С конца июня 2013 записи из ВКонтакте можно было превратить в плейлист аналогичного содержания внутри Яндекс.Музыки. Перенести коллекцию. По данным Яндекса импортом из Вконтакте пользователи Яндекс.Музыки воспользовались 548 тысяч раз. Синхронизация плейлистов ВКонтакте с Яндекс.Музыкой отключена.
Яндекс объяснил причину:
Вконтакте попросила прекратить использовать API.
На порядки меньшая аудитория, лишь 100 человек к 5 февраля 2015 года, успели установить себе ВК-приложение Яндекс.Музыки. Новое на тот момент приложение давало рекомендации и позволяло искать по базе Яндекс.Музыки. Прямой функции воспроизведения музыки в нём не было. Это статистически невидимое приложение тоже отключено.
Яндекс повторился:
[отключение приложения] Связано с настоятельной просьбой Вконтакте.
В соцсети подтвердили разрыв соединения с Яндекс.Музыкой:
Да, отключили. По своим внутренним соображениям,
— рассказал пресс-секретарь ВК Георгий Лобушкин. Отключение произошло около 2 месяцев назад. Приблизительно в те же сроки, в феврале 2015, ВКонтакте убрал музыку из собственного iOS–приложения. Речь шла о прослушивании записей с серверов ВК.
Коррекция софта ВКонтакте под платформу Apple традиционно происходит 11 февраля. Так в феврале прошлого, 2014 года, AppStore впервые стёр само приложение ВК, а 11 февраля 2015 года пропала встроенная в ВК-приложение музыка. Параллельно, как выяснилось сейчас, пропало API подключение Яндекса к ВК.
Спустя 10 дней, 21 февраля 2015 года, Яндекс.Музыка завела себе страничку в Facebook. Яндекс собирает пользовательские Facebook «лайки» с момента обновления сервиса в сентябре 2014. «Лайки» помогают стрмингу строить индивидуальные рекомендаций, но никаких приложений для конечного слушателя на Facebook-платформе Яндекс не делал. Маркетинговой Facebook-активности Яндекс долгие годы не вёл и начал её только в 2015 году.
Музыкальные новости и ссылки на записи Яндекса публиковались (и продолжают публиковаться, как ссылки) в главной для России соцсети ВКонтакте. Свежие обновления каталога, свежие технические функции — естественно воспринимались именно в контексте ВК. Вся российская аудитория Facebook сопоставима с аудиторией лишь самой Яндекс.Музыки (10 млн в месяц всего, 1 млн слушателей на мобильных), а аудитория ВКонтакте – в разы больше и аудитории музыкального сервиса, и охвата Facebook.
Одна из городских легенд о ВК гласит, что прошлый глава ВКонтакте Павел Дуров проводил переговоры с музыкальными стримингами с доминирующей позиции. Если на западе стриминг Spotify договаривался о подключении, прежде всего, к Facebook — в России разговаривать надо с ВКонтакте.
Когда Дэниэл Эк из музыкального сервиса Spotify, легально проигрывавшего песни и бравшего с пользователя абонентскую плату, приехал к Дурову договариваться о сотрудничестве, то получил от ворот поворот. «У нас в разы больше песен, чем у вас, нам невыгодно», — отрезал Дуров. Эк понял, что крыть нечем, распрощался и шагнул в позолоченный лифт.
Анекдот о том, что понял Дэниэл Эк, опубликован в книге Николая Кононова «Код Дурова» в конце 2012 года.
В 2010-2012 годах в базе Spotify было 10-15 миллионов треков. В мае 2009 — 3,5 миллиона. 7 октября 2008, на старте проекта, основатели говорили просто «миллионы». Когда именно Эк катался на лифте неизвестно. Теоретически разница в «разы» когда-то существовать могла, хотя в прошлом даже ВК был меньше сегодняшнего.
Число записей на стримингах росло много лет подряд. Сегодня каждый игрок может похвастаться примерно 20 миллионами записей. Глобальные игроки пишут числа и больше, но не объясняют, что лицензии на музыку привязаны к каждой конкретной стране. В отдельно взятых государствах записей у пользователей скорее доступно около 20 млн треков в стриминге.
Официальных данных о числе треков в ВК не публикуется. Прямое сравнение ВК и стримингов невозможно. Однако косвенно сопоставить ВК и другие источники труда не составляет. На рынке скачиваемых mp3 файлов продаётся около 34-35 миллионов треков. Если предположить, что все они попали во ВКонтакте (а это не так, массы музыки в ВК нет) — сегодня уже нет превосходства ВКонтакте над стримингами «в разы». Максимум в полтора раза.
Иными словами базы стримингов и ВКонтакте сопоставимы — значит, при наличии инструментов, возможна лёгкая миграция пользователей с одного музыкального сервиса на альтернативный.
P. S. Сокращение музыкального функционала и отключение API для третьей стороны — это тренд 2015 года сразу для двух компаний, так или иначе, связанных с Юрием Мильнером и Алишером Усмановым. Пара предпринимателей, через фонды семейства DST выступают инвесторами вышеупомянутого Spotify. Холдинговая для ВКонтакте компания Mail.ru Group основана при участии всё тех же Мильнера—Усманова.
В феврале ВКонтакте отключил API Яндекс.Музыке и музыку в мобильных клиентах. Позавчера соцсеть выключила загрузку mp3-музыки в «Документы». Spotify пошёл намного дальше.
В мартовском обновлении Spotify пропали десятки функций. Начиная с того, что Ctrl+F больше не взывает поиск, кончая (но не ограничиваясь) отключением, Spotify-приложений. Среди последних были службы рекомендации, забавный софт лейблов, встроенные в Spotify-клиент музыкальные журналы. Пропал встроенный мессенджер, работа с локальными файлами…
Вкратце стратегию 2015 можно описать формулой «слушай что дали, никуда не подключайся и ничего не делай». Слушателю остаётся мечтать только о том, чтобы опыт Spotify не повторял никто, особенно главные игроки Рунета.
Добавить 3 комментария
Очень эмоциональная иллюстрация. Так какие догадки почему удалили? Может Гугл уже решил Вконтакте купить и сказал очистить от примесей?
Очень, конечно, трогательно, вот так, без объяснений, бывает.
Ровно 11 февраля 2015 года, кто-то из USM Holding, Mail.ru Group пошёл-позвонил в «Ведомости» и сказал, что Усманов ведёт очередные переговоры – между своими соцсетями и мейджерами о закупке прав на музыку. Вот ровно 11 числа это произошло, судя по «Ведомостям»:
Открытка компании: переговоры Mail.ru Group и мейджор-лейблов будут запускаться бесконечно? → Roem.ru
То есть 11 февраля Яндекс.Музыка была конкурирующей фирмой, что претендовала на аудиторию.
Хотя в целом это вопрос дискуссионный, с точки зрения лейблов. Правообладатели заинтересованны в максимальной оценке всех реализованных прав на музыку, а не максимальной цены только в одном месте. С одной стороны — сервисы конкуренты. С другой стороны одной из функций Я.М был блок «что слушают ваши друзья», он не имеет смысла без подключения к соцсетям, ведь собственную сеть Яндекс закрыл. При подключении друзей из соцсети в музыкальные сервисы, с точки зрения правообладателей, общее число прослушиваний на всех площадках вместе может расти. Хотя доли на каждой из конкретной площадок могут меняться.
Ладно и так неплохо 1,5 года продержались на слуху у музыки.
» ведь собственную сеть Яндекс закрыл.»
«Мой круг» есть :)