E-commerce возглавил список наименее интересных сегментов для инвестирования, согласно исследованию Prostor Capital. И это после нескольких лет, в течение которых онлайн-магазины лидировали в рейтингах самых крупных инвестиций. Вспомнить хотя бы $130 млн, вложенные в Lamoda.
За 2014-2015 году российские офисы закрыли Mangrove Capital Partners, группа Blackstone и фонд DMC Partners; Tiger Global Management вышел из капитала своей российской портфельной компании Wikimart. Объем инвестиций на рынке e-commerce упал с $395,6 млн в 2012 году до $96,4 млн в 2014 году, по данным РВК. В 2015 году не произошло ни одной крупной сделки.
Представляем вашему вниманию специальный проект Roem.ru, посвященный e-commerce. В рамках проекта мы пообщались с руководителями крупнейших интернет-магазинов в России, с теми, кто получил инвестиции и мудро — или не очень — ими распорядился. Мы поговорили с действующими предпринимателями об инвестклимате, о взаимоотношениях инвесторов и фаундеров, о кризисе и потенциале отдельных ниш онлайн-торговли.
Но первый материал в рамках спецпроекта посвящен инвесторам в e-commerce. Что случилось? Отчего они так охладели к рынку? И главное, есть ли у e-commerce надежда на возвращение золотой эры?
Завышенные ожидания
Вера в e-commerce у инвесторов жива до сих пор: "Потенциал у этого сегмента рынка по-прежнему гигантский, - говорит генеральный директор Sferiq Capital Вадим Арсеньев. - Хотим мы этого или нет, он будет расти и дальше".
Но требования к игрокам существенно выросли: "Инвесторы изначально ждали большего от e-commerce, объясняет инвест-менеджер ФРИИ Павел Никонов. - Сектор был сильно заинвестирован, однако некоторые компании не смогли выйти на прибыль и/или устойчивый рост и закрылись или поменяли свое позиционирование или бизнес-модель".
Помимо разочарования в самих компаниях, инвесторов расстроило и общее замедление темпов роста рынка. "Да, перетекание покупателей в интернет происходит, но не такими темпами, как ждали многие", - объясняет сооснователь и директор по стратегии TMT Investments Герман Каплун.
Переоценили и надули
Инвестиционные пузыри - второй важный фактор, который подорвал веру инвесторов в сектор, соглашаются эксперты. Компании, которые на старте казались супер-привлекательными, на деле оказались набором дутых цифр без реальной экономики. Каплун приводит в качестве примера компанию fab.com: "Сначала это был супер-успешный проект, который заливал проблемы деньгами и внешне был суперэффективен. Когда деньги кончились, история тоже закончилась... Просто вначале они получили инвестиции на ожиданиях тренда, чуда и личного обаяния, а позже не получили".
Стало ясно, что рост оборота сам по себе не гарантия успешного выхода инвесторов из проекта: "Это была принципиальная ошибка на самом старте, никто не учитывал, что в России, в отличие от западных стран, нет развитого рынка стратегов, и неприбыльные проекты с раздутой капитализацией просто некому будет покупать", - поясняет инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков.
Не нашлось покупателей и на внутреннем рынке: "Возможно, в первую очередь была переоценка не столько самого сегмента, сколько M&A активности. Пока многие оффлайн-гиганты типа X5 Retail Group не особо активно покупают стартапы", констатирует Никонов из ФРИИ.
"Даже если и не относить все вложения в данный сегмент к высокорискованным, количество е-коммерс компаний, которые никогда не станут прибыльными, все равно может оказаться подавляющим", - подводит итог Арсеньев из Sferiq Capital.
Маржа не радует
Еще одной причиной, почему e-commerce перестал был столь привлекательным для инвесторов, эксперты называют сокращение маржинальности сектора. Особенности российского рынка: высокое проникновение кросс-бордера и существенная доля серых игроков на рынке."Бизнес стал низкомаржинальным из-за низких барьеров входа и, как следствие, высокой конкуренции в центральном регионе", - сетует Вадим Арсеньев.
О конкуренции говорит и Косоруков из Prostor Capital: "Проекты привлекали большие суммы, и после этого начиналась гонка за пользователей, привлечение новых клиентов, трафик. А стоимость привлечения росла по мере насыщения рынка и появления новых игроков".
