Некоммерческая организация РОЦИТ направила в Роспотребнадзор обращение с просьбой защитить интересы покупателей авиабилетов через интернет. С полным текстом пресс-релиза по этому поводу можно ознакомиться на сайте организации.
Проблема, на которую обращает внимание РОЦИТ, заключается в том, что люди покупают билеты черт знает где и сталкиваются с мошенничеством:
Зачастую сервисы, которые заманивают пользователей низкими ценами, скрывают свои регистрационные данные, фактические адреса офисов или юридические адреса. Следовательно, просто некому предъявить иск, выдать предписание, не от кого получить компенсацию – нельзя наказать организацию, которая не существует или не подчиняется российским законам.
Директор РОЦИТ Сергей Гребенников также указывает на проблемы работы российских покупателей с иностранными компаниями:
Мы провели мониторинг основных российских сайтов, на которых можно купить авиабилеты. Выяснилось, что проблема отсутствия регистрации таких фирм на территории РФ, информации об их физическом месторасположении, обратных форм связи на сайтах – массовая. Отсутствие российской юрисдикции ведет к тому, что пользователь не может или даже не вправе обратиться в суд, чтобы возместить свой ущерб.
Для выработки решения РОЦИТ желает привлечь к проблеме депутатов и представителей отрасли:
В связи с этим РОЦИТ и было направлено официальное письмо в Роспотребнадзор. В организации надеются, что данное обращение повлечет за собой внеочередное заседание комиссии ГД по информационной политике с участием представителей Роспотребнадзора, IT-отрасли и сервисов, предлагающих услуги онлайн-бронирования для предметного обсуждения проблемы и выработки механизма борьбы с подобными действиями.
В конечном итоге (хотя РОЦИТ об этом прямо не говорит) решением может стать реестр "правильных" продавцов билетов и блокировка Роскомнадзором неправильных:
Возможно, потребуется внесение правок в законы, которые обяжут сервисы регистрироваться или регистрировать представительства в России, публиковать свои выходные данные на сайтах, немедленно реагировать на запросы пользователей. Правками должна быть предусмотрена и возможность регулярного мониторинга таких сервисов, а также их ответственность в случае неоднократных нарушений и жалоб пользователей (например, первоочередной мерой может стать закрытие сайта и внесение его адреса в «черный список» Роскомнадзора).
Нет сомнений, что проблемы в области продаж авиабилетов, о которых говорит РОЦИТ, существуют. Но перчинку в релиз организации вносят два момента (помимо уже вышеупомянутых депутатов):
- Для своего релиза РОЦИТ взял комментарий у представителя Aviasales. Aviasales - это, безусловно, известная и уважаемая компания. Но, в контексте разговора о регистрации в РФ, комментарии от компании, чье представительство в РФ не связано напрямую с материнской компанией и занимается "ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ[м] ПРОЧИХ ПЕРСОНАЛЬНЫХ УСЛУГ" выглядит немного странно.
- В конце релиза РОЦИТ советует пользоваться услугами AWAD:
Мы рекомендуем бронировать авиабилеты на проверенных сайтах - с историей и хорошими отзывами на форумах (например, среди таковых Anywayanyday).
И тут, конечно, нельзя не вспомнить давнюю любовь Anywayanyday к работающей без российского юрлица компании OneTwoTrip (с общанием нажаловаться в ФАС) и вообще всю драму "Ответ Anywayanyday на реакцию OneTwoTrip на пресс-релиз Anywayanyday". В свете этих нюансов приходится себя заставлять, чтобы поверить в нейтралитет и самостоятельность РОЦИТ.
Добавить 36 комментариев
У кого что болит, тот о том и говорит! В сфере продажи авиабилетов анархия достигла невиданных высот и сильно мешает дальнейшему развитию рынка. Но проблема существует во всех сегментах рынка электронной торговли, а про необходимость ее урегулировать уже минимум 10 лет говорится разными игроками. По хорошему Роспотребнадзор должен иметь возможность блокировать ЛЮБЫЕ торговые площадки, которые торгуют или рекламируются в России и при этом не соблюдают российский ЗЗПП.
