«E-commerce просто перестал быть cool&sexy» — инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле

Развитие событий: Средний российский интернет-магазин стоит 207 тысяч рублей и работает на 1С-Битрикс (14 сентября 2015)

Спецпроект «E-commerce и кризис»

  1. «E-commerce просто перестал быть cool&sexy» — инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле
  2. Всеволод Страх, «Сотмаркет»: Поднять деньги и вложить их в маркетинг и ТВ-кампании — проще сразу их сжечь
  3. Дэнни Перекальски, Ozon.ru: Для инвесторов самое важное — чтобы компания росла быстрее рынка, а не быстрая прибыль
  4. Марат Абасалиев, PayOnline: Россия – очень продвинутый рынок с точки зрения платёжных систем
  5. Александр Пискунов, Esky: В этом году мы осознанно принесли рост оборота в жертву эффективности
  6. Кленин, CEO Wikimart: У нас нет тех проблем, которые сейчас испытывает большинство ритейлеров
  7. Тонзен, CEO Lamoda: Я в принципе считаю, что e-commerce компания не может быть мыльным пузырем
  8. Олег Пай, интернет-магазин мебели HomeMe: Тогда я понял, что мне надо либо работать, либо объясняться с фондами
  9. Привет! Я Владимир Холязников, CEO и сооснователь KupiVip, и я готов ответить на ваши вопросы
  10. Владимир Холязников, KupiVIP: верит в единое торговое пространство, не видит угрозы в китайской экспансии и готовит новые громкие запуски

E-commerce возглавил список наименее интересных сегментов для инвестирования, согласно исследованию Prostor Capital. И это после нескольких лет, в течение которых онлайн-магазины лидировали в рейтингах самых крупных инвестиций. Вспомнить хотя бы $130 млн, вложенные в Lamoda.

За 2014-2015 году российские офисы закрыли Mangrove Capital Partners, группа Blackstone и фонд DMC Partners; Tiger Global Management вышел из капитала своей российской портфельной компании Wikimart. Объем инвестиций на рынке e-commerce упал с $395,6 млн в 2012 году до $96,4 млн в 2014 году, по данным РВК. В 2015 году не произошло ни одной крупной сделки.

Представляем вашему вниманию специальный проект Roem.ru, посвященный e-commerce. В рамках проекта мы пообщались с руководителями крупнейших интернет-магазинов в России, с теми, кто получил инвестиции и мудро — или не очень — ими распорядился. Мы поговорили с действующими предпринимателями об инвестклимате, о взаимоотношениях инвесторов и фаундеров, о кризисе и потенциале отдельных ниш онлайн-торговли.

Но первый материал в рамках спецпроекта посвящен инвесторам в e-commerce. Что случилось? Отчего они так охладели к рынку? И главное, есть ли у e-commerce надежда на возвращение золотой эры?

Завышенные ожидания

Вера в e-commerce у инвесторов жива до сих пор: "Потенциал у этого сегмента рынка по-прежнему гигантский, - говорит генеральный директор Sferiq Capital Вадим Арсеньев. - Хотим мы этого или нет, он будет расти и дальше".

Но требования к игрокам существенно выросли: "Инвесторы изначально ждали большего от e-commerce, объясняет инвест-менеджер ФРИИ Павел Никонов. - Сектор был сильно заинвестирован, однако некоторые компании не смогли выйти на прибыль и/или устойчивый рост и закрылись или поменяли свое позиционирование или бизнес-модель".

Помимо разочарования в самих компаниях, инвесторов расстроило и общее замедление темпов роста рынка. "Да, перетекание покупателей в интернет происходит, но не такими темпами, как ждали многие", - объясняет сооснователь и директор по стратегии TMT Investments Герман Каплун.

Переоценили и надули

Инвестиционные пузыри - второй важный фактор, который подорвал веру инвесторов в сектор, соглашаются эксперты. Компании, которые на старте казались супер-привлекательными, на деле оказались набором дутых цифр без реальной экономики. Каплун приводит в качестве примера компанию fab.com: "Сначала это был супер-успешный проект, который заливал проблемы деньгами и внешне был суперэффективен. Когда деньги кончились, история тоже закончилась... Просто вначале они получили инвестиции на ожиданиях тренда, чуда и личного обаяния, а позже не получили".

