Банки Эстонии принялись закапывать «электронное гражданство» стартаперов-иностранцев

С первого апреля 2015 года [sic!] в посольствах и консульствах Эстонии в Москве, Санкт-Петербурге и Пскове можно было претендовать на «электронное гражданство» Эстонии. В обмен на идентификацию законопослушный заявитель получал ключ электронной подписи, который пригоден для подписи документов, признаваемых властями страны. Наличие этой подписи позволяло вести бизнес, например открывать банковские счета, не посещая Прибалтику. Спустя 3 года банки фактически похоронили инициативу и массово закрывают счета нерезидентам, сообщил EADaily.

Эстонский предприниматель Рагнар Сасс возмутился действиями банков:

Мой хороший друг из Киева Макс Ищенко - большой поклонник и друг эстонской экосистемы стартапов. Я пишу "большой", именно потому, что он сильно продвигает Эстонию с ее стартап-движением. Он является владельцем крупнейшего в Украине портала dou.ua. Он является выпускником бизнес-акселератора Wise Guys.

В Эстонии он является э-резидентом и открыл здесь свой стартап Djinni совершенно легально. Его компания зарабатывает реальные деньги. Сегодня он получил письмо от Swedbank о том, что счет его компании будет закрыт! Внезапно! Никакого предупреждения, никаких звонков - НИЧЕГО! И он не один такой […] Если мы не сможем остановить это сейчас, то это будет значить конец системе э-резидентства.

В соседней Латвии чистка банковского сектора от нерезидентов произошла несколько ранее. ЕС и США обвинили латвийские банки в большом количестве «сомнительных транзакций», с чем прибалты согласились, выплатили штафы, а популярный ABLV Bank вообще закрылся. В Эстонии доля клиентов-нерезидентов в банках около 18%, в Латвии — 35%. Через систему электронного резидентства эстонцы хотели привлечь 10 млн человек.


На рубеже 2015-2016 годов из Эстонии ушёл разработчик ПО Acronis. Стартовавшая в 2014 году организация таллинского «Акрополиса» была отменена:
«Все ранее переехавшие в Эстонию сотрудники Acronis вернулись назад в Россию», — констатировали в компании. В декабре 2015 года сайты телеканала Eesti и издания Ärileht сообщали, что к Acronis проявила слишком пристальное внимание Полиция безопасности Эстонии (КаПо).

Добавить 12 комментариев

  • Ответить

    Третий пункт — «учиться». Впрочем, тут нечему учиться, это повторение пройденного. Всё заранее было известно без слёз пострадавших поклонников эстонской экосистемы стартапов.

    Спецэффекты, внутреннюю и внешнюю политику в странах без полного собственного суверенитета регулирует Гегемон, но не национальные власти. Местным властям разрешается изумительное ведение хозяйства в стране, а, вот, международные отношения… Это извините.

  • Ответить
    Roman Y ISV

    В какой-то мере это было предсказуемо. Доступ к европейской финансовой инфраструктуре — это ресурс, которым Эстония попыталась торговать. Было бы странно, если б хозяевам инфраструктуры это рано или поздно не надоело.

    Чем-то это напоминает ситуацию с импортом белорусских креветок в Россию.

  • Ответить

    >В какой-то мере это было предсказуемо.

    Задним числом все ванги, а тогда все говорили о продвинутости Прибалтики в IT и предлагали на них ровняться.

    >Было бы странно, если б хозяевам инфраструктуры это рано или поздно не надоело.

    Видимо вы не либерально настроены, иначе вы бы не говорили про каких то хозяев, там же верховенство закона и независимая судебная власть, непонятно о каких хозяевах вы говорите )))

  • Ответить

    Я все жду когда появятся коменты про то, что наказали ватников и отравителей, а настоящие, преданные делу демократии как работали так и работают.
    О, вижу такой.

  • Ответить

    >можете рассказать какие именно законы в данном случае нарушены.

    Понятия не имею, но это же ЕС, они не могут просто взять и запретить что то, значит нарушили какие то законы, верховенство права и независимый суд же.

    Anatoly_v01 выше высказал предположение, WinterLard еще точнее, думаю скоро в ЕС будет закон что во всем виноваты ватники русские и тогда все совсем чОтко у них будет с верховенством права.

  • Ответить

    >>Доступ к европейской финансовой инфраструктуре — это ресурс, которым Эстония попыталась торговать. Было бы странно, если б хозяевам инфраструктуры это рано или поздно не надоело.
    Чем-то это напоминает ситуацию с импортом белорусских креветок в Россию.

    Если эта интерпретация соответствует реальности, то это означает, что железный занавес опускается комплексно и всерьёз — если уж дошли до такой мелочёвки, как мелкооптовая торговля финансовыми креветками. Хозяева же финансово не страдали. Значится — «политика».
    В Цивилизации ещё сильнее «запахло конюшней».

  • Ответить

    IMHO — занавес опускается где надо, а где не надо — там не опускался и не опустится.

    В первых главах учебников для мафии говорится о том, что «жертву» (владельца денег) надо приучать к нелегальным методам существования. Жертва должна сознательно выбирать «Тони Сопрано», если ей предстоит выбрать между Тони и офисом муниципалитета Нью-Джерси.

    Наш «Тони» — это понятные Гегемону оффшоры и другие отработанные схемы. Именно там жители третьего мира и «обязаны», например, выводить капитал или просто вести экономическую деятельность. Деньги, попавшие в схему Гегемона, работают не только на их полувладельца, но и на Гегемона. Персонажа с деньгами легко склонить к сотрудничеству с хорошими людьми из Метрополии. Деньги легко назвать «отмытыми» и совершенно легально изъять по суду, и так далее. И тут…

    На севере Европы появляются маленькие страны, где движение средств иностранца полностью белое, сделки удостоверяет государство, а не мутный нотариус с оффшора, суд запрограммировано будет рассматривать попытку отжать «белые» деньги, как преступление против владельца денег…

    Кому это надо?

  • Ответить

    > Банки Эстонии принялись закапывать «электронное гражданство» стартаперов-иностранцев

    Заголовок не соответствует тексту.
    Судя по тексту, это единичный инцидент у конкретного банка с конкретным клиентом.
    Выдыхаем.

  • Ответить

    Открываем исходную публикацию eadaily и видим, чо речь идёт о тысячах, возможно десятках тысяч случаев:

    Член правления фирмы BFA Estonia OÜ Рон Лувищук считает проблему закрытия счетов иностранным бизнесменам масштабной и серьезной. «По моим сведениям, в Эстонии за последний месяц один небольшой банк закрыл 1000 счетов. Это значит, что крупные банки могли закрыть от 5000 до 10 000 счетов. Закрывают счета нерезидентам не только из третьих стран, но и гражданам стран ЕС. Банки боятся»,