C учётом всего того, что сейчас друг на друга навалили российские и USAIDовские СМИ, можно сказать одно: бизнес-журналистика не только умерла, но и эту стюардессу теперь никто откапывать даже не собирается.
Ключевой фактор, безусловно, это то, что цена для СМИ создания контента для бизнес-аудитории чрезвычайно высока, а выхлоп с возможности продать рекламу — чрезвычайно низок.
Если до 2014-го (? или какого? 2008-го?) года топовое в мозгах читателей и редакторов СМИ было бизнесовым и оспорить доходы РБК, Коммерсанта, Ведомостей было голубой мечтой любого издателя, даже того, кто спокойно рубил бабло на general interest, то сейчас у бизнес-прессы другая жизнь.
Во-первых, бизнес-пресса, неотделима от политики. "Вы можете не заниматься политикой, политики всё равно занимаются вами" и всё такое.
А дальше всё просто: если ты хочешь сделать бизнес-издание, то тебе надо нарубить на него бабла. Если для рубки бабла на бизнес-тематиках тебе надо получить тонну трафика, потом его продать и на эти деньги попробовать прожить - то, могу намекнуть сразу, это не шибко легко.
Для рубки бабла на политике тебе надо вписаться в тему (госфинансирование от наших или не наших), писать что надо и обеспечить аудиторию в нужных объёмах. Это тоже нелегко, но в текущих условиях сильно проще чем жить на доходы от рекламы с бизнес-аудитории, контракт будет долгосрочный, можно что-то планировать, а не жить от рекламодателя к рекламодателю. Пока, конечно, не придёт Маск и не рубанёт все программы USAID.
Следующий шаг: раз в нашем бизнес-издании бОльшая часть доходов зависит от политики, то и нафиг бизнес. Общетематические новости гонят трафик, который мы худо-бедно можем продавать.
Политические новости кормят нас другим способом, который издание устраивает.
А бизнес? Ну бизнес что... Если тема виральная и даёт трафик, который продаст наш коммерческий отдел умеющий продавать трафик общетематических новостей - почему нет.
Ещё бизнес может заплатить за advertorial, или просто джинсу, или сам писать нам весёлые и виральные пресс-релизы - если нам не придётся тратить много усилий на переписывание и хоть кто-то будет читать - то мы даже и опубликуем что-нибудь.
Тратить же существенную долю человеко-дня или даже человеко-дни на разбирательство в какой-то теме, вообще никому не надо. Обогрев вселенной, оказывается, вообще не окупается.
Аудитория которой это надо читать - есть. Но она невелика и платить за каждую попытку тех, кто считает, что он-то именно про бизнес, и надо чтоб вы на него подписались на год, раз вы уже решили прочитать у них на сайте аж одну статью в месяц - немного устала. Им проще приложить чуть больше усилия к прочтению того, что СМИ, всё-таки, накалякали и сделать обоснованное предположение, что же всё таки произошло, а не получать всё совсем уж разъяснённое на 100% супер-пупер профи от печатного станка.
Про монетизацию бизнес-новостей рекламой я сказал выше.
Результат - про бизнес писать некому. Если ты разбираешься настолько, что можешь что-то компетентное про бизнес писать - да иди прямо в него менеджером. Больше заработаешь чем журналистом, явно.
Когда профильный журналист одного из топовых бизнес-изданий пишет про отрицательную цену нефти, вместо того чтоб написать про отрицательную цену фьючерса на нефть - это лол, кек и чебурек ©
Когда издание, заявляющее исключительный интерес к бизнес-новостям создаёт клуб читателей с доступом к телам спикеров настолько задорого, что существование этого клуба и необходимость доступа к этим спикерам становится vital для существования этого издания и этим спикерам не задаётся никогда ни одного вызывающего их дискомфорт вопроса - это похороны бизнес-журналистики с музыкой оплаченной солидными господами.
Когда топовыми новостями бизнес-изданий становятся некрологи и пересказы твитов Илона Маска - это продажа первородства за одобрительные лайки и крики толпы.
И это не только у нас, хотя у нас есть своя специфика.
И нет ничего, что работало бы хоть как-то на появление и улучшение качества бизнес-новостей в СМИ.
Очень жаль.