Они хотят сказать что кто-то купив билет на OneTwoTrip столкнулся с мошенничеством? :)
>Отсутствие российской юрисдикции ведет к тому, что пользователь не может или даже не вправе обратиться в суд, чтобы возместить свой ущерб.
Ну и что? Это как если зарубежом покупать. В чём проблема-то?
>блокировать ЛЮБЫЕ торговые площадки, которые торгуют или рекламируются в России и при этом не соблюдают российский ЗЗПП
То есть заблокировать все иностранные сервисы и магазины?
Все проще.
Есть задача, создать перекос в сторону «бренда», который хочет за счет этого бренда держать цены выше и зарабатывать больше
Поскольку товар у всех один и тот же, а репутацию зарабатывать крайне тяжело (да и вообще, репутация агентства, за исключением радикальных случаев вроде «Эвитерры» постигается только в случаях с обменом-сдачей билетов, что приходится на крайне небольшую часть юзеров)
В результате решили «подтопить» никому неизвестных. При том, что это в целом бьет по ecommerce, думаю и никому кроме скучающих кассиров в авиакассах не надо.
> Есть задача, создать перекос в сторону «бренда», который хочет за счет этого бренда держать цены выше и зарабатывать больше …
Такая задача есть у всех брендов — создать перекос в свою пользу. Это нормально в общем.
Однако наивно полагать, что можно полноценно конкурировать при очевидно неравных условиях функционирования. Если государство и дальше будет потакать таким условиям игры, то вскоре окажется, что трансграничные сервисы по приему коммунальных платежей начали вытеснять национальные. И так во всех сферах.
> То есть заблокировать все иностранные сервисы и магазины?
Не нужно и утрировать. Я не ратовал за поголовное ограничение доступа ко всем иностранным сервисам и магазинам. Речь идет о тех, кто целенаправленно рекламируется в России и работает с российскими клиентами (предлагает русскоязычный сервис, имеет локальные телефоны, домены в зоне ru, доставку по РФ и т.п.). Они должны соблюдать те же законы и соответствовать тем же базовым требованиям, которые предъявляются к местным игрокам (возможно, что и более жестоким требованиям). И только государство может захотеть или наплевать на это. А инструментом борьбы тут как раз является блокировка и т.п. В противном же случае мы постепенно придем к тому, что вся дистанционная торговля и услуги будут продаваться исключительно из низконалоговых (скорее офшорных) юрисдикций без соблюдения ЗЗПП, получения лицензий и т.д.
>> В противном же случае мы постепенно придем к тому, что вся дистанционная торговля и услуги будут продаваться исключительно из низконалоговых (скорее офшорных) юрисдикций без соблюдения ЗЗПП, получения лицензий и т. д.
Ну, а Эвитерра и прочие сервисы для туристов они-то работали по всем правилам ? Там-то клиентов послали со всеми соблюдениями ЗЗПП и т.д. и т.п или какие-то не соблюли ?
> Ну, а Эвитерра и прочие сервисы для туристов они-то работали по всем правилам?
Нет, наверное. В том числе и поэтому этих сервисов теперь нет (хотя там были и просто финансовые просчеты, а не нарушение каких-то норм).
Но дело не в самих правилах, и я не пытаюсь сказать, что российские законы какие-то особо хорошие. Вопрос в одинаковости условий работы для разных игроков на рынке. Незаконная работа в этом смысле одинакова для всех. Но вот иностранный продавец может не соблюдать российский ЗЗПП, платить меньшие налоги, тратить меньше на мерчант и т.п. и это законно, т.е. он остается в легальном поле.
В этом плане уместно вспомнить жалобы на то, что Гугл мол мало платит налогов в России по сравнению с Яндексом. Совершенно логично Гугл отвечает на вопросы журналистов в том стиле, что «платим абсолютно все, что положено по закону». А Яндекс пишет письма в ФАС.
