На конференции РИФ+КИБ 2012, которая проходит на этой неделе в Подмосковье, случилось публичное выяснение отношений между заместителем генерального директора ВКонтакте Ильей Перекопским и сооснователем агентства "НЛО Маркетинг" Фёдором Вириным. Илья Перекопский выступал на конференции организатором секции "SMM или мошенничество". В своем докладе Перекопский рассказал, что до 2010 года SMM-специалисты имели широкие возможности по фальсификации кампаний во ВКонтакте, но потом социальная сеть приняла меры, и SMM в ней стал чище и правильныее.
Одной из основных акций стала борьба с ботами. Была введена обязательная привязка аккаунта к мобильному номеру, что неоправданно усложнило массовую генерацию ботов, а также окончательно вычищены боты, созданные раньше. Илья Перекопский привел в пример несколько "потемкинских деревень" - групп, в которых основную массу пользователей составляли боты.
Среди них была группа компании "Адидас". По словам Перекопского, она состояла из ботов на 59%, а "в пике - на 90%". Группу развивало агентство НЛО Маркетинг. Перекопскому пришлось написать письмо руководителю российского подразделения "Адидаса", и тот разобрался в ситуации. Если верить Перекопскому, менеджеры "Адидаса" сознательно осваивали рекламные бюджеты таким образом, вместе с менеджерами "НЛО Маркетинга". Виновные были уволены, а "НЛО Маркетинг" было запрещено вести любую активность во ВКонтакте.
Перекопский пообещал, что помимо "белого" списка авторизованных ВКонтакте агентств, который появился недавно, скоро будет "черный" список плохих агентств, у которых рекламу заказывать нельзя, и "НЛО" возглавит этот список.
Когда настало время вопросов и ответов, микрофон взял Фёдор Вирин и попытался произнести ответную речь, но Перекопский не дал ему высказаться, велел замолчать и выйти, обозвал уголовником, а затем позвал охранника, чтобы тот вывел Вирина из зала. Слушатели секции просили дать Вирину слово, но Перекопский аргументировал свои действия тем, что НЛО запрещено появляться во ВКонтакте.
Редакция Roem.ru подошла к Федору в коридоре и спросила, что это было. По словам Вирина, ВКонтакте действительно удалил из группы значительную часть пользователей, боты среди них были, но не большинство. После этой "чистки" на 30% упала активность в группе, а боты активности не создают. Вирин писал Перекопскому, ответа не получил и причин такого отношения к своей компании не знает.
Коллеги, мне очень неприятно то, что произошло. Я впервые с таким сталкиваюсь. Честно признаться, больше всего я удивлен, но — ок. Оно так уже случилось. Про события: Несколько месяцев назад Вконтакт удалил несколько сотен тысяч пользователей группы adidas, сказав, что это были боты. В группе прилично упала активность. Мы много раз пытались получить у Вконтакта объяснения, почему именно эти, а не другие пользователи были сочтены ботами, может быть мы бы посмотрели логи. Нам же тоже нужно это объяснить клиенту. Нам важно было (да и сейчас важно) разобраться. Причем аргументированно. Именно это я пытался спросить, если кому-то мой тон показался издевательским — я приношу за это свои извинения. Вконтакт не ответил на наши запросы и не аргументировал своих действий. Ни на какие попытки обсудить ситуацию не пошел, то есть полностью закрылся. Вот вторая часть того, что я хотел сказать: боты — это проблема всеобщая, это проблема интернета и проблема сети. У меня во вконтакте несколько сотен подписчиков/друзей (я не очень активен во вконтакте и мало туда пишу), несколько тысяч в fb, почему во вконтакте среди подписчиков есть значимая доля ботов (скорее взломанных), а в fb их нет? Я не знаю, но для меня важен ответ, и важно, как сделать так, чтобы их не было вообще в любой сети. Нам боты не нужны, точно также как они не нужны Вконтакту или любому другому агентству. В конце концов, мы строим долгосрочные стратегии, и наша отчетность перед клиентами чаще выражается не в лайках и постах, а во влиянии на бизнес того, что мы делаем (и да, это очень сложно измерить, но возможно). Наша (и моя) единственная задача сейчас — это разобраться (вообще, когда мы сталкиваемся с любой проблемой, мы должны разобраться и понять, как не допустить этой проблемы в будущем). Этого не получилось. Не получилось именно контакта со Вконтактом. Также, как это не получилось сейчас на конференции. Задача — понять, каким образом мы можем защитить наших клиентов от неэффективных инвестиций и от появления ботов. Мне кажется, что это общая задача, а не головная боль только нашего агентства. Возможно, эту работу готов полностью взять на себя Вконтакт (и тогда они большие молодцы), возможно, сети нужна помощь (не знаю), но эту проблему нужно решать. Решения — это аналитика и обсуждения, мозговые штурмы, и еще раз аналитика, а не публичные разбирательства. Федор Вирин