Яндекс закрыл офис в Турции, но не уходит из страны

Развитие событий: Яндекс до конца года поборется за мобильный поиск в Прибалтике, Восточной Европе, Греции и Португалии (30 сентября 2020)

У Яндекса больше не будет офиса в Турции, несмотря на достаточно успешную работу компании в области электронной коммерции и навигации, сообщает местная пресса и связывает это решение с падением доходов вследствие пандемии. Работа с турецкой аудиторией теперь будет координироваться из российского офиса. Рекламодателям и другим партнёрам надо будет обращаться туда же.

Яндекс в Турции возглавляет Мехмет Али Ялчиндаг, которого обвиняли в чрезмерно тесной связи с президентом Эрдоганом (а также Трампом) ещё когда он был зятем главы крупного местного медиахолдинга. "Под руководством бизнесмена Яндекс быстро рос в Турции, привлекая инвестиции от многих бизнесменов, связанных с Эрдоганом", пишет Ahval.

В издании считают, что закрытие офиса Яндекса может быть связано с вступлением в силу нового закона о социальных сетях. С 1 октября все подобные сервисы должны будут завести в стране официальное представительство и выполнять запросы государственных органов по удалению нелегального контента. Нарушение требований может обернуться штрафом до $1.5 млн и блокировкой рекламы.

Осенью 2019 года Яндекс локализовал "Алису" для турецкого рынка, "Навигатором" пользовались около 4 млн водителей. Доля поиска в августе составляла около 13%, в июне достигала 17,5%.

Добавить 15 комментариев

  • Ответить

    Свершилось! Яндекс признал, что в Турции дело не пошло, несмотря на лояльность от русскоговорящей диаспоры + туристов и вполне активного маркетинга. Ещё пару лет назад говорили, что вот скоро, ещё чуток… Перенос в родной офис означает отложенную красивую смерть проекта. Для Украины тоже работают сервисы без офиса — зачем тратиться на то, что не растёт + политические риски.

    По сути для Турции кроме карт и Алисы все остальные сервисы тупо перевели на местный язык и создали какую-то медиактивность (дзен). У Google есть всё тоже самое. Эта история показала, что у Яндекса нет конкурентных преимуществ на чужих рынках. Доля привлечения аудитории стоит слишком дорого. Давно пора было уходить в Азию или Африку, но выбрали близкие локации, потому что в свое время сделали ставку на тюркские языки, которые не выстрелили.

  • Ответить

    Кто в здравом уме позволит у себя развиваться медиагиганту контролируемого, исторически враждебным, государством?

    Имхо, Волож не учел политический аспект, яндексу нужно идти на те рынки, страны которых подконтрольны РФ — Абхазия, Юж. Осетия, Л/ДНР, Беллорусия, Армения и Казахстан.
    Все, больше вариантов у контролируемой государством компании нет. Для работы на глобальном рынке, нужно чтобы компания контролировалась американцами, если ты не свистелка-перделка типа антивируса или часть чужой (американской) экосистемы.

  • Ответить

    Мораль:
    нужно больше денег и времени, преграды неизбежны.
    Политические проблемы неизбежны. Gggle так просто не пустит.
    Нужно быть готовым заходить «много раз подряд» даже теряя поражение, если реально есть желание начать свое распространение в Европе.
    Иначе, не реально.

    Но любая попытка в любом случае позволяет сделать выводы и прощупать почву для будущих потенциальных попыток.

  • Ответить

    Вы все еще верите в свободный глобальный рынок?
    У меня для вас плохие новости, тикток не даст соврать.

    Как вы себе это представляете, чтобы европейские страны позволили расти на своем рынке медиа компании, которую контролирует предпоследний диктатор Европы?

  • Ответить

    У Яндекса на старте в Турции в 2011 году и после старта несколько лет были конкурентные преимущества. Яндекс в поиске имел учет особенностей тюркских языков. Гугл французский и немецкий языки довел до ума ну очень поздно, а тюркские языки делал по остаточному принципу.

