С 2008 года мы занимаемся созданием B2B-проекта rbtaxi.ru. Это сервисный проект, помогающий рынку, лидеры в своём сегменте; за годы работы успели поработать практически со всеми игроками на рынке. Сейчас у «РБТакси» на 2 города (Москва и Петербург) более 800 активных контрагентов. Работаем с Дептрансом и другими государственными и общественными организациями. В силу специфики работы, я знаю об этом рынке многое.
О забастовке с 13 по 15 февраля было известно давно. Многие СМИ об этом писали заранее, сейчас об этом пишут все, кому не лень. Каждый знакомый считает своим долгом обязательно позвонить мне и предупредить, что таксисты бастуют. Это, конечно, facepalm, но давайте по порядку.
Тему забастовки продвигали «Такси–Форум» (http://taxi-forum.ru/) и такси «Пират» (http://pirate-taxi.ru/). И, судя по видео, что я нашёл, один из профсоюзов. Олег («Такси–Форум») и Марат («Пират»)—старые игроки, умнейшие люди на рынке, но что они делают сейчас — не понятно.
1. Зачем забастовка?
Приложения сделали услугу заказа такси удобной и доступной. Приложения привлекают огромное количество заказов. Те клиенты, что вчера звонили в таксопарки — сегодня заказывают с приложений. А возят их всё те же таксопарки, что и вчера.
Приложения не имеют ни своего подвижного состава, ни прочих атрибутов классического Такси. У Яндекс.Такси, например, нет ни диспетчерской, ни вообще какой-то службы контроля качества или хотя бы техподдержки. Но победителей не судят, да? Являясь крупными поставщиками заказов на рынок, приложения могут манипулировать этим рынком. Влиять на тарифы и тому подобное. Помните, в Я.Такси раньше были тарифы парков, а теперь почти всех привели под единый. Сегодня идёт война за клиента среди приложений. Нормальный метод в такой войне — демпинг. Что стоит приложению объявить о снижении тарифов? Правильно, ничего. Именно это и раздражает рынок; конечные исполнители должны возить клиентов по тарифам, которые придумывают сторонние компании. Тарифы эти явно занижены, но к ним привыкли клиенты. Именно поэтому и появилась идея забастовки.
В стране кризис и цены выросли на всё. Стало дороже покупать и обслуживать транспорт, бензин стал дороже, жизнь вообще стала дороже. Дешевле стали только тарифы на такси. И единственное обоснование этому — демпинг. Ни Я.Такси ни GetTаxi не составит труда много лет работать в убыток ради захвата рынка.
2. Когда забастовка?
Февраль — мёртвый месяц для такси. Да и не только для такси, думаю, для многих. Огрызок зимы, короткий месяц перед весной, от которого все устали. Была бы моя воля, я бы январь продлил на 28 дней. После январских праздников наступает затишье на рынке такси. Все уже прилетели с отпусков, вернулись домой, впали в спячку или завернулись в кокон в ожидании весны. Заказов очень мало и так каждый год. Парки затягивают пояса и задерживают дыхание.
Бастовать в феврале — всё равно, что бастовать учителям начальных классов в июле. Забастовка пришлась на 14 февраля, день всех влюблённых. Это чуть не единственный светлый день для рынка такси в феврале. Вдумайтесь, таксисты в феврале голодные, заказов нет, заработки падают. Единственная надежда — 14 февраля, куча влюблённых будет кататься по ресторанам, кафе, кино и тому подобное. А вам предлагают не работать в эти дни.
Такое ощущение, что дату выбирали наспех. Нужно было вот прямо здесь и сейчас. Типа: «Мы хотим бастовать! Но ждать не хотим, сейчас придумали — сейчас и забастуем!». На мой взгляд, глупее дату выбрать было сложно. Повторю, с одной стороны клиенты, которые не ездят на такси в феврале, с другой стороны голодающие водители, ждущие 14 февраля.
