Автор: Никита Шерман, президент Odnoklassniki.ru
Хорошо известный в узких кругах интернет-графоман Алекс Экслер, как известно, является специалистом по широкому спектру вопросов. По самым важным из них он пишет книжки, а остальные удосуживаются лишь нескольких строк в блоге автора. Одна из специализаций Алекса – социальные сети, все свои знания о которых он бережно хранит, и передает из поколения в поколение своим преданным читателям.
Сегодня утром Экслер поделился с благодарной публикой своими мыслями о будущем сайта Odnoklassniki.ru. Цитирую:
«Как выяснилось, я преуменьшаю. Жадные дети сделали интереснейшее нововведение. Теперь регистрация на "Одноклассниках" - платная. При регистрации появляется вот такая надпись:
В данный момент Вы пользуетесь ограниченной версией сайта и не можете отправлять сообщения, оценивать фотографии, оставлять комментарии в форумах и посещать страницы других пользователей. Чтобы пользоваться сайтом в полном объёме, активируйте свой профиль с помощью SMS сообщения!
Они, конечно, таким подходом смело рубят тестикулы той самой курочке, несущей золотые SMS. Но так им и надо, раз они такие жадные дурачки».
Я пока даже не буду комментировать явную и весьма подлую подтасовку. Ведь Алексу нужно было донести информацию красиво, а значит можно было пренебречь целым абзацем текста, который он забыл «скопипастить». Между тем, именно в забытом абзаце можно было узнать о причинах подобных нововведений:
«SMS активация профиля требуется только один раз. Это вынужденная мера, необходимая для поддержания порядка на сайте и защиты всех пользователей от автоматической рассылки спама. Спасибо за понимание!»
Это, впрочем, не ускользнуло от опытного взора журналиста Александра Плющева, что, впрочем, не помешало ему сделать идентичные с Экслером выводы. Ну, а потом пошло-поехало…
Сейчас я попробую донести до вас несколько важных, на мой взгляд, моментов. Но прежде давайте договоримся. Я не собираюсь оправдываться. Целью этого текста не является убеждение уважаемой аудитории уважаемого издания в правильности какой-то позиции. Мне просто хочется, чтобы каждый Alter Ego немного задумался. А выводы каждый сделает для себя сам.
Я думаю, все согласятся с тем, что «Одноклассники» сегодня – один из мощнейших локомотивов российского Интернета в плане привлечения новой аудитории (хотя, с этим можно и спорить). Аудитории, что немаловажно, неопытной и не самой быстрообучаемой. Тем не менее, это громадная, живая, активная масса людей – суточная посещаемость сайта сейчас превышает 7 млн. уникальных пользователей. Месячная аудитория превышает 30 млн. человек. Особенно важно и то, что люди приходят на сайт не за сервисами, а за общением, созерцанием и создания новых социальных связей. А это говорит о том, что у нас очень длинная средняя сессия, огромное количество page view, и невероятное количество users online (в пиковые часы 500-700 тыс.). Золотая жила, не правда ли?
Так и есть. И еще в начале года «Одноклассники» начали успешно монетизироваться за счет продажи медийной рекламы, продажи которой сегодня составляют значимую чатсь бюджета, и которая позволила выйти ресурсу на самоокупаемость. С монетизацией через платные сервисы все гораздо сложнее. Одно дело – «Мамба», - где каждый новый платный сервис воспринимается аудиторией на «ура». Ведь там это – еще одна возможность добиться популярности. Но «Мамба» и создавалась изначально как коммерческий проект с премиальными возможностями для аудитории. Другое дело – социальная сеть, где изначально был свободный вход и полная свобода действий. Да и популярность там, по большому счету, ни к чему. Поэтому первые платные сервисы на многомиллионную лояльную аудиторию бесплатного проекта внедряются довольно таки болезненно.
Это не сказывается негативным образом ни на объем трафика, ни на количество новых регистраций. Но дает богатую пищу экслерам для новых провокационных публикаций в их уютных жэжэшечках.
Сегодня в «Одноклассниках» уже работает несколько платных сервисов. Развиваться в этом направлении планируется и дальше. Ровно как будут запускаться и бесплатные сервисы, и развиваться текущий инструментарий, и много всего другого. Мы действительно не стоим на месте, а ведем активную работу по развитию ресурса, каюсь.
«Одноклассники», как и «Вконтакте», создали, по сути, прецедент в Рунете. До сих пор не было в России сайта, куда бы люди приходили всерьез и надолго. Не проверить почту, или осуществить поисковый запрос, а держать окно свернутым практически в течение всего дня, ожидая новых сообщений, или уведомлений. И именно на этом играют сегодня те проныры, которые пытаются заработать на этой аудитории.