    Битва за Турцию была интересна как эксперимент. Если у тебя поиск лучше на 5-10%, ты с нуля сможешь вырасти? Выяснилось, что вырасти крайне сложно. Надо постоянно вкладываться в рекламу, чтобы 5% аудитории недовольной конкурентом знали об альтернативе и мигрировали к тебе. Я помню по Алексе — Яндекс сначала выстрелил в Турции, а потом сдулся до 5% и даже меньше. Но офис в те сложные моменты не закрывал. Момент падения доли Яндекса в Турции совпадет с падением Яндекса в России, видимо тогда Гугл реально улучшил поиск по разным языкам.
    В 2014-2016 году у Яндекса случилась битва с Гуглом за Россию. Стоило Гуглу наконец сделать нормальный русский поиск, и доля Яндекса стала падать. И если у Яндекса в Турции снова доля 13%, то значит Яндекс нашел в себе силы отыграться, как и в России.

    А второстепенны рынки можно обслуживать и без офиса. Пользователю важен не офис, а насколько хорошо поддержка решает его проблемы. Будет поддержка турецкого Директа решать проблемы, значит всё будет хорошо.

  • Ответить

    «У Яндекса на старте в Турции в 2011 году и после старта несколько лет были конкурентные преимущества. Яндекс в поиске имел учет особенностей тюркских языков. «

    Я не очень знаю, что там у Яндекса за «учёт особенностей тюркских языков». Они раньше писали «ключевое преимущество Яндекса — учёт морфологии русского языка», это было очень смешно:
    а) это неграмотное выражение,
    б) машинная морфология у них была худшая на рынке (хуже, чем у Апорта и у Рамблера, лучше только гугловской), и до сих пор не очень хорошая, но подпёртая нейронкой и пользовательскими сессиями.

    Так что, наверно, они и правда сделали какую-то тюркскую машинную морфологию — тоже, наверно, не самую лучшую. Яндекс вообще в лингвистике традиционно не очень силён (может, и неспроста, см. ниже).
    Тюркские языки — сложные для автоматической обработки, они агглютинативные, с сингармонизмом, там у глагола может быть 2000 словоформ.

    Но. Мой опыт во Вьетнаме говорит, что это не очень важно. Пока Гугл в стране абсолютный лидер, ему на лингвистику плевать. Когда он своими тентаклями и вибрисами начинает чувствовать конкурента, он быстро решает проблему с лингвистикой в том числе, потому что денег и людей у него бесконечно много по сравнению с маленьким игроком.

    Мы во Вьетнаме для своего поисковика Wada.vn сделали просто феерически хорошую вьетнамскую лингвистику, круче Гугла на порядок. Там огромная проблема в разбиении на слова (так называемый word breaker), потому что там пробел между слогами не отличается от пробела между словами, а количество слогов в слове — переменное число. И ещё там есть что-то вроде транслита или тросянки, когда носители языка не заморачиваются ставить диакритики, которых там много — они их просто сбрасывают, пишут в блогах и форумах без них для скорости и восстанавливают слова в уме по смыслу. Как у нас с буквой Ё, только усилено раз в сто. Гугл ничего этого не умел, искал часто просто совсем не то. Но имел 95% рынка.

    И первые полтора года мы отлично росли и показывали превосходство. А потом Гугл нас заметил, нанял двести вьетнамцев в Америке и сделал не то, что не хуже, но приемлемо. То есть вложить несколько десятков мегабаксов для сохранения монопольного положения для него вообще не проблема.

    Тк что лингвистика сама по себе не очень решает. А решает на национальном рынке то, что уже обсудили выше: благоволение правительства и крупного бизнеса, наличие сильных партнёров, реклама, деньги, национальная заточка сервисов под привычки и проблемы населения.