Знаете, когда надо было бастовать? Последняя неделя перед Новым Годом. И знаете почему? Потому что «забастовка» и так была в эти дни, только природная. Последняя неделя перед Новым Годом — это бомба на рынке такси. В наших реалиях, исполнитель — чаще всего частное лицо на своём транспортном средстве, либо на арендованном. Это человек, который работает «на себя» и сам решает, когда ему выходить на смену. И перед Новым Годом он тоже хочет съездить в «ашаны и меги» за подарками. Как следствие — дефицит исполнителей. Но количество клиентов растёт в геометрической прогрессии до последних выходных перед Новым Годом. Всем нужно ехать. Получается интересная картина: клиентов — тьма, а исполнителей мало.
По моим данным у Яндекс.Такси в эти (критические) дни было до 60% отказов. То есть 60% заказов они не смогли вывести. Почему? Потому что парки, работающие с Яндекс.Такси, выключали Я.Такси для водителей, так как у самих был перебор с заказами. Аналогичная ситуация была и у GetTаxi. Нет никакого смысла «покупать» заказы у приложений, когда у парка и так их тьма. И это снежный ком. Чем больше Я.Такси и GetTаxi отказывали в подаче авто — тем больше клиенты по старинке звонили в парки. Вот она, природная забастовка! Рынок без каких-то профсоюзов и общественных организаций сам заблокировал приложения. И приложения были в шоке. Я.Такси писал гневные письма своим контрагентам, как малолетняя истеричка, мол исполняйте наши заказы, а то всех запессимизируем.
Вот именно тогда надо было объявлять забастовку и пиарить её во всех СМИ! Вот тогда бы и рынок поддержал бы забастовку (так как она и так была) и приложения бы почувствовали силу общественных организаций. Последние выходные перед Новым Годом, пропиарьте забастовку, перекройте к чёрту МКАД и Третье
3. Профсоюзы «как у всех» и «у нас»
Хорошо. Допустим, с датой лоханулись. Может, действительно поспешили. Но это не единственная причина, почему забастовка не получилась. Кто её организовал? Какая-то общественная организация, какой-то профсоюз? Кто все эти люди? 90% таксистов не знают ни профсоюзов, ни других организаций, что всё это придумали. Ну и зачем тогда следовать их «хотелкам»? Как раз в данном случае организаторы всего этого действа выглядят именно как приложения на рынке такси. Малоизвестные люди пытаются указывать профессионалам как и что делать.
Что такое профсоюз в классическом понимании? Это сильная политическая структура. Это профессионалы своего рынка, помогающие своим членам, бизнесу и государству регулировать рынок. На Западе сервисный софт, типа Я.Такси или «РБТакси» создают именно профсоюзы. Потому, что именно они знают свой рынок вдоль и поперёк, видят его проблемы и знают как их решить.
Те же транспортники, в Штатах и многих европейских странах у дальнобойщиков не возникает вопроса, вступать в профсоюз или нет — они все в профсоюзе поголовно и слепо доверяют своим лидерам. Профсоюзы на Западе не просто носят галстуки и общаются с правительством, они обеспечивают пенсии своим членам, помогают в случае травм на производстве, конфликтных ситуациях и тому подобном. Они обеспечивают защиту своим членам. И как выглядят забастовки на Западе? Если профсоюз говорит бастовать, люди реально не выходят на работу, они берут в руки транспаранты и идут по городу. Да, они теряют возможность работать и зарабатывать, но они понимают, что это на общее благо, и точно знают, что профсоюз их не оставит.
А что у нас? Какие-то люди попросили таксистов не работать в единственные прибыльные дни в феврале. Да, на общее благо, но где хоть какие-то гарантии? Их нет и не будет. К сожалению, в России профсоюзы (по крайней мере, на рынке такси) сводятся к: «собрались, языками почесали, может даже напишем резолюцию для госструктур», и ничего более. Есть умные люди, есть пробивные, есть действительно профессионалы, но у нас нет «привычки» профсоюзов. Каждый сам за себя, такая ментальность.