Немного информации. В последние дни в системе в определенные моменты были попытки регистраций десятков ботов в секунду. Сотни тысяч ботов, по повелению своих создателей, в пиковые часы могли начать одновременно голосовать за миллионы фотографий и ходить по миллионам анкет, для привлечения к себе внимания. Заходит человек посмотреть, кто это ему оценочку поставил, а там – рекламный месседж. И все эти действия создают такую нагрузку на сервера, что Экслер с Плющевым вместе взятые не смогли бы себе такое представить.
К величайшему сожалению, борьба с автоматическими регистрациями не только в России, но и во всем мире находится на том уровне, когда любая защита ломается не далее, чем через пару дней после ее установки. Мы испробовали все.
Да, мы действительно являемся коммерческой организацией и ориентированы на извлечение прибыли. «Одноклассники» действительно не только продают рекламу, но и берут деньги с пользователей за премиальные сервисы. Никто не спорит и с тем, что в последнее время работа по монетизации усилилась, что не могла не заметить аудитория.
Скажите мне, все, кто читает эти строки. Среди вас есть альтруисты? Вот, Алекс Экслер, ответь, неужели ты раздаешь свои книги в магазинах бесплатно? Саша Плющев, ты действительно работаешь много лет в медиа за будь здоров? Уважаемые остальные комментаторы, не поленитесь сделать шаг вперед все, кто до сих пор надеется на коммунистическое светлое будущее!
Но неужели кто-то из вас, взрослых и в большинстве своем успешных людей, мог всерьез подумать о том, что такой ценой компания «Одноклассники» пытается обогатиться? Неужели никто не потрудился хотя бы посчитать, чтобы выяснить, что вырученных от регистраций денег не хватит даже на оплату хостинга для такого сайта. А многие ли из вас работали с высоконагрузочными системами и имеют опыт в решении похожих проблем?
Разумеется, проще сделать быстрый вывод, чтобы успеть опубликовать его быстрее соседа. Ведь, казалось бы, ответ лежит на поверхности. И теперь можно смело кричать на каждом углу, что это «безмерная наглость», «начало конца», «я пошел удаляться»… Обидно немного другое. Говорят это в том числе и те, кто формирует общественное мнение. Кто, по идее, должен сначала думать, а потом говорить. Эти люди знают, что к ним прислушиваются десятки тысяч человек, но им все равно выгоднее подтасовать факты – ведь иначе сенсации не получится, и сотни комментаторов не смогут выразить свое презрение «Одноклассникам» в комментариях.
Уважаемые Алекс Экслер, Александр Плющев и еще тысяча и один комментатор, которые успели сегодня поразиться жадности администрации социальной сети «Одноклассники»! Всего лишь за сутки, прошедшие с момента введения платной регистрации, нам удалось снизить долю спама в системе до сотых долей процента. Мы действительно хотим, чтобы наша сеть, приютившая более 20 млн. пользователей, могла существовать и дальше. Ведь если вдруг вы увидите, что сайт не отвечает, именно вы первые побежите строчить новости о том, что жадные «Одноклассники» пожалели денег на новые сервера.
Один умный человек сегодня утром задал мне вопрос. Не боюсь ли я превратиться со временем в такого «интернет-чубайса», который питается кровью и деньгами рядовых пользователей и всегда во всем виноват. А я ответил, что никогда об этом не думал, потому что для меня первичен сервис, за который я отвечаю, и уже потом мнение на этот счет людей, не причастных к процессу.
Спасибо за внимание.
Редакция Roem.ru всегда готова предоставить слово руководителям интернет-компаний, желающим высказаться на темы, связанные с интернет-бизнесом.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зренией авторов
sherbakov, я отвечу на Ваши вопросы и поясню мой, чтобы Вам было понятно зачем я его задал. Количество спама и нагрузка на систему снижают все используемые сейчас элементы борьбы со спамом. Из них активация анкет с помощью СМС пока повлияла наиболее радикально, количество спама сведено к минимуму. Объективно результат сложно сравнивать с другими ресурсами, так как они не публикуют детальную информацию о собственной защите и эффективности тех или иных мер. Субъективно, мое личное ощущение, что на Одноклассниках сейчас спама намного меньше, чем на facebook или myspace, но возможно немного больше, чем на linkedin или classmates. Означает Ваш ли интерес к этой информации то, что km.ru интересуют возможные последствия от ввода подобных мер на своих ресурсах?