Поисковик "Яндекс" объявил о покупке проекта "Кинопоиск", который по явному обозначению "Яндекса" будет использоваться как медиабаза (хотя Сергей Аксёнов, создатель Film.ru и бывший сотрудник "Яндекса", и многие другие, не очень понимают ценности "Кинопоиска" для поисковика).
Если посмотреть на пресс-релиз более внимательно, то можно заметить, что "Яндекс" приобрёл "Кинопоиск" не с той целью, с которой Mail.ru заводит свои контентные проекты - не для сегментирования своей аудитории по интересам.
Завуалированно обещанных сервисов "Яндексом" два:
- Рекомендации (что бессмысленно без своего кинотеатра или без сотрудничества с другими кинотеатрами),
- Нечто, где будет применён "опыт в создании Яндекс.Музыки" (онлайн-кинотеатр, продажа контента?).
Также Елена Колмановская, консультант "Яндекса", в конце августа на мероприятии для прессы озвучивала своё видение рынка фильмов:
Представляется, что взаимовыгодным (выгодным и для правообладателей, и для общества) выходом из этой ситуации было бы создание рынка — превращение фильмов, музыки, книг в товар с прозрачными и недискриминационными правилами покупки для дальнейшего использования, а также формирование единой базы объектов — с описанием объектов и прав и понятными ценами на каждый товар. При этом объект, не занесённый в базу, получает право свободного распространения. Информация должна быть свободной (не обязательно бесплатной, но доступной) — это сообщение явно несёт в себе интернет.
Такая биржа, если она будет созданной, сможет обеспечивать конкуренцию площадок за показ пользователю того или иного фильма, где юзер сможет выбирать, нужны ли ему озвучка, субтитры, HD и так далее. Все эти компании между собой также будут конкурировать по цене, естественно, оказывая давление на самих правообладателей. По сути это будет "Яндекс.Маркет" для фильмов.
Постройка такого рынка вряд ли отнимет меньше нескольких лет, но тут стоит отметить упорство самого Аркадия Воложа, который с 2006-го года добивался присутствия на "Яндексе" удобной Музыки. Отвечает за направление медиасервисов "Яндекса" в данный момент Дмитрий Степанов, перешедший в "Яндекс" из "Рамблер.Афиши".
Если не сохранят команду — будет памятник, как Мой круг. Пока выгода не очевидна. Рекомендательный движок строится не на оценках, а на данных о пользователях, истории просмотра и понимании контента. У Нетфликса рекомендации строятся наполовину вручную, при помощи тэгов и операторов. Либертарианский, биржевой подход к распространению контента тоже не прокатит. Мэйджоры не готовы отдавать кино в «свободный» доступ. Сейчас дистрибуция строится на сложной системе договоренностей с постоянным стремлением к эксклюзивности. Вывалить все кино в Яндекс никто не захочет. Существуют «каналы» и спец-проекты. В колхозе и на барахолке маржинальность упадет, а товар затеряется. Интернетчики — они как коммунисты, думают, что все нужно раздать всем, дать доступ ко всей информации и контенту, и люди будут счастливы. А 80% зрителей не хотят и не могут выбирать. И не хотят смотреть рейтинги, тем более, что они для них не релевантны, потому что установлены гиками. Зрители хотят «Железный человек 8», а не «Побег из Шоушенка». И правообладатель хочет показать им завтра «Хоббита», а не «Москва слезам не верит» в 15-й раз. Яндекс опять транслируют свою систему ценностей и видение мира, как дон кихоты. Но деньги не в ленинской библиотеке, а в кассе. Онлайн-бронирование билетов в кино на основе истории поиска нужно. Рекомендации эфирных тв-событий. Хотя, если речь не о деньгах, а о любви к науке и к искусству, а Гугл так всю жизнь в прихожей и простоит, тогда можно и без своего видео-хостинга жить, и без каналов мейджоров. Пусть Амедиа, Амик, СТС и Смешарики свой контент на ютубе продают, а андроид на своих телеках зажигает. Яндекс будет складывать слово «вечность».