Что мы имеем в итоге? К чему привела и к чему приведёт данная забастовка?
Во-первых, это супер пиар для приложений. Мне даже из-за границы друзья звонили и предупреждали, что у нас забастовка. Причём, повторю, эта супер реклама приложений проходит в самый мёртвый месяц на рынке. Классно. Не думаю, что организаторы забастовки связаны с Я.Такси или GetTаxi, но не удивлюсь, если это спланированная акция самими приложениями. Ну правда, лучшей рекламы не придумаешь.
Во-вторых, это супер реклама приложений для водителей. Водители, которые по тем или иным причинам не работали с приложениями — срочно начали получать доступ. Логика простая: «Пока там исполнители бастуют, значит есть куча заказов. Пусть бастуют, а я пока поработаю». Я на 100% уверен, что благодаря забастовке приложения получили новых исполнителей.
В-третьих, приложения лишь укрепят веру в свои силы, так как бастовать вышли дай бог несколько десятков водителей, то есть материальная точка в условиях задачи. В СМИ пишут цифры про 2000 водителей, кто-то написал про 8000 бастующих водителей. Откуда берутся эти цифры? Если бы народ реально бастовал против приложений, мы бы это увидели на своём проекте. Заказы из Я.Такси и GetTаxi потекли бы к нам. Но этого не произошло, и это логично. Организовать 2000 водителей не брать заказы с приложений? Ну серьезно, может, 100 человек не работало по приложениям, это максимум.
Марат (такси «Пират») вроде координатор этой забастовки, но у него на сайте висят призывы работать с Uber, как для клиентов, так и для водителей. Марат, ты сам-то бастуешь, или работаешь?
Данной акцией рынок показал свою несостоятельность и невозможность саморегулироваться. Классно, спасибо. Во всех СМИ распиарили акцию и обделались.
Отношения государства и приложений и так накалены. Каждый раз на собраниях в Дептрансе Роман из Я.Такси получает толмут бумаги с жалобами от москвичей на Я.Такси. "Яндекс" вообще может отказаться от закупки бумаги, просто перерабатывать бумагу, полученную из Дептранса и печатать на ней. Ром, купи станок по переработке бумаги, озолотишься. Uber блокируют во многих странах. Где ребёнка сбили, где девушку изнасиловали. Почему забастовка «тихая»? Подлейте масла в огонь, обоснуйте несостоятельность тарифов, это не так сложно.
В итоге мы получим лишь укрепление позиций приложений на рынке. Конечному клиенту, конечно, классно. Низкие цены, всё такое. Виноградов писал про бесплатные поездки на «БлаБлаКаре» из Питера в Москву. И клиент ведь реально привыкает к тому, что эта услуга должна либо вообще ничего не стоить, либо стоить очень мало. А те, кто против, то есть исполнители на рынке, которые бастуют — Луддиты и вообще зажрались. Когда ИТ-компании и приложения сделают беспилотное такси, тогда нас можно будет называть Луддитами, если мы начнём ломать их. А пока это ошибочное, но популярное мнение.
Добавить 28 комментариев
Было очевидно что ничего не выйдет. В кризис бастовать вообще нелепо — на место каждого бастующего с радостью прибежит тот кому нужен доход. В данном случае заказ от клиента. И пока одни говорят «да штука за 15 км это норм цена я не маршрутка дешевле ездить» другие готовы отвезти и за 500 лишь бы заботать
> У Яндекс.Такси, например, нет ни диспетчерской,
> ни вообще какой-то службы контроля качества или хотя бы техподдержки.
ИМХО в том или ином виде контроль и поддержка есть, но неявная.
> обоснуйте несостоятельность тарифов
Это вряд ли возможно, дно рентабельности еще не достигнуто.