Стало ясно, что рост оборота сам по себе не гарантия успешного выхода инвесторов из проекта: "Это была принципиальная ошибка на самом старте, никто не учитывал, что в России, в отличие от западных стран, нет развитого рынка стратегов, и неприбыльные проекты с раздутой капитализацией просто некому будет покупать", - поясняет инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков.

Не нашлось покупателей и на внутреннем рынке: "Возможно, в первую очередь была переоценка не столько самого сегмента, сколько M&A активности. Пока многие оффлайн-гиганты типа X5 Retail Group не особо активно покупают стартапы", констатирует Никонов из ФРИИ.

"Даже если и не относить все вложения в данный сегмент к высокорискованным, количество е-коммерс компаний, которые никогда не станут прибыльными, все равно может оказаться подавляющим", - подводит итог Арсеньев из Sferiq Capital.

Маржа не радует

Еще одной причиной, почему e-commerce перестал был столь привлекательным для инвесторов, эксперты называют сокращение маржинальности сектора. Особенности российского рынка: высокое проникновение кросс-бордера и существенная доля серых игроков на рынке."Бизнес стал низкомаржинальным из-за низких барьеров входа и, как следствие, высокой конкуренции в центральном регионе", - сетует Вадим Арсеньев.

О конкуренции говорит и Косоруков из Prostor Capital: "Проекты привлекали большие суммы, и после этого начиналась гонка за пользователей, привлечение новых клиентов, трафик. А стоимость привлечения росла по мере насыщения рынка и появления новых игроков".

Также в качестве возможных факторов снижения интереса инвесторов к сегменту эксперты называют недостаток квалифицированных управленцев на рынке и формальный подход фондов к отбору интересных проектов.

А может, все из-за кризиса?

А вот общеэкономический кризис тут не при чем, соглашаются все эксперты. "Кризис, безусловно, влияет на инвестиционный климат в России, но здесь у е-коммерс нет никаких привелегий - он страдает не больше и не меньше остальных", - утверждает Станислав Косоруков.

"Основная проблема е-коммерса в кризис - это недоверие поставщиков, которые боятся банкротств и неохотно дают отсрочки", - добавляет Вадим Арсеньев из Sferiq Capital.

Павел Никонов, инвест-менеджер ФРИИ, еще более категоричен: "Спад интереса к е-коммерсу наметился еще до кризиса. Я не вижу здесь прямой связи. Например, нашей портфельной компании Babadu кризис помог расти еще быстрее".

Сам рынок перестал верить в себя

“E-commerce просто перестал быть cool&sexy, - объясняет Владимир Долгов, генеральный директор Ebay в России. - Рынок достиг насыщения, у нас уже есть все, что-то уникальное предложить сложно; последний прорыв был в тот момент, когда на рынок выходили проекты, связанные с fashion”. Эксперт уверен: рынок, которому уже более 15 лет, может считаться зрелым, и сейчас у инвесторов есть много других вариантов, куда можно вложить деньги и получить большую отдачу. Впрочем, это касается новых проектов, что, по мнению Долгова, совершенно не исключает новые раунды для уже существующих успешных проектов.

Россия не очень удачный рынок для e-commerce, раньше инвесторам это не было очевидно, - уверен Леонид Довладбегян, СЕО “220 Вольт”. - У нас очень избалованный сервисом покупатель, который не готов делать предоплату, не готов ждать доставку несколько дней - он хочет сегодня - плюс у него нулевая лояльность. В России до сих пор люди считают, что интернет - это чтобы сделать дешевую покупку. Культура покупки через интернет так и не сложилась”.

А вот СЕО Babadu Наталья Шкиртиль видит будущее e-commerce в более радужных тонах: “Инвесторов, вкладывающих в e-commerce и до кризиса было крайне мало. Это сложный и капиталоемкий бизнес. После того как западные инвесторы с рынка ушли, то инвестрынок опустел. Но рост e-commerce неизбежен. А если есть растущий рынок, то логично, что инвесторы будут на него смотреть и искать возможности сделать на этом рынке деньги”.

E-commerce просто перестал быть cool&sexy - инвесторы и предприниматели об онлайне-ритейле

Что дальше?

