- Однажды я понял, что за последнюю неделю потратил на сотовую связь 1500 рублей - и не могу точно сказать, на что именно, - рассказывает создатель сервиса Dr.Tariff Александр Волощук. - В другой раз я выяснил, что оператор продолжает списывать с меня деньги за услугу "Любимый номер", настроенный на девушку, с которой мы четыре года как расстались.
Волощук создал приложение Dr.Tariff по аналогии с сервисами, которые показывают, какие приложения как активно используют батарейку смартфона. Dr.Tariff рассказывает пользователю, сколько минут тот разговаривает, сколько SMS тратит, сколько трафика использует - все это в различных разрезах и с помощью красивых графиков. Главное - сервис подскажет, оптимальный ли тарифный план у пользователя, и если нет - посоветует более подходящий, на основе данных о использовании сотовой связи конкретным человеком.
Сегодня Dr.Tariff рассказал о своем партнерстве со "Связным" - по сути, "Связной" вложит в промо Dr.Tariff около $2,5 млн долларов, а сам заработает на продаже сопутствующих услуг и повышении лояльности потребителей. Не последнюю роль в совместной работе стартапа и холдинга сыграл Фонд развития интернет-инициатив - начав работать на рынке как seed-инвестор, теперь фонд готовит себе поле для выхода из проектов.
Клиенты в обмен на технологии
В бете Dr.Tariff запустился в конце 2012 года, а осенью 2013 года он попал в первый набор акселератора ФРИИ. "Тогда мы получили заявки от 2000 проектов, из них 1000 подходили под наш профиль, - рассказывает директор ФРИИ Кирилл Варламов. - В итоге мы отобрали 30, среди которых был и Dr.Tariff".
Примерно в то же время "Связной" загорелся идеей - как лучше помогать клиентам выбрать оптимальный тарифный план? "Мы работаем с операторами более 12 лет, знаем всех операторов, которые есть на рынке", - говорит коммерческий директор группы "Связной" Юрий Лабис. Сейчас в России около 2000 тарифов, порядка 50 тарифов в каждом регионе, рассказывает он. Выбрать самостоятельно из такого разнообразия пользователям довольно сложно.
- В "Связной" люди, по сути, приходят за выбором, - говорит Лабис. - Мы эксперты в общении с клиентами, но не готовы заниматься технической частью. В Александре [Волощуке] нашли технического партнера.
ФРИИ и стратеги
"Связной" встретил Dr.Tariff не случайно, группа - один из стратегических партнеров ФРИИ, рассказал Roem.ru директор ФРИИ Кирилл Варламов.
- У нас есть клуб стратегических заказчиков, где мы работаем с крупными компаниями, - говорит Варламов. - Есть и госкорпорации, и просто крупные компании, которым интересны технологии, проекты, в которые мы вкладываем. Мы вкладываем в проект, развиваем его, а дальше часто нужно или получить поддержку, или встроить его в линейку крупной компании.
Партнерская история в фонде началась чуть позже, чем проектная - надо было набрать некоторое количество проектов, объясняет Варламов. Если первый акселератор заработал осенью 2013 года, то работа со стратегами стартовала только ближе к концу того же года.
Помимо "Связного", ФРИИ сотрудничает с "Ростелекомом" и "Интер РАО", приводит примеры Варламов. Пока Dr.Tariff - первый проект, в работе которого со стратегом есть реальный результат, в других случаях речь пока идет лишь о тестах.
ФРИИ не только сватает стратегическим партнерам свои проекты, но и ищет стартапы под нужны конкретных заказчиков, говорит Варламов.
- Представьте, что пришел какой-то крупный игрок - "Ростелеком" или "Связной" и сказал: "А вот смотрите: у нас есть такая-то потребность в технологии или сервисе, и если появится такой проект, то мы готовы встроить его в свою продуктовую линейку, и у него соответственно вырастут продажи в сотни и тысячи раз на одном этом партнерстве".
Для ФРИИ это может быть еще и стратегический инвестор, говорит Варламов: "стратегический покупатель, которому мы можем долю продать, если проект будет хорошо развиваться".
- Это для нас еще и подготовка выхода из компании - мы же фонд, мы должны по идее выходить, не обязательно жить на дивидендах.
Отношения со стратегами никак специально не оформляются, говорит Варламов: "Это все на взаимных интересах".
- Мы же занимаемся развитием интернет-экосистемы. Нам надо подтягивать и тех, кто продает, и тех, кто покупает - потому что спрос тоже надо формировать отдельно.
Инвестиции есть, денег нет
"Связной" не вкладывает в Dr.Tariff живые деньги, не приобретает в нем долю. Сервис получает от группы промо: и в оффлайне - на собственных точках "Связного", и в онлайне - на сайтах svyaznoy.ru и svoy.ru. Лабис оценивает стоимость продвижения с учетом обучения продавцов примерно в $2,5 млн.
Взамен "Связной" оказывает услуги на базе сервиса - платная установка и настройка сервиса по желанию пользователя, помощь в выборе оптимального тарифа на основе данных сервиса. Само по себе приложение бесплатное, но с внутренними покупками. Доходы партнеры делят, детали не раскрывают.
Dr.Tariff получил прошлой осенью деньги от ФРИИ - стандартные акселерационные 1,4 млн рублей в обмен на 7%, и весной 2014 года ангельские инвестиции от аналитика Goldman Sachs Дмитрия Трембовольского, который не раскрывает деталей по сделке.
В планах у "Связного" и Dr.Tariff - достичь 1 млн скачиваний (сейчас - 300 тысяч). Это кажется вполне реальной целью, если учесть 3100 магазинов "Связного", через которые каждый день проходят 1,5 млн клиентов, и еще 10 млн уникальных посетителей онлайн-ресурсов группы.
Добавить 2 комментария
Если я правильно понял: «Связной» начинает махать перед МТС Dr.tarifer, смотрите — машина считает, не мы сами, МТС смотрит, хватается за голову, покупает «Связной». Иначе не очень понятно зачем
Нет, ну можно же продать пользователю программу (подписку на услугу), которая будет выбирать тариф и позволять пользователю экономить N рублей в месяц. При цене подписки M рублей в месяц это достаточно интересный бизнес. Даже если M < N или M = 0 вы получаете лояльного пользователя, который регулярно запускает вашу программу и знакомится в предоставляемой ему информацией. Это не исключает и одновременого давления на опсосов.