Это видно по торгам на РБТ и да и вообще пока парки гоняют на экономе весьма дорогие машины и морщат нос от бюджетных машин — значит спесь не сбита и ценам есть куда падать. Ну привыкли ездить на дорогих и прожорливых авто, и хотят чтобы клиент весь этот праздник оплачивал.
Для справки — в некоторых регионах стоимость 11-16 рублей за километр. Бензин, содержание и машины там стоят столько же.
Виталик, Марат не работает. Если у Вас есть какие-то вопросы, Виталий, то можете позвонить +7 499 755-62-72. Кстати я недавно пообщался с Ксенией Галич в ФБ и это была совершенно спокойная беседа). Ну а в Департамент кто только не ходил, это бессмысленное занятие. А еще пользуясь случаем хотел бы спросить: А это правда, что РБтакси отказалось отдавать координаты автомобилей в Дептранс, вернее как говорят, что после это предложения не могут дозвониться, пропали? Вот я бы не стал этого делать. И чтобы не плодить слухи сможете ответить РБтакси будет отдавать координаты автомобилей находящихся в системе? Спасибо.
> ИМХО в том или ином виде контроль и поддержка есть, но неявная.
Всю дорогу ЯТ сливает поддержку на агрегаторы или парки-партнёры. Если у вас проблемный заказ, очень тяжело получить комментарий Яндекса. И практически нет никакой возможности связаться с ними.
> Это вряд ли возможно, дно рентабельности еще не достигнуто.
Объяснить это на цифрах можно. Ставки в РБТ — опять же, особенность февраля. И то, далеко не все заказы исполняются.
Качественный транспорт — это хорошо, а не плохо. Или мы хотим вернуться к нексиям и автовазам? Водители хотят делать качественную услугу, клиент так же предпочитает качественный авто. 11-12 год — жёлтые авто, куча интересных лизинговых предложений итд итп. Сейчас многие компании разоряются, нет возможности платить за лизинг итп. И это не нормально.
Регионы 11-16р за км это ок. Сколько не смотрели регионы, не смотря на низкий средний чек, они берут количеством. Заказать транспорт на конкретное время почти не возможно. И если вдруг не дай бог пошёл дождь, заказать авто тоже трудно, т.к. водители начинают брать от поребрика (кому режит уши, тот маскаль))). Но заработок водителя не сильно ниже Московского. В моём родном городе с населением в 18к человек водитель на 9-ке с рацией делает 3-4к чистыми в день. И бензин там дешевле, как и содержание авто, т.к. и авто чаще ниже классом и сервисы намного дешевле берут за работу.
Но вы во многом правы, по факту доказать рентабельность и обосновать её математически сложно, т.к. рынок очень разношёрстный. Есть и гей такси и женское такси и корпоративы итд итп. Но если мы говорим про сегмент эконом-комфорт, вполне можно расписать, вывести среднее ТС, её содержание итд итп. В Питере в этом плане немного проще, т.к. тарифы в основном фиксированные. Разницу в 10-20 рублей клиент сильно не замечает, а ей можно компенсировать рост топлива, например.
Моё мнение может быть предвзято, я всегда был и буду на стороне парков, т.к. это наш клиент, а не конечный пользователь. Но я и ИТ понимаю, у приложений огромные амбиции и они оправданы. Обидно за конечных исполнителей, возить людей, это тяжелый труд. Таксиста нельзя баловать, но и неуважение, это глупо. Тем более в Москве, где водители сами стараются быть легальными и делать качественный сервис. Не все, но в большей степени, чем в регионах.
Вы можете сколько угодно считать рентабельность. Клиента она не волнует, чем ниже цена, тем больше клиентов, тем меньше простои, тем меньше издержки.
Если же послушать водителей такси (почитать комментарии к новости о введении единых тарифов у Яндекса), то они хотят тариф, в котором 1км поездки стоит не меньше 1л бензина, при этом временная часть никуда не девается, так как стоять в пробках забесплатно они что-то тоже не хотят. Но это бомбилы, которые и в Африке бомбилы. Никто не должен обеспечивать высокооплачиваемой работой тех, чья работу готовы выполнять другие за меньшие деньги без потерь в качестве.
