Закон о персональных данных россиян начал работать 1 сентября 2015, почти три недели назад. Весь год появлялись сообщения о том, что очередная крупная зарубежная компания переносит серверы в Россию: eBay, PayPal, Google, Alibaba; или не переносит (Facebook). Роскомнадзор обещал провести 317 проверок до 1 января 2016. Впрочем, ни одна крупная интернет-компания в план проверок не попала.
В общих чертах картина на рынке ЦОДов уже сложилась — клиенты приходят в Россию. Но сколько этих клиентов и откуда они пришли? Чего выжидают остальные? Какие ещё факторы влияют на бизнес ЦОДов в трудные времена? Roem.ru поговорил с представителями российских дата-центров о том, как кризис бьёт и помогает их бизнесу.
Дата-центр «Цветочная 2», Санкт-Петербург. Источник: selectel.ru
Обесценивание рубля
Валютные курсы вносят коррективы в бизнес дата-центров: российские клиенты возвращаются домой «на хранение» с охотой. Заместитель генерального директора по продуктам в RU-CENTER Group Андрей Кузьмичев считает, что дело также и в росте качества услуг, предоставляемых российскими хостинг-компаниями. Особенно, по его словам, это заметно в малом и среднем бизнесе.
«Селектел» также привлекает много средних и малых клиентов от зарубежных хостинг-провайдеров, говорит директор по связям с общественностью сети дата-центров Александр Вечерский. Из-за сильной девальвации рубля к основным международным валютам услуги «Селектела» оказались на 20-40% дешевле, чем у иностранных конкурентов.
Вместе с тем курс доллара и евро приводят к удорожанию оборудования, сетует генеральный директор DataLine Юрий Самойлов. Оно производится за границей и покупается за валюту, а доход от предоставляемых услуг компании получают в рублях. Самойлов говорит, что они стараются удерживать рублёвые цены на уровне прошлого года, и это сказывается на прибыли. Он отмечает, что клиенты стали оптимизировать затраты на IT, в том числе и объём арендуемых мощностей: если раньше стойкоместа и облачная инфраструктура арендовались с запасом, то сегодня предпочитают платить только за ресурсы, нужные сейчас. Это подтверждает и главный инженер компании «МногоБайт» Анатолий Воронин.
Количество запросов в первой половине года на оптовую аренду стоек было крайне мало, а те, что были, проходили через тендер, говорит гендиректор и основатель ЦОД Storedata Антон Платонов. Перенасыщенность рынка свободными площадями привело к демпингу. По его наблюдению, цены за аренду стойки опускались до уровня десятилетней давности на фоне падающего курса рубля. Тем не менее к третьему кварталу ситуация стабилизировалась, особенно в сравнении с другими отраслями в России, считает Платонов.
Тарифы на электроэнергию для юрлиц в Петербурге в июле выросли на 11% и продолжат расти → Ведомости
Ещё одна статья расходов ЦОДов, которая выросла, — электричество. Счета за электроэнергию составляют большую часть расходов дата-центра, рассуждает генеральный директор компании «Миран» Игорь Ситников. Растущие тарифы сильно сокращают прибыль компаний. Он также отметил, что для строительства дата-центров используется большое количество зарубежных компонентов. По его мнению, рост курса валют увеличил капитальные затраты почти в два раза и сломал всю экономику дата-центров при текущих рыночных ценах.
Закон о персональных данных
Принятие закона очевидно послужило катализатором спроса на рынке ЦОД, говорит управляющий директор IXcellerate Дмитрий Фокин. В основном в IXcellerate пришли клиенты, ведущие международный бизнес, представители из финансовой индустрии, сферы торговли и электронной коммерции.
В петербургский Linxdatacenter клиенты пришли разные — из ритейла, юридического консалтинга, даже продуктов питания, говорит региональный управляющий директор Екатерина Куканова. Выручку от таких клиентов она оценивает в 20%.
Самойлов (DataLine) оценивает долю новых контрактов, обусловленных вступлением в силу закона о персональных данных, в 20-25% от общего числа. В основном это международные компании из ритейла (в том числе e-commerce), крупные интернет-проекты и производители электроники. Самойлов ожидает, что пик интереса к российским дата-центрам придётся на осень и зиму, когда появятся первые прецеденты правоприменения. Сейчас же многие компании продолжают придерживаться выжидательной позиции.
Об ожидании последствий первых проверок говорит и Ситников («Миран»). У их дата-центров вернувшихся клиентов не много, в основном это российские IT-компании. При этом, по словам этих компаний, они бы не стали возвращаться в Россию до момента появления правоприменительной практики Роскомнадзора без падения курса рубля.
Чего ждать?
С точки зрения бизнеса ЦОД закон о персональных данных — сплошной плюс, уверен Платонов (Storedata). У Storedata готовы свободные площади, они постоянно встречаются с представителями Минсвязи и консультируют их по вопросам дата-центров. Платонов считает, что в российских центрах сервис сравним с западными инфраструктурными проектами.
Роскомнадзор говорит, что 81% интернет-компаний не смущают финансовые и технические трудности переноса персональных данных к 1 сентября. По другим данным — 1/5 иностранных компаний проигнорирует закон о персональных данных, а ещё 1/5 часть бизнеса уйдёт из РФ → Roem.ru
Дополнительный спрос компаний со стороны крупных компаний будет, считает Самойлов (DataLine). Однако, продолжает он, драматичного влияния на темпы роста рынка ждать не приходится: российский рынок ЦОД уже не первый год растёт двузначными темпами, в среднем на 25% ежегодно. Самойлов прогнозирует появление специализированных сервисов, учитывающих новые требования к защите персональных данных.
Действие закона «О персональных данных» подтолкнет рынок, но не сильно, говорит Вечерский («Селектел»). По его мнению, не стоит переоценивать потребности в мощностях компаний, попадающих под действие закона.
«Определяющим фактором роста станет отказ бизнеса от модернизации и строительства собственных ЦОДов. Содержанию собственной ИТ-инфраструктуры бизнес все чаще предпочитает услуги коммерческих операторов. Модель аутсорсинга дает массу преимуществ, например, уход от непрофильных капитальных затрат или перенос эксплуатационных рисков на профессионального поставщика услуг. В России процесс перехода от собственной к арендуемой ИТ-инфраструктуре будет быстро набирать темп. Этому способствует текущая экономическая ситуация».
Крупные иностранные компании, которые удастся заманить с помощью закона в Россию, поставят 10–30 стоек каждая, подсчитывает Воронин («МногоБайт»), но при этом все забывают про большинство обычных частных клиентов. По наблюдению Воронина, цены в странах Европы всё же остаются ниже российских, к тому же этих клиентов также пугают возможность появления новых законов и случавшееся раньше изъятие серверов госорганами. Воронин считает, что этот сегмент потребителей клиентов ЦОДов существенно больше, чем сегмент крупных иностранных корпоративных клиентов.
«Приведу простой пример: один из дата-центров Европы сдаёт 60 серверов в аренду каждый день. Даже если предположить, что нового железа (например, 40 серверов освободились из под других клиентов и их заново сдали) сдаётся всего 20 единиц в день, то всё равно это цифра очень большая. Ни один дата-центр во всей России не сдаёт столько серверов в сутки», — заключает он.