Я владелец одного из небольших московских таксопарков. Хотелось бы показать читателям Roem.ru как выглядят IT-сервисы по вызову такси с нашей стороны.
Акт первый. Как работает Яндекс.Такси:
- Только через юридических лиц. Подключиться частнику или ИП напрямую к Яндексу невозможно. Только через компании (такси), которые имеют с Яндексом договор.
- Заказы выдает Яндекс, они поступают напрямую водителям, но вся ответственность за выполнение заказа лежит на "такси" с которым заключен договор. Если нормальные таксопарки отвечают за пассажиров, страхуют их риски и так далее, то Яндекс абсолютно ничем подобным не озадачивается. Вся ответственность на "таксопарке".
- Если раньше Яндекс брал минимальный процент, то сейчас эта сумма выросла до 8% плюс НДС, то есть почти 10% от стоимости заказа забирает себе Яндекс. Но если раньше и такой процент для посредника не был чем-то экстраординарным, то в ситуации с Яндексом все не так радужно. Связано это с тем, что Яндекс, помимо того что предоставляет заказы, сам же определяет стоимость поездки! А он ее старается и делает минимальной!Это было бы нормально, если бы у Яндекса был свой автопарк, и он имел все те проблемы и нес все те затраты, которые имеют и несут таксопарки с собственным автопарком. Ведь стоимость поездки складывается из налогов, аренды офисов, стоянок, зарплат персонала, содержания машины, выплаты процентов по кредитам, лизинговые платежи и амортизации самого автомобиля. И если до появления Яндекса все были более или менее в равных условиях, а посредники не пытались установить стоимость поездки, то Яндекс очень сильно подорвал всю систему.Яндекс, не неся никаких затрат, кроме бесплатной рекламы на своем сайте, снизил цену за поездку до минимального уровня и поставил все существующие автопарки в те самые неравные условия.
- Теперь же Яндекс вводит оплату по безналичнуму расчету. Идея тоже хорошая, но, как всегда, есть неясность по некоторым пунктам. Когда после выполнения заказа таксопарк/водитель получит свое честно заработанное? Как быстро Яндекс переведет на счет компании эти суммы?Ведь если с наличными заказами все было просто - водитель получил, отчитался о выполнении заказа, а Яндекс в конце месяца выставил счет фирме на свои 10% и все - то теперь даже эти минимальные суммы Яндекс будет аккумулировать у себя и вполне вероятно будет их перечислять фирме в конце месяца.
- Кроме того, перед вводом системы безналичных расчетов Яндекс устроил так называемую "пессимизацию", которая заключалась в обзвоне водителей автопарков с вопросами о том, хорошо ли они знают эту систему и как надо проводить безналичные расчеты с клиентами. Естественно, водители у нас не филологи с техническим образованием и не все могут четко, ясно и понятно ответить экзаменаторам. А это влечет за собой негативную оценку от Яндекса — таксопарк лишается до 60% заказов!
Я не говорю, что Яндекс поступает плохо, но все же переход к новой системе оплаты необходимо проводить более плавно и без таких драконовских мер.
Так и остался невыясненным вопрос, почему сотрудники Яндекса, опрашивая водителей стороннего таксопарка, интересовались у них желанием пересесть на бизнес-класс. К сожалению, нет аудиозаписей этих бесед, но я лично склонен доверять нескольким водителям повторившим свой рассказ о вопросах Яндекса. И почему Яндекс задает такие вопросы не своим водителям - как минимум странно.
Ну и в завершение рассказа - Яндекс недавно выкупил компанию «Росинфотех», которая является создателем программы для диспетчерских и на которой работает большинство средних и мелких таксопарков, и теперь ежемесячно собирает с таксопарков дань:
- Аренду за программу - около 9 000 рублей
- Плату за лицензию - 350 рублей за одну машину (без оплаты этой "лицензии" заказы не будут поступать)
- 10% (с НДС) за заказ.