В современном мире таксист с идеальным знанием Москвы клиенту не нужен, достаточно просто аккуратного водителя, который умеет (!) пользоваться навигатором с пробками. Для 95% поездок этого более, чем достаточно. Именно это делает вход в профессию таксиста легкодоступным для огромного числа людей.
Тут поминали, что департамент транспорта не хочет идти на диалог с таксистами. Я слышал мнение с другой стороны, представители дептранса спрашивали о мерах помощи таксистам (парковки, разрешения и пр.) без изменения тарифов, на что те продолжали орать про несправедливые тарифы.
Требования к Дептрансу :
1. Прекратить действия направленные на создание недобросовестной конкуренции
2. Доступ такси на выделенные полосы.
3. Право такси пользоваться бесплатно парковкой в платной зоне.
4. Создать на базе Минздрава г.Москвы кабинеты для прохождения медицинских предрейсовых.
5. На базе города создать курсы по безопасности дорожного движения с получением удостоверения механика по выпуску на линию
6. Мы против регулирования тарифов.
7. Провести сверку реестра выданных разрешений с базой ФНС на предмет выявления компаний и Ип прекративших свою деятельность.
Остальные требования были связаны с ситуацией сложившейся в такси, которая находится за пределами полномочий Дептранса.
Какие требования не устраивают?
Марат, мы с вами тоже можем общаться достаточно спокойно. Моя позиция вполне простая, я её описал в колонке. Вы координатор забастовке, на своём сайте рекламируете приложение, против которого, вроде, бастуете. Что касается координат, дептранс просит от нас не только координаты, но и вообще всю статистику по системе. Однако, по нашим же договорам с компаниями, мы не имеем права распространять их данные третьим лицам. Мы всю дорогу помогаем дептрансу чем можем, но в этом ключе пока помочь не можем. Понятно, что дептранс преследует свои интересы, но это молодая и достаточно здравая политическая сила.
По вашим требованиям к дептрансу:
2. не их компетенция
3. не их компетенция
4. не их компетенция
5. не их компетенция
6. может дептранс и хочет единый тариф, но это не возможно. Ну и потом, ФАС этого не пропустит, тут вы зря переживаете
7. они сами этим занимаются, но это тоже не совсем их компетенция. Опять же, из-за несостоятельности законов, легально им сделать это трудно.
Как я уже писал, не смотря на критическое отношение лично к вам в колонке, я всегда был и буду на вашей стороне. Если вам нужна помощь/поддержка/мнение, я, Ксения и Венера в вашем расположении, но давайте не телефон, а почта или приезжайте в офис.
Про рентабельность я уже рассказывал анекдот. Клиент готов платить 0 за эту услугу. Как и за любой товар. Что вы предпочтёте, айфон за 10 рублей или точно такой же, но серый за 7. Или точно такой же, но ворованный за 2?
Никто не говорит про высокооплачиваемую работу водителя. Мы проходили это в советское время и многие помнят, к чему это приводило. Однако мы должны уметь уважать их. Как и любую другую профессию.
А где вы тут слышали, что дептранс не хочет идти на диалог с таксистами?
Отлично, Виталий. Повторюсь я бы тоже не стал передавать данные.
По пунктам:
1. Какая недобросовестная конкуренция, вы чего? Все честно, просто время избранных таксистов на волгах с неадекватными тарифами прошло. Теперь правит рынок и приложения, которые увеличили количество пассажиров на порядок.
2. Он есть и сейчас, нужно только выправить взаимодействие с гибдд, чтобы оно не выписывало штрафы.
3. Это такситам не нужно. Лицензцию на личную машину получить слишком просто дешево, а пользоваться ей будут для того, чтобы не платить за парковку. Для таксистов есть специальные стоянки и дептранс предлагал увеличить их количество в тех местах, где нужно таксистам.
