Клиент одного из сервисов доставки задался вопросом, на каком основании он должен выслать сервису скан своего паспорта. Де-юре — только на добровольном, под свою собственную ответственность. Такие сервисы, как «СПСР-Экспресс» и Boxberry просят сканы и копии документов, но не имеют разрешения Роскомнадзора на работу с паспортными данными и на передачу их через интернет.
Заместитель гендиректора оператора таможенных платежей «Мультисервисная платежная система» Андрей Чешко рассказал РБК, что с 1 января «экспресс-перевозчики вынуждены связываться с каждым получателем посылки и запрашивать дополнительные документы». Издание указывает, что сканы паспортов запрашивают в Boxberry. 5 января доставка через сайт попросила клиентов срочно предоставить изображение паспорта (сейчас обращение удалено, сохранился его скриншот):
«С 01.01.2017 года для таможенного оформления посылок физических лиц из-за границы необходимо предоставить скан-копию (фотографию) вашего паспорта: главной страницы и страницы с пропиской/документа регистрации», — говорилось в сообщении. Фотографию нужно было загрузить в личный кабинет пользователя на сайте BoxBerry «так быстро, как это возможно».
Обращение «СПСР-Экспресс» к клиентам на момент публикации всё-ещё доступно на сайте доставки (скриншот):
Для уменьшения рисков при выпуске с таможни зарубежных отправлений со 2 января 2017 года для процедуры таможенной очистки посылок в индивидуальном порядке также запрашиваются копии паспортов получателей на бумажных носителях. Для сохранения объявленных сроков доставки вы можете предоставить копии […]
В оферте «Боксберри» называет себя экспресс-перевозчиком «Боксберри»; обществом с ограниченной ответственностью «Боксберри»; и экспресс-перевозчиком «Боксберри» в лице ООО «ОПИНТЕР». В реестре Роскомнадзора, среди операторов персональных данных нет никого из перечисленных «Боксберри». Де-юре работать с персональными данными юридические лица перечисленные в оферте на сайте «Боксберри» не могут.
«СПСР-Экспресс» есть в реестре операторов персональных данных, как ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» и филиал ООО «СПСР-ЭКСПРЕСС» в г. Санкт-Петербурге. У оператора организован систематизированный учёт персональных данных. Установлены правила разграничения доступа к персональным данным. Проблема пожеланий этой доставки в том, что Роскомнадзор разрешил оператору обработку некоторых типов персональных данных без передачи по сети Интернет, но разрешения на работу именно с паспортами у «СПСР-ЭКСПРЕСС» нет.
Для сравнения, такие организации, как, например, «Сбербанк» получают в Роскомнадзоре разрешения на работу «с передачей по сети Интернет», и отдельно на работу с паспортами, это разрешение записывается в виде разрешения на работу с: «данными паспорта гражданина Российской Федерации или при его отсутствии иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации (серия, номер, дата и место выдачи, наименование и код органа, выдавшего паспорт или иной документ, удостоверяющий личность);».
Требования сервисов доставок предоставлять документы получили известность после Нового года (исключение — посылки через государственную «Почту России» и её дочку EMS Russian Post, им дополнительные документы для предоставления таможне не требуются). Пересечение границы посылками замедлилось. В связи с произошедшем на российской таможне китайский AliExpress и Asos отключили доставку через «СПСР-Экспресс». Гендиректор СПСР Владимир Солодкин заверил ТАСС, что отключение AliExpress «ввиду незначительного потока в данный период критического влияния ситуация на бизнес не оказывает». Кроме упомянутой пары магазинов СПСР обслуживает покупки в Macys, Amazon, JD.com, eBay. Партнёр «Боксберри» магазин iHerb объявил покупателям, что в процессе доставки у них могут потребовать дополнительные документы, а доставка будет длиться дольше, чем нужно.
Добавить 19 комментариев
Странно, что Таможенная служба РФ не выпустила пресс-релиз об уведомлении изменения правил декларации посылок, следующих каналом негосударственной почты, а назвала это «экспериментом».Наверное, в суете 31 декабря состряпали правила и отправили на исполнение.