Но ведь это не проблема Гугла, что в России такие законы, что своих обдирают, а иностранцам разрешают работать трансгранично без уплаты налогов и пошлин в российский бюджет. Более того, Гугл весь в белом, а например, Мейл.ру вынуждены судиться с налоговой по поводу доначисления НДС на покупку артефактов в играх …
>> Незаконная работа в этом смысле одинакова для всех. Но вот иностранный продавец может не соблюдать российский ЗЗПП, платить меньшие налоги, тратить меньше на мерчант и т. п. и это законно, т.е. он остается в легальном поле.
А вы считаете есть такой бизнес где всё для всех одинаково и без перекосов, да ?
Я думаю, что смысл инициативы не конкуренция, а выкуп бизнеса когда он станет в рос.юрисдикции. Ибо сейчас никто его продавать не хочет.
А комментарии Авиасэйлс почему взяли? Потому что они в рынке, но не продают билеты сами и их это не касается.
Хотя билет на Swees я могу купить на сайте Swees и это будет законно. Хотя там тоже не сама аваиакомпания продает, а спец.юр.лицо брокер. Которое действует по своим законам.
Отличий нет. Поэтому особых перспектив нет у этой инициативы.
В крайнем случае создадут здесь юр.лицо агента по продажам, а деньги все равно пойдут туда.
> Если государство и дальше будет потакать таким условиям игры, то вскоре
> окажется, что трансграничные сервисы по приему коммунальных платежей
> начали вытеснять национальные.
А если государство возьмется с этим бороться, то вскоре у нас будет единственный продавец Росавиабилеты, с конскими наценками, разумеется.
Как потребитель, я голосую за анархию — там хоть выбор есть.
> А если государство возьмется с этим бороться, то вскоре у нас будет единственный продавец Росавиабилеты, с конскими наценками, разумеется.
Ну, если государство действительно захочет создать Росавиабилеты, то оно его создаст без проблем. Будут и конские наценки и все, что угодно. Я думаю, что и проголосовать у вас не выйдет — не спросят.
Ситуация, однако, такова, что государство не говорит нам (бизнесу и потребителям), чего оно, вообще говоря, хочет. Или же мы слышим «хотелки», которые явно противоречат действиям самого государства.
Но вот простые и понятные цифры и прогнозы.
В 2014 году в объеме ВСЕЙ электронной торговли в РФ 15% заняли трансграничные продажи. В 2013 году это было ~10%. С учетом того, что доля электронной торговли постоянно растет, то лет через 5 она по оборотам уже превысит офлайновую торговлю (как это уже происходит, например, в Великобритании). Т.е. можно прогнозировать, что где-то к 2020 году более 25% ВСЕГО розничного оборота будет трансграничным — и это умеренный прогноз.
Если государство и дальше не будет реагировать на подобные обращения, то и вполне российские игроки в какой-то момент начнут переходить на трансграничную работу даже на своем местном рынке — это банально выгоднее, т.е. в определенных сегментах выбора у потребителя уже просто не останется.
Да вообще нет никакой проблемы с покупкой билетов. Есть проблема с ценой билетов на внутрироссийские рейсы. Вот хорошо бы, чтобы кто-то этим занимался. А то, что разорится Anywayanyday или десяток других российских продавцов билетов, ну так и хрен с ними.
> Ну, если государство действительно захочет создать Росавиабилеты, то оно
> его создаст без проблем. Будут и конские наценки и все, что угодно. Я думаю,
> что и проголосовать у вас не выйдет — не спросят.
Ни минуты не сомневаюсь. Меня удивляет только, что находятся представители общественности/индустрии громко призывающие «ну сделайте нам Росавиабилеты, сделайте, пожалуйста!» Не могу объяснить это ничем помимо того, что данные представители надеются урвать лично себе приличный кусок в процессе, а на все остальное им плевать.
Если же государство заботит описываемая вами проблема, то государство может сделать очень простую штуку — создать официальное клеймо «Работаем в российской юрисдикции, соблюдаем ЗЗПП» и раздавать его проверенным кадрам для размещения на видном месте сайта на манер «Verified by VISA». С одной стороны потребитель будет четко знать, по какую сторону границы он сейчас находится, с другой, если потребителю это важно, оно будет приносить дивиденды бизнесу.
