Собеседники "Ведомостей" заявили газете, что арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области принял решение по иску звукозаписывающих компаний Warner и Universal к социальной сети ВКонтакте. Лейблы звукозаписи требовали от ВК компенсацию за "пиратскую" музыку нескольких артистов, но не получат денег, считают собеседники "Ведомостей". Официального вердикта не опубликовано. Источники рассказали газете, что суд попросит ВК "создать эффективную систему, которая не допускала бы загрузки на сайт пиратского контента".
"Такая система у ВКонтакте уже разрабатывается", — заявил "Ведомостям" человек, отрекомендовавший себя "близким к соцсети". В статусе или в искренности этого неназванного источника следует усомниться.
Человек, близкий к ВК, наверняка знал бы, что сама ВКонтакте заявила о разработке и внедрении нужной технологии более чем 2 года назад — 27 июня 2013 года. Технология разработана — а не "уже разрабатывается". Отпечатки появились даже раньше, чем Warner, Universal (и Sony) начали преследовать ВК в суде (с весны 2014).
По каждой композиции, на которую поступает жалоба правообладателя, создается своеобразный акустический слепок. Загрузить точно такую же копию будет трудно, — летом 2013 года объяснил газете "Известия" смысл "цифровых отпечатков" представитель ВК Георгий Лобушкин.
Сверившись со старыми газетами можно констатировать, что ВК применял "отпечатки" с 14 июня 2013 года (согласно наблюдениям из старого выпуска "Известий"). Некоторый короткий период защищаемую правообладателями музыку действительно нельзя было загрузить в соцсеть. Затем ВК отключил "защиту" и столкнулся с небольшими исками звукозаписывающих компаний.
В середине мая 2015 года Георгий Лобушкин снова заявил прессе, что команда ВК очистила соцсеть от 38 треков из исков Warner, Universal и Sony при помощи технологии «цифровых отпечатков».
В июне 2015 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области в процессе по иску "Студии Союз" (другой иск) потребовал от ВКонтакте возобновить фильтрацию. В конце июня 2015 суд обязал ВКонтакте постоянно удалять из ВК пиратские записи «Арии», «Короля и шута», «Руки вверх» и Любови Успенской. Тогда ВКонтакте был намерен опротестовать решение, но о его полной отмене не сообщалось. Осенью многочисленные записи перечисленных артистов свободно доступны внутри ВК. "Отпечатки", работавшие в мае 2015, осенью опять выключены и снова "уже разрабатываются"?
Музыкальная база ВКонтакте принципиально отличается от баз Zvooq, Deezer, Яндекс.Музыки, и сервисов Apple и Google. Записи в соцсеть загружают "пользователи", но не сам ВКонтакте, как владелец площадки. Лейблы звукозаписи полтора года настаивают, что "пиратируется" менее двух десятков артистов из тысяч или даже из миллионов музыкантов известных по их каталогам. "Миллионы артистов" и "двадцать артистов" — отличаются слишком сильно. "38" пиратских треков из базы ВК можно удалить и руками, однако лейблы, кажется, настаивают на "отпечатках" и автоматизации.
В 2012 году руководивший тогда соцсетью Павел Дуров очистил базу от записей Сергея Лазарева в считанные часы.
https://twitter.com/durov/status/278838561380368384
Из постоянного требования включить "отпечатки" можно понять, что эта технология нужна лейблам для учёта наполнения легального каталога музыки ВКонтакте и подсчёта числа их прослушиваний. Чистка базы ВК от "арии королей и шутов" — это частность мизерного масштаба.
"Ведомости", со ссылкой на осведомлённых о суде собеседников, передали, что Warner и Universal якобы ведут переговоры о лицензировании музыки (а Sony уже "договорилась") с юристами близкими к соцсети и к её владельцу Mail.ru Group. Если это действительно так, и суды, поддерживая Warner и Universal (а ранее Sony и "Студию Союз"), принципиально настаивают на включении "отпечатков" — легко предположить переговорные позиции сторон.
Полюбившиеся лейблам "цифровые отпечатки" с музыкальных треков предполагают строгий подсчёт загрузок, копий и прослушиваний. Давно изобретённые в ВК, но принципиально выключенные "отпечатки" говорят о том, что ВКонтакте предпочёл бы платить фиксированную сумму лицензионных выплат — что называется "за всю музыку и сразу". Рассчитывать точное наполнение базы ВК, фактическое число лицензированных треков и их прослушиваний — не входит в интересы ВК.
Из американского опыта известно, что вышеупомянутая Sony предпочитает обратную схему — точный расчёт. В мае 2015 издание The Verge опубликовало 42-страничный контракт между Sony Music Entertaiment и стриминговым сервисом Spotify. По сути договор представлял собой огромный "чек-лист". Sony перечислило множество условий и соответствующую суммы платежей. Как то: проигрывания собственных треков Sony, проигрывания треков конкурирующих лейблов, соотношения между числом воспроизведений музыки Sony и музыки других лейблов. Учитываются и высчитываются доходы отдельно от рекламы и от подписок, обсчитано использование рекламных возможностей Spotify для продвижения треков Sony и другая статистика. При ряде условий (строчка из "чек-листа" приносит дохода меньше, чем ожидалось) Sony всё-равно получает от Spotify гарантированный платёж, гласили многие пункты договора. При всех "избыточных" попытках Sony максимально переложить риски с себя на Spotify, и "застраховаться" — звукозаписывающая компания (как и все остальные мэйджор-лейблы) является совладельцем Spotify. Можно предположить, что в отношении абсолютно независимой от лейблов звукозаписей ВКонтакте (и Mail.ru Group вообще) лейблы предпочли бы ещё большую "гарантию", но не получили никаких средств учёта прослушиваний и оценки наполнения ВК-каталога вообще.
Дополнительное чтение. Старший преподаватель Виргинского университета и основатель одного из первых стримингов в мире Дэвид Туве объясняет, чем для лейблов важны расчёты:
P. S. Гипотетические переговоры Warner, Universal и Sony идут на фоне стагнирующего рекламного рынка. Где доходы ВКонтакте от рекламы могут меняться, но популярность стриминговой музыки (а значит и теоретический размер выплат со стороны ВК правообладателям) только растёт. ВКонтакте безопаснее настаивать на посильной для него фиксированной сумме в рублях. Лейблам выгоднее гибкие детальные расчёты, а не благотворительность.