DNS отправил под суд маркетолога, напилившего 95 млн рублей на откатах с контрагентов

Развитие событий: Глава DNS не верит в доставку и считает, что оффлайн торговать дешевле, чем в интернете (21 января 2021)

Основатель онлайн-магазина DNS Дмитрий Алексеев рассказал в Fb: «Да, действительно наш сотрудник, один из руководителей маркетинга Александр Панов, предстал перед судом за мошенничество. История началась в 2016 году и два года шло следствие».

Схема состояла в том, что Панов убедил ряд поставщиков услуг завышать счета, от 20% до 50%, и эту сумму переводить на счета владивостокских компаний. Ссылался на требования руководства. Естественно это были помойки, но и с обнальшиками Панов не общался сам, а только через своего друга.

Честно сказать и я сам удивлен, что все оказывается можно раскопать и доказать. В ходе следствия нашли и черных банкиров, дали показания и поставщики и даже пановский друг. Оказывается, обнальные схемы не так сложно раскопать. Берёшь выписку с банка по приходам на помойки и проходишся по контрагентам. Удивительно, но люди все рассказывают.

Прокуратура считает, что мошенничество и легализация приобретённых средств прошли в период с 2013 по 2016 год. Панов планировал для DNS рекламные кампании и покупал услуги по рекламе в онлайне у компании из Ростова-на-Дону и права на софт и музыку у фирмы из Москвы. Панов обвинён в том, что ему удалось похитить около 95 млн, из которых 70 «легализовать». Основатель DNS Алексеев объяснил, что перерасход средств обнаружили далеко не сразу: «Как не заметили 95 миллионов? Это же не разом было. 30 миллионов на фоне сотни миллиардов оборота не очень большая сумма». Заметить помог сам сотрудник: «Панов настолько одурел от безнаказанности, что его вызывающее потребление нельзя было не заметить. Квартиры, машины, дорогой образ жизни резко вывалился наружу».

Уголовное дело направлено в Ленинский районный суд Владивостока для рассмотрения по существу.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Африкан

    Ну теперь это понятно, но всё равно странновато. Сумма достаточно большая, и откаты тоже — от 20% до 50% от бюджета. Ну и при таких суммах агентство должно было себе что-то за риск оставлять, ведь 204 статью УК «Коммерческий подкуп» никто не отменял. Кстати, странно, что нет никакой информации о том, что будут делать с контрагентами, с такими завышениями они, наверное, могут и за мошенничество пойти. Вообще, странно, что о них молчат, хотя уже есть следствие. Почему бы не заявить: «Они дают откаты!»?

    В общем, судя по сумме, не он один за бюджет отвечал. Неужели никто не сопоставил цены по рынку и фактические? Слышал, что тем, кто сдал сослуживца с откатом, в нормальных компаниях полагается хорошая премия.

Добавить 25 комментариев

  • Ответить
    Rober Artua bondarenko.guru - бизнес консультант

    Это реально беда всех компаний. При том что человек получает зарплату на уровне 200-250 тысяч эти люди считают, что они обделены и заслуживают, минимум, в 2 раза больше. Воровство это фигня, хуже когда совокупно с этим они покрывают бездействие контрагентов, банально подделывая отчеты. Вообще считаю, что руководительский состав должен отчитываться о своих доходах и доходах своих близких родственников ибо сидя на многомиллионных контрактах очень велик соблазн учитывая полное отсутствие финансового контроля как со стороны государства. Так и со стороны компаний. Интересно, что такие случаи не выходят в публичную плоскость, а решаются на месте. У меня знакомые рассказывали какой жесткий контроль у x5 retail group где подобное пресекают на корню. Купил машину за 5 млн при зп в 200 тысяч, объясни откуда деньги. И так далее.

    Вот мы спрашиваем, откуда такие цены. Если на каждом этапе в каждом отделе идёт воровство от 10 до 40%, то это отражается и на итоговых ценах.

  • Ответить

    >При том что человек получает зарплату на уровне 200-250 тысяч эти люди считают, что они обделены и заслуживают, минимум, в 2 раза больше.

    Возможно они правы, с фиксированной ставкой подоходного налога то, хоть ты нищий, хоть богач, а 13% заплати и тот и тот.
    Тем более у нас под боком Европа, которая всегда имела на нас сверх влияние, как культурное, так и технологическое.
    По сравнению c европейским социализмом, у нас дикий капитализм, не такой конечно дичайший как в сша, но много более дикий чем в Европе.
    Поэтому может так статься, что этот человек прав.