Впрочем, даже здесь участие государства не требуется, для этого вполне достаточно общественной организации, того же РОЦИТа.
> Если же государство заботит описываемая вами проблема …
А заботит ли?
Искренне надеюсь, что нет.
Рейгану приписывают фразу о том, что девять самых ужасающих слов в английском языке это «I’m from the government and I’m here to help». К российскому правительству это относится в тройном размере, хотя я и сомневаюсь, что оно так выражается.
Вы, мне кажется, полагаете, что я тут рассуждал про проблемы бизнеса? Но для бизнеса в общем случае это никак не проблема (и никакая помощь государства тут бизнесу не нужна — нужны ясные для всех условия и правила).
Трансграничные продажи — проблема именно государства и помогать оно должно себе. Бизнес может работать и трансгранично, если государство это устраивает. Более того, российская же практика показывает, что при прочих равных и длительном невмешательстве государства, бизнесу однозначно удобнее работать вообще из офшоров (по крайней мере до тех пор, пока это законно и не связано с дополнительным налогообложением). Собственно и ЗЗПП государство придумывало не по просьбам бизнеса.
да пёс с ними. отрубят глову — всего и делов.
можно подумать, самолеты перестанут летать.
интернета небыло — летали везде, былиб деньги.
очередная фигня, высосанная из пальца.
Сейчас реально покупать в интернете билеты уже невозможно, чтобы не нарваться на жуликов. Покупать можно в основном только напрямую у авиакомпаний. Большинство пользователей это знают, кроме новичков, которые сразу попадают на жуликов. Лично мне плевать на проблемы этого туроператорского бизнеса по продажам билетов, лучше бы он загнулся совсем. И плевать будет он трансграничным или еще каким, если он будет нормально работать. Отсутствие «живых» адресов на данных сервисах это реальная проблема. Они могут вместо билетов продавать любой турпродукт, даже не чартеры, и при этом им нельзя выставить ни претензию, ни узнать информацию по тарифам, которая необходима по закону.
Лично мне кажется, что решить проблему гораздо проще, чем описывается в письме РОЦИТ. Большинство шараг пользуются эквайрингом российских банков либо другими российскими платежными системами. Если по юр.адресу «никого нет», то нарушается существенное условие договора банковского счета и закон 115. Роспотребнадзор вправе требовать прекращения обслуживания этих шараг российскими платежными системами. С другой стороны находятся всякие туроператоры, благодаря которым и возможна продажа этих «билетов» (а по факту турпродуктов). Хорошая налоговая проверка отбила бы охоту у них связываться с подобными шарагами, продающими «билеты» в темную. Это конечно скорее из области фантастики.
Я, по-моему, из 50 последних билетов только один купил через сайт авиакомпании — перепутал даты, узнал об этом в аэропорту, покупал на ближайший, у агентов уже не мог оформить.
С жульем не столкнулся ни разу. С некомпетентностью — да, бывало.
Вообще, мне там очень понравилось то, что при продаже с сайта AFL со стоимости билета Sabre берет 7 процентов. Хороший бизнес у GDS, очень хороший.
Ну а у меня жена сразу напоролась на то, что под видом нормальных билетов продавали якобы чартер, причем выяснилось это только после того, как пришла «маршрутная квитанция» которая была филькиной грамотой без номера электронного билета и ссылок на тариф и в авиакомпании сказали, что билеты на этот рейс не продают. Ладно если бы эта фигня была дешевой, реально по цене выше нормальных билетов. Ни по юридическому адресу, ни по фактическому в шараге никто не отвечает. Поисследовав вопрос, лично у меня сложилось мнение, что практика нарушений есть везде на подобных сервисах, как описано: дополнительные опции на возврат билетов и СМС (даже на «невозвратные» билеты), конвертации и т.д. К сожалению, я не являлся продвинутым покупателем билетов и не собирался им становиться, до этого билеты в основном тоже сам не покупал, обычно брали фирмы, где я работал. Лично у меня сложилось четкое убеждение, что пользоваться этими шарагами нельзя, по крайней мере пока там продают свое гумно всякие туроператоры. И вообще ситуация не решится до очередного банкротства этих туроператоров и принятия экстренных мер как в прошлом году с лабиринтом.
