Инвестиции яндексоидов в турецкий сервис BiTaksi находятся под угрозой после бана Эрдоганом Uber

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что сервис такси Uber теперь запрещен в стране. Об этом пишет Daily Sabah. «Появившемуся у нас бизнесу Uber пришел конец. Больше его нет», - сказал Эрдоган и добавил, что персональной системе такси не позволят разрушить бизнес турецких таксистов. «Мы будем теми, кто примет решение [об Uber]», - заявил он.

Турция стала не единственной страной, где сервис прекратил работу - список дополняют Болгария, Дания и Венгрия. Во Франции, Италии, Германии, Японии и на Тайване Uber работает с ограничениями. На данный момент в Турции работают 17 000 официальных желтых такси. По словам критиков, плохое качество обслуживания этих такси и завешенные цены выделяли Uber и давали ему преимущество. В турецких такси также жаловались на работу компании без лицензии и недобросовестную конкуренцию.

Бан Uber может поставить под угрозу работу и других сервисов по заказу такси через приложение. В 2016 году «Ведомости» взяли интервью у Тиграна Худавердяна, который ранее возглавлял Яндекс.Такси (с последним сервисом Uber завершил объединение бизнеса в феврале этого года):

— А в Турцию не собираетесь выходить? Или уже не собираетесь?

— С Турцией интересная история. Там есть стартап BiTaxi [так в тексте, в действительности - BiTaksi], у нас есть инвестиция в него, он успешный.

После запрета Uber в Турции Тигран Худавердян отказался от комментариев. Кто именно инвестировал в сервис (Худавердян, глава «Яндекса» Аркадий Волож или сама компания «Яндекс»), на данный момент неизвестно. Пресс-секретарь "Яндекса" Илья Грабовский подтвердил, что "Яндекс" действительно является партнером BiTaksi (с 2014 года сервис использует технологию компании для улучшения пользовательского интерфейса). Однако ни "Яндекс", ни BiTaksi, ни руководитель пресс-службы Яндекс.Такси Владимир Исаев не ответили "Роем!" на вопрос, кто и в какой степени инвестировал в сервис.

В 2016 году стало известно, что Аркадий Волож впервые лично, то есть не используя деньги «Яндекса» и не в интересах поисковика, проинвестировал в два стартапа – израильский NeuroSteer, который занимается распознаванием сигналов мозга и их анализом, и турецкое приложение для быстрого заказа и доставки товаров Getir. Подробности инвестиций Волож отказывался комментировать.

Неприятности Uber тянутся годами - так, в 2017-м Европейский суд в Люксембурге постановил, что в Европе работа Uber Technologies Inc. должна регулироваться как деятельность транспортной компании, а не как мобильное приложение. Из-за этого решения Uber лишился защиты от дополнительного регулирования (при этом власти РФ считают Uber IT-компанией c «рынка организации информационного взаимодействия»).

Добавить 8 комментариев

  • Ответить
    Rober Artua bondarenko.guru - бизнес консультант

    А я скажу со стороны обычного пользователя. Весь этот протекционизм со стороны государства своих балбесов просто ад. Это настолько неудобно обычному туристу. Местные, особенно в южной части Италии, просто тупые крестьяне. С турками заказ такси вообще превращается в балаган. Причём местных нормальных приложений просто нет.

  • Ответить

    Как связано то, что кого-то убивают и грабят в криминальном районе по 20 человек за ночь, если вы решили туда пьяный ночью пойти с кошельком набитым наличными деньгами?

    Никак не связано. Пока по голове не стукнули и в канаву не сбросили.

    Сергей, данное решение властей увеличивает риски для бизнеса. Вот такая связь.

  • Ответить

    Ну, никто не говорил, что клиентоориентированность — это цель существования турецких таксистов

    Точно так же как в Шереметьево, ты или едешь Аэроэкспрессом или бегаешь среди таксистов-шмаксистов, нормальный автобус до Речного или Планерной ты не получишь, хотя казалось бы — можно было экспресс до Петровско-Разумовской пустить.

  • Ответить

    Где та с полгода назад читал, что московские власти по программе диаметров хотят:
    1. Вернуть аэроэкспресс на савёлосвкую.
    2. Сделать остановку на окружной ( но тут пару лет ждать не меньше, когда второй выход из метро сделают и саму платформу перенесут)
    3. Сделать остановку на Шереметьевской и пустить экспресс из Лобни (вот тут я я не совсем уверен, так как написано было не очень понятно)

    А до петраши не сделать, другое направление. Хотя оно и проходит совсем рядом, но станции нету. На петраше даже новый петепровод стоит уже два года без какого либо движения, и с планами передвижения платформы тоже не всё гладко.

  • Ответить

    Юрий, когда Яндекс объяснял, что они думают про запуск такси в Турции, это звучало так: в Турции есть своя специфика, они не хотят пускать модных таксишных агрегаторов, а хотят, чтобы были обычные таксисты, которые покупают задорого лицензии у власти и рассчитывают потом эти затраты оправдать. Поэтому как Яндекс.Такси туда зайти не удастся, а в более классическом такси они уже имеют долю (BiTaksi) — чисто чтобы быть в курсе и, если что-то поменяется, успеть заскочить первыми.

    Так вот, ничего не поменялось. Убер как не хотели пускать так и не хотят — на этот раз более решительно, для непонятливых. Поэтому я и спросил — в чём новостной повод для Яндекса? По-моему, он немного притянут.