  • Ответить

    Я не предлагаю идти куда-то Яндексу, я предлагаю перестать писать против ветра, если вход на иностранные рынки яндексу заказан по политическим причинам, как контролируемой государством компании, то нет смысла ресурсы растрачивать попусту.
    Пусть лучше больше колонок делает, доставку цветов, телефон, телевизор и прочую бытовую технику, всяко больше пользы будет.

  • Ответить

    В 2014—2016 году у Яндекса случилась битва с Гуглом за Россию. Стоило Гуглу наконец сделать нормальный русский поиск, и доля Яндекса стала падать.

    Нет, это было не так. И не тогда. «Нормальный поиск» был не при чём.

    Мы запустили наш проект http://www.analyzethis.ru/ в 2006 году. Именно перед этим в 2005 у Яндекса начались основные проблемы с с качеством и быстрой потерей доли. Почему мы и решили сделать анализатор качества поисковиков.
    Я тогда разговаривал с Воложем осенью 2005 про то, будет ли он приветствовать и поддерживать проект анализаторов, он сказал. что проект полезный, но попросил не запускать проект анализаторов до зимы 2006, потому что иначе он будет это рассматривать, как желание попиариться на неудачах Яндекса. А Яндекс к концу года порешает проблему качества и доли.
    И мы слегка задержали запуск — к этому моменту Яндекс резко повысил качество и долю стал отбирать обратно. Волож вообще тогда говорил, что 2005 год — это их 1941. А потом будет ещё 1942.

    Волож потом много раз благодарил нас за проект анализаторов, как и другие игроки поискового рынка — потому что появился независимый тест, которым можно бить по голове разработчиков, впавших в самадхи.

    Потом был ещё эпизод, когда доля Яндекса стала заметно падать, потому что Гугл не пускал Яндекс на смартфоны. Это было в 2011-2013 годах.
    Там были тайные переговоры и соглашения LG и Samsung с Гуглом, когда он угрожал отнять у них свою GMS, если они пустят Яндекс. А также замечательная история с кодом Хрома, где было прямо написано: «если поисковик = Yandex, удали Yandex».

    Дальше была потная двухлетняя борьба Яндекса с ФАСом и ФАСа с Гуглом, по итогам которой наконец, Гуглу выкрутили руки, и он пустил Яндекс на устройства и в браузер Хром.

  • Ответить

    Спасибо большое Игорь Станиславович за ваши комментарии.
    Если я все верно понял, то вторая битва Яндекса и Гугла действительно была, но вопрос стоял не о качестве поиска, а о том как выжить, когда у конкурента есть Хром и Андроид, и твой поиск (плохой или хороший) не допускают до конечного потребителя.

  • Ответить

    > Это ж ты писал «оспорить свои права»?

    Мухи отдельно, котлеты отдельно.
    Ну да, писал. Безусловно, можно и нужно заходить несколько раз подряд даже теряя поражение. Но всему есть пределы преград (в законодательстве или др…). Есть «потенциально преодолимые» преграды и есть «вечно запретительные» (вроде вечной блокировки сайтов не территории России без возможной разблокировки). Глупо «вечно блокировать»… Даже, если был повод на вечную блокировку, всё-равно должно оставаться право на исправление своих ошибок, чтобы разблокироваться и быть доступным снова. Особенно, если говорить о глобальных компаниях.
    Озвучивать я этот список не буду, я думаю все знают сколько хороших сайтов и сервисов (глобальных компаний) тупое Российское законодательство заблокировало «навечно» не подумав. А обратного выхода теперь нет… Лишь распугали глобальные компании и лишили себя потенциального партнерства и инвестиций так, что теперь даже и возвращаться к нам не захотят с таким отношением, как из каменного века (такой геморрой нафиг не нужен крупным глобальным компаниям).

  • Ответить

    Не теряя поражение, а терпя поражение, чуваг. Ну читай ты свой Т9 перед отправкой.

    Озвучивать я этот список не буду, я думаю все знают сколько хороших сайтов и сервисов (глобальных компаний) тупое Российское законодательство заблокировало «навечно» не подумав.

    Не ври. У тебя нет этого списка.