Алексей Долотов записал воспоминания про годы становления аналитики в Яндексе. Этот отдел появился по просьбе Андрея Себранта, после того, как Долотова сначала чуть не уволили, а затем он самостоятельно нашёл себе занятие и начал строить когорты.
Мы первыми в компании начали строить когорты — изучать зависимость оттока пользователей от того, в каком месяце они зарегистрировались. Во-первых, мы довольно точно предсказывали объём аудитории по полученной модели. Во-вторых, что важнее, по ней можно было предсказывать, как разные изменения отразятся на главных показателях сервиса. Раньше Яндекс такого не делал.
Как-то ко мне пришёл Андрей Себрант и сказал — у тебя хорошо получается, теперь нам нужно то же самое в масштабах всего Яндекса. «Делай отдел». Я ответил: «Хорошо».
Полный текст: Почти уволен. Как я построил отдел аналитики Яндекса / Блог компании Яндекс / Хабр
Фрагмент:
Поисковая доля
В 2011 году мы исследовали причины изменения поисковой доли Яндекса — было сложно доказать влияние каждого конкретного фактора, а их нашлось немало. Как-то в пятницу я показал Аркадию Воложу график, который до того долго не мог составить и наконец составил. Тогда я придумал «метод заморозки факторов», который позволил выделить влияние браузеров с предустановленным альтернативным поиском. На нём хорошо читалось, что доля меняется именно из-за них. Такой вывод на тот момент не казался очевидным: люди ещё не очень часто пользовались подобными браузерами. И всё же оказалось, что предустановленный поиск сильно влияет на ситуацию.
В те дни началась фаза моего активного общения с Воложем: я стал уделять поисковой доле больше времени. Появилось само понятие — аналитика доли или «факапочная» (резкие изменения доли часто были вызваны чьими-то факапами). Именно тогда в команде появился Серёжа Линёв, в будущем один из ключевых аналитиков Яндекса. Вместе с Лёшей Тихоновым — ещё одним прекрасным аналитиком и автором Автопоэта — мы помогали Серёже расти и создавать вокруг себя бесценную экспертизу детектирования и анализа сложных аномалий. Сейчас, если происходит какой-нибудь влияющий на долю инцидент, дежурный администратор сразу о нём узнаёт со всеми подробностями. Уже не требуется, как тогда, собираться десятком аналитиков и тратить несколько дней на расследование причин. Можно сказать, что сейчас в этом плане у нас эпоха космических кораблей, а тогда мы телеги таскали.
Аркадия всегда очень интересовала доля. Он стал часто звонить и писать мне, когда возникали аномалии на приборах поисковой доли — даже если я не имел отношения к причинам этих аномалий. Возможно, он продолжал звонить именно мне, поскольку это помогало. А я просто знал, кому позвонить дальше.
Кстати, в Яндексе есть рассылка для нерабочих вопросов, и когда я попросил кого-нибудь одолжить мне ракетку для бадминтона, первым отозвался именно Аркадий.
Добавить 2 комментария
Совок живет в каждом из нас, «кому надо, найдут», «реклама не нужна, хороший товар продает себя сам» и еще множество совковых заблуждений.
В реальности, лишний клик необходимый для достижения желаемого, может оттолкнуть часть аудитории, а тут встроенный в браузер поиск, когда не надо вообще какой-то урл предварительно вбивать для поискового запроса.
>Аркадия всегда очень интересовала доля.
Еще бы, то-то яндекс снес все сторонние счетчики на своих проектах, с долей то полный швах, с каждым днем все больше.
Долго думал-знает ли владелец рунета и всея руси Демидов термин «когнитивные искажения»
Не знает
Товарищ патриот, торгующий китайской электроникой!
Не пей вечерами, Демидов! Смешно