    Как бы это не звучало аморально, но такое воровство это считай социальный лифт, украл у хозяина и он не заметил, значит он расслабился и сам виноват, что даже за своими деньгами разучился следить, так отдаст свои деньги более расторопным, не он, так его наследники, которым папкин бизнес будет вообще до лампочки.

    >ибо сидя на многомиллионных контрактах очень велик соблазн учитывая полное отсутствие финансового контроля как со стороны государства.

    Если государство начнет за служащими компаний следить также как и за гос. служащими, то тогда возникнет вопрос, а нафига вообще тогда нужны частные компании?
    Поэтому гоните эти мысли прочь, так вы создадите почву для национализации и вообще бОльшему присутствию государства в экономике.

    >жесткий контроль у x5 retail group где подобное пресекают на корню. Купил машину за 5 млн при зп в 200 тысяч, объясни откуда деньги. И так далее.

    Вот сами же видите, что без государства можно решать такие вопросы, на то он и частный бизнес, что имеет большую свободу и гибкость в действии.
    DNS сам виноват в своей расслабленности.

    >Вот мы спрашиваем, откуда такие цены. Если на каждом этапе в каждом отделе идёт воровство от 10 до 40%

    Да бросьте, нормальные у нас цены, просто их принято сравнивать с сша а не с ЕС, в сша другой тип налоговой системы, основные налоги берутся с доходов а не с потребления как у нас и в ЕС.
    Некоторые еще сравнивают цены с Китаем, но почему то с офшорным (безналоговым) алиэкспресс, а не с ценами внутри самого Китая, там они на многие товары выше чем у нас, исключение — китайский ширпотреб, который они же и делают, он конечно много дешевле чем у нас, но например китайские автомобили в Китае дороже чем у нас, где то на 10-20%.

  • Ответить

    Их СБ, конечно, молодцы, что так всё это раскрутили, но вообще — непонятно, куда они смотрели. В небольшой компании, у которой филиалы всего в нескольких регионах, и обороты сопоставимы с украденным — СБ для каждой большой статьи расходов собирает КП от конкурентов поставщика. В случае расхождения цен более чем на 10% (условно) — объяснительная и разговор с начальником СБ в присутствии финконтролера.

  • Ответить

    Да, так и есть. Я знаю, по крайне мере, одну такую. Она очень простая. Любое более или менее крупное агентство получает возврат от Яндекс. Прокачивая через себя около 1 млн в месяц клиентских денег они возвращают что то около 12-13%. Частью этой суммы они делятся с правильными людьми.

  • Ответить

    Как показывает эта система — далеко не только в рекламе. Но, в итоге, обычно стараются добавить в цену. Ну и это, само собой, не панацея, просто один из более-менее превентивных механизмов, а их было несколько. Например, обязательный полиграф раз в полгода.

    То, стало очень уж заметно, что человек живёт не по средствам, и это вызвало проверку только через несколько лет после начала схемы, — плохой знак. Тут же встаёт вопрос: «А сколько ещё сотрудников живёт не по средствам, но не показывает этого? Покупает дом, но не зовёт коллег на новоселье?»

  • Ответить

    А до сих пор так? Я просто уже не в теме, но просто интересно: крики Яндекса, что квартальные/годовые бонусы прикрываем — это были smoke and mirrors?

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    Классик говорил: «Я знаю, что половина денег на рекламу уходит впустую, но не знаю, какая именно половина». Что, сейчас что-то прям сильно принципиально изменилось?

    Это ж чудо, что чувака спалили, сам хозяин честно удивляется и говорит, что если бы тот не стал утопать в роскоши и кричать, чтобы если спасли, никто бы и не заметил, так бы и утонул в ней чувак. А так — вовремя спасли, молодцы.

  • Ответить

    >>«…настолько одурел от безнаказанности, что его вызывающее потребление нельзя было не заметить. Квартиры, машины, дорогой образ жизни резко вывалился наружу…».

    На таком пустяке прокололся. вот что значит — не имел хорошего базового соответствующего образования.

  • Ответить

    Российские компании не умеют работать с персоналом, в иностранных на порядок больших бюджетах может сидеть один человек с ассистентом, где у нас отдел с контролем друга-друга и воровством.

  • Ответить

    Ну теперь это понятно, но всё равно странновато. Сумма достаточно большая, и откаты тоже — от 20% до 50% от бюджета. Ну и при таких суммах агентство должно было себе что-то за риск оставлять, ведь 204 статью УК «Коммерческий подкуп» никто не отменял. Кстати, странно, что нет никакой информации о том, что будут делать с контрагентами, с такими завышениями они, наверное, могут и за мошенничество пойти. Вообще, странно, что о них молчат, хотя уже есть следствие. Почему бы не заявить: «Они дают откаты!»?