Также в качестве возможных факторов снижения интереса инвесторов к сегменту эксперты называют недостаток квалифицированных управленцев на рынке и формальный подход фондов к отбору интересных проектов.
А может, все из-за кризиса?
А вот общеэкономический кризис тут не при чем, соглашаются все эксперты. "Кризис, безусловно, влияет на инвестиционный климат в России, но здесь у е-коммерс нет никаких привелегий - он страдает не больше и не меньше остальных", - утверждает Станислав Косоруков.
"Основная проблема е-коммерса в кризис - это недоверие поставщиков, которые боятся банкротств и неохотно дают отсрочки", - добавляет Вадим Арсеньев из Sferiq Capital.
Павел Никонов, инвест-менеджер ФРИИ, еще более категоричен: "Спад интереса к е-коммерсу наметился еще до кризиса. Я не вижу здесь прямой связи. Например, нашей портфельной компании Babadu кризис помог расти еще быстрее".
Сам рынок перестал верить в себя
“E-commerce просто перестал быть cool&sexy, - объясняет Владимир Долгов, генеральный директор Ebay в России. - Рынок достиг насыщения, у нас уже есть все, что-то уникальное предложить сложно; последний прорыв был в тот момент, когда на рынок выходили проекты, связанные с fashion”. Эксперт уверен: рынок, которому уже более 15 лет, может считаться зрелым, и сейчас у инвесторов есть много других вариантов, куда можно вложить деньги и получить большую отдачу. Впрочем, это касается новых проектов, что, по мнению Долгова, совершенно не исключает новые раунды для уже существующих успешных проектов.
Россия не очень удачный рынок для e-commerce, раньше инвесторам это не было очевидно, - уверен Леонид Довладбегян, СЕО “220 Вольт”. - У нас очень избалованный сервисом покупатель, который не готов делать предоплату, не готов ждать доставку несколько дней - он хочет сегодня - плюс у него нулевая лояльность. В России до сих пор люди считают, что интернет - это чтобы сделать дешевую покупку. Культура покупки через интернет так и не сложилась”.
А вот СЕО Babadu Наталья Шкиртиль видит будущее e-commerce в более радужных тонах: “Инвесторов, вкладывающих в e-commerce и до кризиса было крайне мало. Это сложный и капиталоемкий бизнес. После того как западные инвесторы с рынка ушли, то инвестрынок опустел. Но рост e-commerce неизбежен. А если есть растущий рынок, то логично, что инвесторы будут на него смотреть и искать возможности сделать на этом рынке деньги”.
Что дальше?
Восстановится ли инвестиционная привлекательность e-commerce? Мнения экспертов расходятся. "Инвесторы не хотят вкладывать в малопрогнозируемый сектор со слабым финансовым результатом. Интерес к сегменту в том виде, который был раньше, больше никогда не появится", - уверен Вадим Арсеньев.
"Интерес к сегменту есть и сейчас, особенно к тому, что стоит на стыке е-коммерс и оффлайн. Если ситуация стабилизируется, то, конечно, спрос на такие проекты вырастет в десятки раз", - оппонирует ему Герман Каплун.
"Я бы тоже хотел знать", - отвечает инвестиционный директор Prostor Capital Станислав Косоруков.
Оптимистический ажиотаж вокруг e-commerce отчасти напоминает (напоминал) оптимистический ажиотаж вокруг интернет-бизнесов конца 90х, закончившийся «крахом дот-комов».
Ментальная ошибка и тогда, и сейчас у инвесторов — примерно одного уровня. С коррекцией на динамику развития бизнес-моделей в инете.
В 90х мысль инвесторов была «проекты в новой виртуальной реальности — это большая прибыль доход».
Последние 10 лет — «магазины (уже работающая, очевидная биз-модель) без аренды торговых площадей и консультантов — это большая прибыль».
И опять никто долго не верил, что в инет-магазинах (а ранее — в инет-бизнесе вообще) масса своей торговой специфики, чтобы построить прибыльный бизнес.
К вопросу о перспективе, ИМХО, наилучшие позиции тут у магазинов, торгующих (1) нефизическим товаром или (2) афиллированных с давно существующими оффлайновыми торговыми/ дистрибуционными сетями.