На мой взгляд, чтоб не улучшать качество работы ПР решили просто какахами закидать коллег по цеху, стремящимися быть конкурентами, дабы не показывали пальцами — мол,а эти везут за 15 дней, пока вы черепахи, слоупоки, 30 дней не можете посылку из Внуково выпустить.
Сами себе проблем напридумывают и вопят в своих фейсбучиках.
Давно уже подписан договор с shopfans на брокерское обслуживание, все посылки за 5-9 дней минуя убогую ПР. Ну разве что дороже, чем обычно, нет смысла в китайских помойках, зато оптимально для амазонов ебеев и просто магазинов из US.
У нас, кстати, бета нового ЛК по такому случаю:
https://do.shopfans.com
По мнению Жукова, законодательные инициативы ФТС существенно осложняют работу коммерческим компаниям по доставке грузов. При этом они положительно влияют на объемы и грузопоток «Почты России».
Подробнее на РБК:
http://www.rbc.ru/technology_and_media/09/01/2017/58738d7f9a794714463dfb75
То есть все инстанции играют в одни ворота, которые не торопятся не о чем
Почему все забывают, что есть ряд случаев, когда с персональными данными работать можно, но обязанности попадать в реестр персональных данных нет?
Боксберри (и большая часть присутствующих в этом списке) подпадает под этот случай с вероятностью 99%.
А чего он возмущается? Может не присылать скан паспорта, может лично приехать на таможню во Внуково :)
У Роскомнадзора другое отношение к вероятности: Роскомнадзор выяснит на каком основании «СПСР-Экспресс», Boxberry просили копии паспортов → Roem.ru
А кто-нибудь может ткнуть меня носом, откуда следует, что надо какие-то реестры городить при сборе паспортных данных? Я так-то закон о ПД давно уже читал, и сейчас от любопытства еще раз перечитал, но почему-то не могу найти.
Роскомнадзор — Защита прав субъектов персональных данных
Спасибо! Вот вижу там же:
Кажется, тут все-таки та самая ситуация, о которой чуть выше Crio сказал. Типа, если не согласны, пусть идут ногами в таможню. Зачем размахивать законом и криками «Это
СпартаРоссия!!!» — уму непостижимо. Вот уж действительно, Россия.В формуле написано что данные не распространяются, и просто используются для заключения договора между клиентом (субъектом персональных данных) и оператором персональных данных. Для передачи третьим лицам и таможням данные не используются.
1. Де факто, любое юрлицо в РФ можно привлечь по хранению и обработке паспортов без разрешения РКН. Операторов у нас очень мало.
2. Радует, что СПСР является уже правильным оператором ПДН.
>Неправильный логин или пароль
В старый кабинет с этими данными вхожу.
У роскомПОЗОРа вообще везде свое мнение, даже там, где никого не ебет, что у роскомПОЗОРа есть мнение.
В каждой бочке затычки.
>1. Де факто, любое юрлицо в РФ можно привлечь по хранению и обработке паспортов без разрешения РКН. Операторов у нас очень мало.
Для этого вся эта херота с «педофилы и наркоманы» и задумывалась. Очередной контролирующий рабов никому не нужный бюрократический механизм.
в РФ любой механизм 98% задуман для контроля и ограничения
остальные 2% для сбора налогов
по факту очень интересно получается, правила союза вступили, но никто не в курсе, как работать правильно
По состоянию на 10 января в РФ 369,297 операторов персональных данных на 12 млн юридических лиц (и 12 миллионов ИП). СПСР — правильный оператор, которому требуется доуведомить РКН, о работе с паспортами, если паспорта потребуются перевозчику из-за новой репрессивной политики ФТС.
Там сложная юридическая конструкция, которую одномоментно сформулировать не получится. Подождем официального документа. Ведь для обработки данных нужно определить класс защиты и, при необходимости, пройти сертификацию ФСТЭК.
У СПСР грамотный менеджмент — разберутся быстро.
пока только для новых аккаунтов.