    В общем, судя по сумме, не он один за бюджет отвечал. Неужели никто не сопоставил цены по рынку и фактические? Слышал, что тем, кто сдал сослуживца с откатом, в нормальных компаниях полагается хорошая премия.

  • Ответить

    >Неужели никто не сопоставил цены по рынку и фактические?

    Хоть как-то сопоставить цены, можно только среди очень крупных агенств в рамках одного тендера, и все равно будет куча оговорок.

    У крупных агентств ROI (возврат вложенных инвестиций) такой, что чаще выгоднее к мелкому обратиться, пусть и с риском отката.

    Вероятно в DNS был общий контроль именно ROI, если сотрудник был расторопным и с мозгами, то он спокойно мог и воровать и за ROI следить, не даром говорят, простота хуже воровства.
    Вероятно он стал угрозой DNS только тогда, когда стал кичиться наворованным и таким образом развращать остальных, дурной пример заразительный.

  • Ответить

    >Ну теперь это понятно, но всё равно странновато. Сумма достаточно большая, и откаты тоже — от 20% до 50% от бюджета.

    Ну да, такие проценты и в гораздо более шоколадных и маржинальных отраслях редко встречаются, а тут реклама и даже не ТВ.

  • Ответить

    Ситуация следующая. В сфере рекламы так же есть система «коллективной покупки». Когда несколько агентств объединяются и выкупают места на порталах. Тот же баннер на главной Яндекс. При такой коллективной покупке можно получить скидку в размере 50-60% от изначальной цены. Учитывая, что инвентори на суперкрупных проектах никогда не продается даже в объеме 50% от общего количества показов. Хотя такой большой откат, наверняка, в сфере услуг. В той же поисковой оптимизации, аналитике и других услугах в которых нет четкого ценообразования могут откатывать и 60% от бюджета.

  • Ответить

    Ну это вообще весело, получается, что крупные агентства так плохо работают, что мелкие могут себе позволить откатить 50%, и всё равно иметь маржу и нормальный ROI? Что-то тут не складывается. То есть, конечно, можно представить себе вообще такую ситуацию на небольшом бюджете, специальном продукте и небольшом отрезке времени. Но вот вообще — даже близко не похоже.

  • Ответить

    Могут. Как говорится — «съесть то он съест, да только кто ему столько даст». Что ДНСу продвигать — основной сайт и Технопойнт, по сути. Так что там даже близко не получится тех объёмов, которые озвучены. По коллективным покупкам — тоже странно. Конечно, понимаю, что и в крупных агентствах есть вариант, когда предлагают откаты. Но вот в такие сложные схемы с переводом безнала на подставные фирмы — совсем не верится. Тем более, что когда всё это вскроется — есть вариант нехилой огласки. А реклама — очень конкурентная сфера, поэтому при таком варианте, отток клиентов и время, потраченное на то, чтобы они проверили свои договора, вполне превысит маржу.
    В общем, технически всё понятно, но вот практически это сложно представить.

  • Ответить

    >Ну это вообще весело, получается, что крупные агентства так плохо работают, что мелкие могут себе позволить откатить 50%, и всё равно иметь маржу и нормальный ROI?

    У больших организаций всегда падает эффективность, удивлены?
    К большим обращаются не потому что они дешевле, а потому что надежнее (надежность требует высокой степени формализации процессов и большого кол-ва ограничений) и следовательно они могут осваивать бОльшие бюджеты.
    Большие заказчики очень требовательны, причем не к цене в первую очередь, а например чтоб такого не было:
    https://roem.ru/03-04-2017/246729/google-otkroet-dannye/

  • Ответить

    Сумма не очень большая, в принципе, по хорошему тут и агентство не нужно. Достаточно одного человека с ассистентом и работа напрямую. На таких объемах можно нормальные цены иметь.
    Плюс тут непонимание — крупные компании часто ничего кроме бренда не имеют, исполнители на аутсорсинге и часто не через одни руки даже.
    Ну и как понимаю тот же яндекс менял неоднократно правила игры со скидками, теперь все деньги у них.

  • Ответить

    Так, по описанию владельца, Панов единственный бенефициар — всех бедняг-поставфиков он обманул. Сказал, что это руководство требует так делать, а в сговор они с ним не вступали. Только обнальщики попали.
    Вообще, это значит, что в конторе две бухгалтерии, слабый финансовый контроль и топ-менеджеры действительно так частенько выводят деньги.