4. При чем здесь город? Это обязанность юридических лиц, имеющих лицензию.
5. Дептранс не обязан организовывать курсы, а вот ввести экзаменацию в список необходимых требований для лицензии — это правильный момент.
6. А я за, регулирование тарифов позволило мне не думать о том, какой таксопарк выбирать в приложении. Следовательно — это увеличивает количество заказов.
7. Согласен, но это юридический момент и не очень важный.
В итоге, не нашел ничего, что не устраивало бы таксистов так сильно.
Ваша рентабельность никого не волнует, кроме вас. Когда вы перестаете быть рентабельны — вы просто уходите заниматься другими вещами. Когда ушедших становится заметное число, тогда принимаются меры. Так устроен рынок, пока рынок растет, причем весьма существенно.
1. УФАС уже возбудил дело в отношении Дептранса.
2. Знаки вешает Дептрас, а не ГИБДД
3. Количество выданных разрешений 50 000, а количество стоянок пару сотен.
4. Сейчас организовался рынок фальшивых медосмотров.
5. Для того чтобы принимать экзамены, нужно обучить!!!!
6. Вас не спрашивают, за Вас решил уже яндекс.такси. А спрашивать у миллионной аудитории за сколько их должны возить 50 000 таксистов, вообще Суд Линча.
7. Как это не важный, Яндекс сверяет номера разрешений с реестром и на этом основании дает заказы. Водитель должен показать пассажиру разрешение на деятельность такси по требованию и как он будет сверять..
Михаил, больше не могу тратить на Вас время извините.
7. Как это не важный, Яндекс сверяет номера разрешений с реестром и на этом основании дает заказы. Водитель должен показать пассажиру разрешение на деятельность такси по требованию и как он будет сверять..
Михаил, больше не могу тратить на Вас время извините.
3. Количество парковок 361 на 1372 места. Но это не исключает того, что таксисты не хотят идти на диалог. Стоянки такси есть около почти каждой станции метро.
5. Государство водить автомобиль не учит, а для сдачи на права нужно закончить автошколу.
6. Таксисты либо работают за предложенные деньги, либо не работают вовсе — все очень просто. Это рынок.
Не хотите тратить на меня время, пожалуйста. Но пассажиры, дептранс и яндекс не хотят тратить время на вас. Вместо вас найдутся новые, эффективные компании, которые будут возить. Рынок есть, пассажиры есть, а значит спрос есть. От ухода бомбил выиграют новые компании.
> регулирование тарифов позволило мне не думать о том, какой таксопарк выбирать в приложении. Следовательно — это увеличивает количество заказов.
Поездка на Калине и Шкоде должна стоить одинаково?
> Поездка на Калине и Шкоде должна стоить одинаково?
Да, и то и то соответствует экономклассу, который не делится. Но для машин такси действуют нормы по безопасности, по которым калина не пройдет. Между логаном и шкодой разницы нет.
>Забастовка пришлась на 14 февраля, день всех влюблённых. Это чуть не единственный светлый день для рынка такси в феврале. Вдумайтесь, таксисты в феврале голодные, заказов нет, заработки падают. Единственная надежда — 14 февраля, куча влюблённых будет кататься
А 23 февраля разве всплеска клиентов не дает?
>ИМХО в том или ином виде контроль и поддержка есть, но неявная.
Совсем неявная: за 10 дней от саппорта Яндекса ни ответа, ни привета.
> Ваша рентабельность никого не волнует, кроме вас.
Она волнует всех участников рынка, поэтому то тучи и сгущаются. То что она не волнует вас, как потребителя, я не сомневаюсь.
Мы собрались тут показать вам, обывателям, что на самом деле происходит на рынке.
> Да, и то и то соответствует экономклассу, который не делится. Но для машин такси действуют нормы по безопасности, по которым калина не пройдет. Между логаном и шкодой разницы нет.