И если посмотреть, то получается, что за поездку стоимостью 300 рублей, Яндекс забирает себе не 24 рубля, а, с учетом всех дополнительных сборов, почти 50 — 60 рублей. При этом, повторюсь, не несет никаких дополнительных расходов, являющихся стандартными для нормального таксопарка.
Личное мнение: Яндекс.Такси, пользуясь определенной монополией в рекламе и обширной аудиторией, зашел не на свой рынок и попросту "убил" множество организаций, лишил работы десятки тысяч людей.
С одной стороны, он вроде бы работает для клиентов, но не имея всех тех затрат, что несут нормальные таксопарки, он, естественно, выбивается в лидеры. Является ли такая игра честной и не вредит ли развитию экономики, малому бизнесу, и не наносит ли она вред в долгосрочной перспективе для государства в целом?
Акт второй. Как работает GetTaxi.
Компания появилась и смогла как-то закрепиться на рынке только через огромные вливания в рекламу. Помню, первое время они подключали к себе помойки, клеили на них свою рекламу и работали.
Но время шло, компания становилась известной, правила приема ужесточались, инструкции становились все сложнее. Однако, у GetTaxi, как и у Яндекса, есть одно общее — GetTaxi тоже не работает с водителями, только с юридическими лицами.
Схема похожа: заказ дает GetTaxi, но все расходы по содержанию, налогам и иные затраты несет таксопарк. Имея существенные финансовые возможности, GetTaxi устроил гонку тарифов с Яндексом — у кого можно проехать дешевле. Что в свою очередь опять же негативно стало сказываться на всех других участниках рынка, по причинам описанным в первом акте.
Отличия GetTaxi от Яндекс.Такси:
- GetTaxi берет с компании 18% за заказ. А компании не могут брать в сумме с водителя больше 20%, так как рынок конкурентный и брать 25-30% — значит лишиться водителей, которые уйдут из компании и пересядут на машины конкурентов. В результате у компании остается 2% от заказа.
- Раньше к GetTaxi можно было подключиться только через их "планшет", который представлял из себя результат эксперимента китайского первоклассника по интуитивной сборке и пайке микросхем. Дешевые планшеты, тормозящие даже от попыток их переставить с места на место. При этом, GetTaxi ежемесячно брал с компании аренду за эти планшеты в размере 750 рублей. Подразумевалось, что эти траты таксопарки должны перекидывать на водителей. Большинство так и делало.Но был и нюанс. GetTaxi, передавая компании планшеты, оговаривал, что в случае потери и повреждения планшета, компания обязана будет возместить GetTaxi стоимость этого планшета в размере 7 500 рублей. За планшет, который стоит максимум 1 500 рублей, и который не пригоден ни для чего кроме как для работы с «гетовской» программой - это было чрезмерно, так как планшеты благополучно ломались, терялись и просто воровались водителями.
- У GetTaxi безналичная форма оплаты развита достаточно хорошо, и система уже отработана. И даже система оплаты компании безналичных заказов достаточно хороша - еженедельные перечисления в размере 80% от общей суммы, а остаток 20% в следующем месяце после проведения сверки.Но и тут есть нюанс - программа GetTaxi для сверки абсолютно безумна; чтобы вычислить реальные суммы надо потратить огромную кучу времени. На попытки решить вопросы по учету и сверке GetTaxi всегда отсылает к своей программе, при этом их акты выполненных работ зачастую просто невозможно перепроверить, а в случае возникновения разногласий правда всегда остается на стороне GetTaxi.
- Сейчас GetTaxi, наконец, запустил в Google Play Store программу, скачать которую можно почти на любой Android–смартфон, и компании стали активно сдавать никому более не нужные планшеты.
Немного дополнений по поводу GetTaxi. Вроде бы, с 18% все так или иначе смирились и приняли эти правила, но GetTaxi проявил больше фантазии и ввел новую систему, а именно:
— например водитель выполняет заказ на сумму 1 000 рублей.
— заказ исполнен, клиенту приходит SMS, что с него 1 000 рублей, и водитель тоже видит у себя, что заказ на 1 000 рублей
— клиент расплачивается и уходит.
