С профессиональной точки зрения мне довольно интересно наблюдать за ситуацией, которая сложилась вокруг отмененных в России электричек. И еще интересно, могло ли такое случится в какой-нибудь другой стране. Я довольно хорошо знаком с транспортным рынком Франции и могу сказать, что подобная проблема (назовем ее – ошибка), там имела бы совсем другие последствия.
Во Франции есть государственная компания SNCF – аналог РЖД. Полтора года назад президент компании Guillaume Pepy в интервью газете La tribune назвал двух главных конкурентов SNCF – это Google и BlaBlaCar. Если коротко, потому что обе эти компании создают условия и возможности для людей отказаться от слишком дорогих и неудобных услуг SNCF.
Почему дорогих – понятно. Почему неудобных – потому что люди хотят иметь возможность совершать поездки от двери до двери, а не делать крюк до вокзала, меняя несколько транспортных средств и покупая несколько билетов в разных кассах.
Руководство SNСF не только знает о своих недостатках, но и старается их решать. Осенью прошлого года запустили свой райдшеринговый сервис Idvroom (аналог BlaBlaCar). Недавно начали продавать годичные абонементы на пользование скоростными поездами IDTGV, заявляя, что для частых пользователей цена поездки окажется дешевле, чем через сервис совместных поездок.
Другими словами, SNСF не просто старается повысить качество своих услуг, а старается не потерять тех клиентов, которые у них пока есть.
Если представить, что похожая ситуация с отмененными электричками сегодня произошла бы во Франции, то события развивались следующим образом. Сокращенные сотрудники SNCF и тех депо, что обслуживали снятые с маршрута электрички, устраивают протестный митинг. Приезжают десятки журналистов освещать это событие. Им дают интервью возмущенные представители профсоюзов. За их спинами стоят с плакатами те, кого они защищают.
Кого-то не хватает? Правильно – самих пассажиров. Потому что большинство из них уже давно и благополучно пользуются райдшерингом. А те, кто до сих пор не пользовался, после отмены электричек – начали.
Я не шучу. Если выхватить из толпы первого попавшего француза и спросить его, как можно дешево поехать из Лиона в Париж, он не задумываясь предложит вам райдшеринг. Каждый водитель-француз знает о возможности экономить на топливе за счет пассажиров-попутчиков.
Это приводит к тому, что SNCF принимает все свои решения осмотрительно. Ничто кроме конкуренции не может заставить бизнес думать о качестве и доступности своих услуг.
Интересный случай произошел в августе прошлого года в России. Тогда на ближайшие даты на сочинском направлении у нас на сервисе (поиск попутчиков, с которым можно разделить транспортные расходы) было в среднем 100-150 опубликованных предложений о поездках. Когда же на перегоне Дагомыс-Сочи произошло дорожное замыкание и на несколько дней поезда перестали ходить, то количество опубликованных поездок по этому направлению увеличилось до 300. После того, как ситуация разрешились, цифры опять вернулись к среднесуточному показателю.
SNCF и РЖД – такие похожие и такие разные.
Маленькое примечание: не путайте каршеринг и райдшеринг. Как говорят в Одессе, это две большие разницы. В первом случае вы арендуете машину, во втором — место в машине.
Что касается вопроса, как попасть в Новосибирск из Москвы. Среднее расстояние, на которое совершают поездки люди с помощью райдшеринга — 340 км. Отклонения в любую сторону становятся «неудобными». Никото не будет пользоваться райдшерингом для поезди на 10 км. Точно так же мало желающих ехать с попутчиком 24 часа. В этом случае удобней либо поездом (можно выспаться), либо самолет — быстро, но дорого. Райдшеринг идеален для поездок от 1 до 4 часов. Хотя направление Москва — Питер самое популярное в BlaBlaCar. Стоит около 1000 рублей с пассажира.