Наши новости вы можете обсудить в Телеграм-канале Roem.ru >>>
Добавить 1 комментарий
Давний знаток бизнес-журналистики. Приложил руку к созданию контента и продажам в печатном и электронном видах. Проблема всегда глубже. Как обычно государство искажает рынок, обеспечивая работу любых медиа. Частным изданиям приходится выкручиваться любыми способами — отсюда ставка на желтые стандарты, скандалы, спонсорство и рекламу. Отраслевики выезжают на желании прославиться среди коллег, но и там очередь из щедрых клиентов ограничена. Политические журналисты — проститутки и писать им не о чем от слова совсем. Про заграницу лучше знаем, чем что творится в российских городах. Нельзя критиковать даже мэров и глав районов — до такого позора докатилась самая читающая страна. Никто почти не затрагивает реальные проблемы — все медиапространство вычищено, поэтому хватаются за ЧП и коррупцию, когда можно покритикровать начальников без опаски. Никто не хочет быть иноагентом по доносу или остаться без работы, а уж тем более получить по лицу от местных силовиков, либо отъехать в колонию.
Журналисты до сих пор не умеют комплексно видеть продукт, учиться его создавать, затем продавать и готовы работать за идею (мы же гении), либо скатываются в сервильность типа РБК, что аж тошнит. Журналисты не умеют в настоящий маркетинг и консалтинг, а потому все их потуги всегда слабее любого исследования практиком на коленке. Псевдоэкспертиза с серьезной миной от красивых дикторов и ведущих порой бесит — ты читай по бумажке, раз ни бе-ни-мэ в вопросе. Многие журналисты не умеют банально анализировать полученный материал и тупо слегка корректируют, разбавляя общими комментариями — скорее в номер или на экран, не представляя, какой вопрос задать следующим. Их не меняют годами. Трендом у них становится пук мыши. Эксперты и аналитики всегда лучше один другого — разбираются везде и во всем, но не могут сказать ничего в цифрах и определенно на следующий день. Нафиг вас тогда читать и слушать? В журналах стараются по классике, но и там деградация — полезные статьи, а не набор красивых фраз, пишут практики из бизнеса и про прошлое. Многие издания работают по-старинке — сдал план по числу материалов подписчикам и забыл, но на всех конференциях кричат, что самые передовые и digital. Во-вторых, все пиарщики побежали в соцсети и чаты и забыли, что есть СМИ и информационные агенства, пока петух не клюнет или гром не прогремит c очередным ядовитым арбузом. В-третьих, бизнес скуп и платит изредка, но как всегда требовал джинсу вместо пометок про рекламу. Маркировка вывела на белый свет 1/5 впаренной туфты читателям и процесс только налаживается. Подписчик же избалован бесплатным контентом в интернете и разучился платить. За газету и журнал по почте и ТТ был готов платить, а вот за сайт/канал — единицы или десятки тысяч в лучшем случае (РБК). Начальство видя, что дармоеды никому не интересны, отказываются от инвестиций и развития, оставляя контент на уровне 20-30 летней давности. Реклама покрывает расходы лишь отчасти. Нет, до Bloomberg нам еще далеко.
Деловая журналистика везде деградировала, но особенно на ТВ, где надо готовить много контента и оперативно. Блогеры планку тоже не потянули, а кто потянул, тот быстро ударился в джинсу. Радио держится, но витает в облаках. Люблю рубрики про рестораны, высшую моду и недвижимость класса люкс, когда большинство реальной аудитории гоняется за скидками и кэшбеком по картам и ходит в заведения рядом с БЦ, а директоры как были в в информационном ваккуме, так там и пребывают (их больше волнует какая секретутка сходила в новый СПА, а тот самый Михалыч не позвал в баню). Это как раньше журналы впаривали, что нас-то читают люди с деньгами, но алмазы и часы покупали все равно другие люди, которые их даже не открывали. В интернете сразу видно, что король голый, либо нет интереса к показной роскоши.
P.S. Условный РБК еще ни разу не извинился за свои нелепые прогнозы фондового рынка и кормит людей ахинеей, в которой сам ничего понимает. Дед-аналитик и продюссеры с непрофильным образованием — вы хотя бы тесты сначала сдайте :) Российская бизнес-журналистика воспрянет только тогда, когда в России закроют государственные СМИ до 1-2 (Маск нам бы пригодился), восстановят настоящую свободу слова, а бизнес будет не бояться очередного отжатия. Труп делового журналиста окончательно формируется в момент перехода в PR-щика, где тот теряет последние профессиональные навыки.