Восстановится ли инвестиционная привлекательность e-commerce? Мнения экспертов расходятся. "Инвесторы не хотят вкладывать в малопрогнозируемый сектор со слабым финансовым результатом. Интерес к сегменту в том виде, который был раньше, больше никогда не появится", - уверен Вадим Арсеньев.

"Интерес к сегменту есть и сейчас, особенно к тому, что стоит на стыке е-коммерс и оффлайн. Если ситуация стабилизируется, то, конечно, спрос на такие проекты вырастет в десятки раз", - оппонирует ему Герман Каплун.

"Я бы тоже хотел знать", - отвечает инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    dubik01

    Оптимистический ажиотаж вокруг e-commerce отчасти напоминает (напоминал) оптимистический ажиотаж вокруг интернет-бизнесов конца 90х, закончившийся «крахом дот-комов».
    Ментальная ошибка и тогда, и сейчас у инвесторов — примерно одного уровня. С коррекцией на динамику развития бизнес-моделей в инете.

    В 90х мысль инвесторов была «проекты в новой виртуальной реальности — это большая прибыль доход».
    Последние 10 лет — «магазины (уже работающая, очевидная биз-модель) без аренды торговых площадей и консультантов — это большая прибыль».

    И опять никто долго не верил, что в инет-магазинах (а ранее — в инет-бизнесе вообще) масса своей торговой специфики, чтобы построить прибыльный бизнес.

    К вопросу о перспективе, ИМХО, наилучшие позиции тут у магазинов, торгующих (1) нефизическим товаром или (2) афиллированных с давно существующими оффлайновыми торговыми/ дистрибуционными сетями.

Добавить 10 комментариев

  • Ответить

    Ну слава богу, наконец то уроды в белых воротничках «просирающие» инвесторские деньги свалят из этого сектора в какой нибудь другой «клондайк» и дадут спокойно работать нормальному бизнесу, который свои деньги считает.

  • Ответить

    Искренне не понимаю людей таких как Леонид Довладбегян.. Что именно дает основание считать наш рынок не удачным для инвестиций? Десяток глупых сделок и неоправданные ожидание? Ну так это косяки наших фондов, которые инвестируют деньги в хз знает что..

    Российский рынок электронной коммерции еще очень молод и этим он и привлекателен.

    А сейчас на мой взгляд очень удачное время для инвестиций, поскольку с текущим курсом доллара вход стал ровно в 2 раза дешевле. Осталось только стартап найти, а с этим уже беда..

  • Ответить

    Оптимистический ажиотаж вокруг e-commerce отчасти напоминает (напоминал) оптимистический ажиотаж вокруг интернет-бизнесов конца 90х, закончившийся «крахом дот-комов».
    Ментальная ошибка и тогда, и сейчас у инвесторов — примерно одного уровня. С коррекцией на динамику развития бизнес-моделей в инете.

    В 90х мысль инвесторов была «проекты в новой виртуальной реальности — это большая прибыль доход».
    Последние 10 лет — «магазины (уже работающая, очевидная биз-модель) без аренды торговых площадей и консультантов — это большая прибыль».

    И опять никто долго не верил, что в инет-магазинах (а ранее — в инет-бизнесе вообще) масса своей торговой специфики, чтобы построить прибыльный бизнес.

    К вопросу о перспективе, ИМХО, наилучшие позиции тут у магазинов, торгующих (1) нефизическим товаром или (2) афиллированных с давно существующими оффлайновыми торговыми/ дистрибуционными сетями.

  • Ответить

    Осмелюсь предположить, сударь, года с 2008-2009 примерно начался ажиотаж.
    http://expert.ru/expert/2013/44/dovezti-lyuboj-tsenoj/media/215076/

    Если говорить о крупных новых игроках — 2008-2009 рождение Викимарта, 2008 — Юлмарт, КупиВИП, Ситилинк, 2010-11 Ламода, 2011 — Enter и Techpoint.ru.

    Конечно, это не все крупные, кто зародился в эти годы (озон — 1998, нотик -1999, wildberries -2004 сотмаркет -2005, е96 — 2006). Но именно те товарищи, которые создавались в кризисный 2008 и после него, главным образом, создавались сразу на привлеченные инвестиции. Кто раньше — начинали на условные «свои».

    Как-то так.

