулирования продолжительности рабочего времени и минимальной оплаты труда.
Под вопросом и социальное обеспечение «платформенно занятых». В качестве перспективного направления развития этой системы эксперты называют партнерские схемы софинансирования, совместное страхование социальных рисков при участии исполнителя, платформ и государственных институтов, а также расширение практик взаимного страхования.
Авторы исследования считают существующее трудовое законодательство "избыточно жёстким", что может привести либо к "сворачиванию" платформенной экономики, либо к уходу её в тень.
Авито Услуг и Data Insight опубликовали на этой неделе исследование самозанятых и микробизнеса в России. Выяснилось, что в большинстве регионов самозанятые зарабатывают в месяц меньше средней месячной зарплаты по стране: без учёта Москвы и Санкт-Петербурга (с областями) население округов, где зарабатывают меньше среднего, в 2,5 раза больше, чем округов, где больше среднего. В "столицах" самозанятые зарабатывают 178% от средней месячной зарплаты по стране.
Рекламируют свои услуги исполнители в основном в интернете -- 80% бюджета на продвижение уходят на интернет-каналы, однако из Сети они получают 61% заказов. Две трети объема рынка приходятся на ремонт, строительство, благоустройство, IT, курьеров и перевозку, деловые услуги. Средний чек на "строительство и благоустройство" достиг 90 400 рублей (у "Красоты и здоровья" он 950 рублей).
Самым популярным ресурсом для привлечения заказов через интернет оказался "Авито", им пользуются 28% специалистов. Яндекс.Услуги задействуют 12% -- меньше, чем 2ГИС (13%), Facebook (14%), "Одноклассники" (15%), собственный сайт (24%), мессенджеры (27%), "Юлу" (30%), Instagram (36%) и ВК (44%).
Добавить 4 комментария
Понедельничный Ъ https://www.kommersant.ru/doc/4825941
«Компании рыбной отрасли, развивающие свою розницу и e-commerce, обратились в ФНС с просьбой изучить сложившуюся практику массового использования сервисами доставки самозанятых курьеров для экономии на налогах. У других игроков потребительского сектора нет такой возможности, поддерживают претензии рыбников рестораторы. По их мнению, оптимальное решение — унификация системы привлечения самозанятых для всех компаний и гарантия социальных выплат доставщикам.»
дружно пошли
Мерзавцы.
ВШЭ, Яндексоиды или курьеры?
ВШЭ, которые хотят «смягчить» Трудовой кодекс.