Мне один раз банкомат выдал фальшивую купюру в 1000 рублей (билет банка приколов).
Думаю, что если бы это был единственный случай использования банкомата в моей жизни, я бы тоже мог ходить и рассказывать, что банкоматы по России расставляют только мошенники.
Если вы понимаете о чем я.
Я посмотрел несколько сервисов. Я, конечно, нарвался на худшую шарагу из всех, но остальные случаи только подтверждают правило. На одной меня продавец убеждал, что они чартеров не продают, хотя я уже знал что это был именно чартер. При этом там еще были дополнительные опции за «возврат» и «страховка». На другом сайте тоже выбор дополнительных опций, когда я спросил, какой в них смысл, сказали, что типа выбирать надо первую. Но если бы я выбрал вторую или третью с наценкой за «возврат» билета, думаю, никто бы не возражал. И деньги вряд ли удалось вернуть, хотя не уверен.
Вообще проблема в том, что даже если решат проблему с шарагами, то обращаться в суд тоже бесполезно. У нас очень доверчивые судьи, когда они видят надпись на заборе, они наверное думают, что за забором именно это, а не дрова. Когда они видят надпись «билет» и «невозвратный», то они так и думают, не разбираясь в том, что на самом деле эта порнография туроператорский турпродукт, а не полноценный билет.
В аэропорту в кассе перевозчика еще и комиссию берут и страховку.
И что? Не устраивает комиссия в аэропорту, берите не в аэропорту, а на сайте перевозчика билеты. Насколько я понимаю, сейчас большинство так и делает. В шарагах, как я понимаю, покупают только новички или совсем горящие билеты перед самым отлетом когда они становятся в разы дешевле и можно рискнуть. В шараге комиссия кстати в разы больше, просто вы ее не видите. Если, конечно, купите билет а не какую-нибудь туроператорскую хрень. Или просто не попадете на мошенников, которые рано или поздно появляются на рынке без правил. ИМХО сейчас этот рынок по большей части мошеннический, а скоро будет весь.
Интересно, о что имеется ввиду под «шарагой»?
Я, к примеру, привык покупать билеты на Ozon.travel — мне нравится интерфейс, цены, вроде, не задраны и их документы не вызывают вопросов у бухгалтерии.
Ozon.travel — это шарага?
Я тоже однажды покупал в прошлом году на Ozon.travel. Проблем не возникло, вся информация о тарифах приведена. Наверное, Ozon не шарага. Т.е. присутствует полная информация о тарифах и нет непонятных накруток и опций, торуоператорский продукт вроде не присутствует. Если вы купили билет в соответствии с официальным тарифом перевозчика на сайте (Ozon), то это будет именно билет (т.е. документ, удостоверяющий договор пассажира с перевозчиком). Дальше у вас уже не будет скорее всего проблем с самим сайтом, т.к. вся информация о тарифах была приведена однозначно, претензии могут быть только к перевозчику в соответствии с тарифом.
как только закончите вазюкаться с экономией — все проблемы как бабушка отшепчет.
Дешевле — конечно приятнее. Но дороже.
Посмотрите, к примеру, сколько стоит Лондон-НьюЙорк эконом и первый класс тем же рейсом.
Разница в 10 раз. Минимум.
А дальше нужно прикинуть: так ли реально необходимо физическое присутствие, если нет даже денег на его обоснование?