Ух ты, расскажите ка мне о нормах безопасности такси. И почему вдруг Калина под них не попадает?
> А 23 февраля разве всплеска клиентов не дает?
Много меньше.
Тучи сгущаются только для бомбил, которые привыкли к легкому и большому заработку. Он закончился, а вы — просто слабое звено, которое уже не нужно рынку.
Можете сколько угодно и кому угодно показывать что хотите, но это бессмысленно. Это просто бизнес и естественный прогресс.
Да, бомбилы отмирают, вы правы. Но мы не про бомбил тут беседуем, а про эконом-комфорт сегмент.
Если вам не интересно, что я показываю и рассказываю, зачем вы тратите своё время? Вы вряд ли остановитесь на площади и будете слушать агонию пророка, предсказывающего конец света?
Бомбилы пересели в официальные такси, но от этого они не стали таксистами. Так понятно?
Ну тогда нужно было бы справедливости ради сервис назвать Яндекс.бомбила!)
Я вас не понимаю. То вы говорите, что яндекс создал рынок жёлтого такси, а бомбилы отмерли. Теперь говорите, что бомбилы пересели в жёлтые такси и стали легальными. Т.е. получается, яндекс не создал рынок жёлтого такси? Но и жёлтый цвет принял не яндекс, получается яндекс ничего не сделал для рынка? Или сделал? Вы сами то читаете свои сообщения и верите в них?
Яндекс создал рынок, на котором компании могут легально зарабатывать на таксомоторных перевозках. До яндекса этого не было, поскольку конкурировать с бомбилами один конкретный таксопарк не мог, ибо цена и время подачи не устраивали клиентов.
Бороться с бомбилами возможно 2 способами: карательный и вытиснительный. Карательный — это рейды полиции, которые отловят всех бомбил и будут держать в страхе всех остальных. Тогда люди будут вынуждены пересесть на легальные такси, приняв все их недостатки.
Вытеснительный — это предложение условий, которые лучше и удобнее, чем у бомбил. Тут и пришел яндекс, который дал конечному пассажиру 2 условия: 7 минут на прибытие машины (вместо 1 часа у таксокомпаний) в любую точку Москвы и тарифы, которые вначале содержали 20-30 включенных минут, которых более, чем достаточно для средней поездки по городу. То есть фактически фиксированный тариф в районе 350-450 рублей за поездку почти куда угодно. Такое на тот момент не мог предложить ни один таксопарк даже близко, поскольку требует очень много вложений.
Яндекс изменил рынок, а фактически создал с нуля возможность работать легально. Рынок легальных перевозок вырос на порядки.
А профессиональные бомбилы никуда не делись, они пересели на машины с лицензией и думали, что теперь будут делать тоже, но легально. Но увы, легальный водитель такси — это слишком доступная профессия, которая позволяет работать практически кому угодно на должном уровне. Именно это и вызывает такой батхерт у бомбил.
Я надеюсь, что я максимально доступно вам изложил очевидный процесс прогресса на московском рынке.
> Но для машин такси действуют нормы по безопасности, по которым калина не
> пройдет. Между логаном и шкодой разницы нет.
Кажется, Вы что-то придумываете.
1. калина/гранта сертифицирована, т.е. формальным требованиям соответствует.
2. по данным тестов АвтоРевю имеет схожий результат с Солярисом.
3. в регионах огромное количество такси отечественных машин.
Это значит никаких формальных причин для ограничения использования калины и грант нет.
Яндекс сам установил требование, автомобиль должен иметь две подушки безопасности в базовой комплектации
Конечно сам, дептранс со своими требованиями к безопасности — мимо просто проходил.
Конечно сам. Потому в законе нет таких требований и на машину без подушек можно получить разрешение! Ваш рейтинг упал ещё ниже «Дырка от нуля»
Судя по тому, что вы перешли на аргументы вида «сам — дурак», значит аргументы у вас закончились.