  • Ответить

    В продолжении темы «ажиотажа по российскому е-коммерсу»

    вот, собственно, и дядя Сева говорит про 2011 год, я так понимаю:
    «…На тот момент e-commerce считался золотой жилой. Деньги искали нас сами. IQ One просто позвонил в колл-центр и предложил встретиться. Конкретных предложений, когда мы проходили due diligence, было 3−4…»

    https://roem.ru/07-09-2015/205413/proshe-srazu-ih-szhech/

  • Ответить

    Попробую утверждать, что российский e-commerce почти никогда и не нуждался в инвестициях (в том объеме, в котором они ему предлагались). Попытки разных фондов «раскачать» рынок на инвестиции всегда упирались в то, что фонды хотели вложить мало, а получить какие-то фантастические цифры. «Инвесторы» и сейчас еще смотрят на e-commerce как на что-то аналогичное соц.сетям, где оценка проектов идет по числу зарегистрированных аккаунтов. В то время как e-commerce — это транзакционная модель с естественно низкой маржинальностью.

    Я за последние 10-15 лет насмотрелся на такую позицию фондов «по самое нехочу». Вместо того, чтобы вкладывать в инфраструктуру и технологии, получая преимущества на длительные периоды, «инвесторы» готовы вкладываться только в модели с бешенным ростом клиентской базы за счет рекламы. Но, вот незадача, — оказывается, что такие модели убыточны, т.к. рост клиентской базы должен подкрепляться ростом возможностей эту базу обслужить при одновременном снижении издержек. Самый яркий представитель такого «шапкозакидательского» подхода — это КупиВИП на его старте.

    Ну а сейчас просто с запада идет новая концепция, которая понимает типичный e-commerce как один из каналов для любого бренда. Т.е. нет никакой такой особенной интернет-торговли. Есть торговля, для которой интернет — это просто один из каналов взаимодействия с покупателями. В такой концепции оказывается, что инвестировать надо в развитие ретейла как такового, а не в e-commerce в отдельности.

  • Ответить

    «..Вместо того, чтобы вкладывать в инфраструктуру и технологии, получая преимущества на длительные периоды, «инвесторы» готовы вкладываться только в модели с бешенным ростом клиентской базы за счет рекламы…»

    В принципе, для многих фондов (а точнее, для их западных инвесторов) инвестиции в стартапы — это альтернатива спекулятивной биржевой игре (валюта, бонды, акции, фьючера).
    Поэтому, конечно, они ищут наиболее «горячие» инвестиции с быстрым ростом и выходом. В особенности если это касается не самой устойчивой моноотраслевой российской экономики.

    У них стратегия фонда такая. Странно им было бы за это пенять.

    В РФ долгосрочные инвестиции может обеспечивать, к сожалению, главным образом государство.

  • Ответить

    > У них стратегия фонда такая. Странно им было бы за это пенять.

    Так они никому ничем и не обязаны. Я как раз и написал, что в таких фондах российский e-commerce и не нуждался никогда! Обратное также вполне справедливо.

    Но в статье задаются вопросами: «Что случилось? Отчего они так охладели к рынку? И главное, есть ли у e-commerce надежда на возвращение золотой эры?»

    Ответ на поверхности. На самом деле случилось ровно то, что фонды, наконец, доросли (набрались компетенций) до того, чтобы понять то, что основные игроки рынка поняли еще в конце 90-х. А именно: e-commerce не совместим с «горячими» инвестициями с быстрым ростом и выходом. Исключения бывают, но это именно исключения.

    > А есть российские екоммерс-проекты, в которые инвестировали, скажем так, разумно …

    Понятие «разумно» весьма растяжимо. Но если смотреть только на объявленные публично цели и намерения инвесторов, то в качестве примера можно привести инвестиции Baring Vostok в Ozon или инвестиции WMG в Доставка.ру. Также «разумными внутренними инвестициями» можно считать почти все идущие сейчас проекты по расширению e-commerce канала продаж у обычных ретейлеров (М.Видео, Евросеть, Эльдорадо, Техносила, Л’Этуаль …). Там никто не планирует за полгода увеличить клиентскую базу в 10 раз, а деньги тратятся (иногда немалые, и часто не разумно) на создание новых (переделку старых) информационных систем и переформатирование бизнес-процессов.