Да бросьте. На рынке без правил сколько бы билет не стоил, хоть первый класс хоть эконом, вам подсунут фуфло. Не возиться с экономией — это сразу купить другой билет — нормальный. Что я и сделал. Единственно очень обидно кормить мошенников, которые в общем-то существуют на голом месте. По моему мнению прекратить всё это можно в два дня, блокируя доступ к сайтам шараг или доступ средств для них при нарушениях ЗЗПП. Устроив налоговые проверки всем этим туроператорам, которые и развели этот балаган. Только никому это не надо, вот в чем проблема.
летаю нередко, покупаю у известного сервиса, привязанного к банк-клиенту одного банка известного где есть счет.
И это схема оптимальная. По уму все должны подрубаться к каким-то банкам и всё. А этот якобы поиск чегото более дешевого — это и создает проблемы.
А засады реальные другого плана: брал, к примеру, летом 2014 заранее билеты на ноябрь ( и на более ранние даты брал), но проблема с неожиданным возвратом летнего ( или зимнего — я уже запутался) времени возникла глубокой осенью 2014.
Причем, летал в октябре туда же — никаких проблем.
Ну и в ноябре, распечатал билет ( я всегда распечатываю, я тупой) и приезжаю в Домодедово глубоко заранее. Похожу к стойке — регистрация закончена, пшел вон! Как так? Слово за слово — вынул билет распечатанный, там черным по белому: вылет в 10:30. А на часах 9:30. Всё законно, опоздал.( никто не ожидал неожиданного перевода времени.
Не стали спорить, включили снова систему, зарегили, побежал, успел.
Там тяжело дышали еще несколько таких же «правильных» пассажиров.
Но при регистрации сказали: не былоб бумажной распечатки — не пустили бы на рейс. Так что тупость выручает иногда.
И ни одна авиокомпания или билетный продавец не оповестила клиентов, что в билетах приобретенных заранее произошло внезапное изменение времени вылета!
Сколько было плевков и опозданий на рейсы по всей стране — лучше и не говорить.
Вот так вот.
Почему никто не называет имена компаний? «Вот есть ужас на рынке…. А чей — не скажу»
Блин, да конечно есть, всегда был
Юрий, вы, безусловно, полагаете, что я тут заказные вещи пишу. Нет. Не заказные. И зарегился по другому поводу.
А это Альфа и Билетикс. Привязка к банк клиенту оч. удобна и вызывает безусловное доверие. Пользую уже неск. лет, хотя раз пять и заказывал напрямую с сайтов авиакомпаний.
Нет, не заказные. Просто непонятно что обсуждать без имён, паролей, явок
Но вы вынудили меня бесплатно их похвалить. Я не против, но они-то бесплатно мне билеты не дают?)))
Впрочем, сервис реально удобен ( не надо заморачиваться с авторизацией карты и т.д. и т.п.), да и насчет стрёма неизвестного продавца, тоже, проблема снимается.
Как правило, смотрю ценники во многих местах, потом через банк-клиент на те же даты. И если разницы почти нет — то предпочитаю брать таким путём.
Кстати, покупка этих билетов — такая игра в кошки-мышки с маркетингом авиакомпаний, что юмор. И как не пытаются сайты билетные как-то этот сервис визуально обеспечить — времени на поиск оптимального варианта уходит вагон.
А между тем, масса народу, даже и на международные рейсы, готова брать не +\- 3 дня от даты, а наоборот, планировать поездки от недорогих предложений и даже необязательно в пункт назначения непосредственно.
Такой сервис на скайсканнере есть вроде — ранжир цен по странам на дату названную. но морока всё равно.
Inter, шарага где я купил «билеты» тоже привязана к сервису банка. Еще более того, она имеет наглость называть этот банк партнером. Более того, у нее юридический адрес, по которому она не сидит (что не редкость). Так что когда надо вытащить шарагу в суд, ее там нет. Так что привязка к сервису банка ничего не гарантирует.
сложно жить на свете пионэру Пете…
Ну нету этой проблемы с билетами. И инициатива бредовая. Как покупатель узнает, что сервис фейковый? Он что, должен реестр читать? Заблокируют — мошенники новый откроют на один день.
Которые дураки покупают неизвестно у кого неизвестно почём — им и лететь не надо никуда, значит.