— водитель завершает заказ и видит, что сумма 1.000 рублей, с которой он должен был заработать 800 рублей (минус 18% GetTaxi и 2% таксопарку), внезапно превращается в 900 и водитель зарабатывает 720 (минус 18% GetTaxi и 2% таксопарку).
GetTaxi молча списывает себе 100 рублей непонятно за что и еще 18% с оставшихся 900 рублей. То есть, GetTaxi забирает себе 100 рублей и 162 рубля (18% от 900 рублей), то есть GetTaxi получает 262 рубля с заказа на 1 000 рублей, а это 26%. Объяснений логичных этому нет, GetTaxi толком не объясняет это.
Все это показывает агрегаторов, как временщиков, озабоченных получением прибыли здесь и сейчас и нисколько не думающих о бизнесе в целом. GetTaxi, как и Яндекс, не имеет и не содержит своих таксопарков, не несет все расходы, а просто делает низкие тарифы и забирает с них лошадиные проценты.
Даже с учетом вышеперечисленного, к GetTaxi гораздо меньше вопросов чем к Яндексу, ведь GetTaxi хотя бы тратит реальные деньги на продвижение своего сервиса.
P.S.
Существенным моментом с обоими агрегаторами является вопрос с НДС, который перекладывается на таксопарки, а легальное ведение бизнеса ставит под сомнение их работу, так как НДС сжирает всю ту маленькую прибыль, которая появляется.
P.P.S.
Конечно, можно услышать кучу аргументов, что, мол, они молодцы, так и надо работать. Мол, остальные таксопарки озверели со своими тарифами и пусть учатся работать по-новому. Но, господа, вы вообще представляете себе, что такое таксопарк, вы когда-нибудь пытались хотя бы представить, что такое компания из 30-50-100 машин?
Сколько сотрудников обслуживает все это, сколько ремонтных работ, сколько затрат на рекламу и так далее? Поверьте, 500 рублей за поездку на машине нормального таксопарка — оправданная сумма, а вот 350 рублей GetTaxi и Яндекса — их простые хотелки, сложенные не из реальных затрат, а из их фантазии о том, как должно быть, но не имеющие отношения к реальности.
Почему-то GetTaxi и Яндекс не стали печь хлеб и продавать его по 5 рублей, так как чтобы получить один батон надо потратить 7-8 рублей. Невозможно за 5 рублей продавать то, что потребовало вложения 7-8 рублей.
GetTaxi и Яндекс не стали производить станки для тяжелого машиностроения и продавать их по 1 000 рублей, ведь создание, разработка и запуск в производство одного станка требует колоссальных усилий и трат.
GetTaxi и Яндекс пошли в отрегулированную сферу, ту в которой не надо было ничего создавать (кроме программы), а всего лишь сыграть на банальной жадности людей, которых сложно осуждать, так как все хотят экономить. Однако, это путь в никуда, так как есть стоимость автомобиля, амортизация, ремонт, зарплаты и все остальное. Я не осуждаю GetTaxi и Яндекс.Такси, но давайте, все же, соблюдать правила игры.
«GetTaxi и Яндекс пошли в отрегулированную сферу, ту в которой не надо было ничего создавать (кроме программы), а всего лишь сыграть на банальной жадности людей, которых сложно осуждать, так как все хотят экономить. Однако, это путь в никуда, так как есть стоимость автомобиля, амортизация, ремонт, зарплаты и все остальное. Я не осуждаю GetTaxi и Яндекс.Такси, но давайте, все же, соблюдать правила игры».
Попадос тут в том, что соблюдать правила должны таксопарки, а Gettaxi и Яндекс имеют право их устанавливать. Да, жизнь несправедлива — крупнейший игрок на рынке размещения в отелях не имеет отелей, а крупнейшие игроки на рынке такси не имеют такси. Не везёт тем, кто оказался на рынке в позиции тех, кому правила диктуют, но такова се ля ви. Наверняка лет 10 назад интернет для таксистов был «смешной игрушкой», однако хорошо смеётся тот, кто смеётся последним, оказывается.
(И это ещё Убер пока не особо раскочегарился в России)