2ГИС, Avito, ivi, Profi и ЦИАН потребовали от Яндекса равного доступа к интерактивным ответам. Сейчас поисковик предпочитает выдавать предложения собственных "Я.сервисов" выше обычных результатов. "Колдунщики" могут нарушать законы о конкуренции, так как купить аналогичное премиальное размещение независимые сервисы не могут. Свои претензии к Яндексу компании-конкуренты сформулировали в специальной записке, сообщили "Ведомости". Билетный оператор "Кассир.ру" по аналогичному поводу предпочёл обратиться в ФАС.
Яндекс традиционно предпочитает замыкать посетителя внутри собственной экосистемы, но не работать генератором посещений для независимых от Яндекса сервисов. У некоторых Я.сервисов это происходит всегда. Часть сервисов лишь экспериментируют. Так зимой 2019 поисковик предлагал ссылку на собственный магазин Яндекса (и Сбербанка) "Беру!" вместо ссылки на "Маркет" — на поисковик с предложениями конкурентов "Беру!". Купить аналогичную ссылку-строчку над главной поисковой строкой Яндекса конкуренты не могут.
Фильмы из собственного КиноПоиска Яндекса, начинающие воспроизводиться автоматически, вытеснили аналогичные записи или ссылки на конкурирующие площадки.
Если при поиске музыки, Google, предлагает выбрать для прослушивания собственную площадку, Deezer, Spotify — Яндекс предлагает собственную Яндекс.Музыку.
Злоупотребления доминирующим положением на рынке систем поиска могут быть предметом расследования. Так летом 2017 года Еврокомиссия оштрафовала структуры Google на €2,42 млрд за то, что в начале результатов поиска отображались товары только собственного Google Shopping.
- Avito не устраивает "колдунщик" с предложениями Авто.ру (сервис Яндекса), который появляется в ответах на запрос "купить авто".
- ЦИАНу мешают "колдунщики" Яндекс.Недвижимости.
- Profi.ru — интерактивные ответы Яндекс.Услуг
- 2ГИС — Яндекс.Карт
- Кинотеатр ivi недоволен размещением фильмов из КиноПоиска (сервис Яндекса).
Пресс-служба Яндекса сослалась на мировую практику (не упоминая, чем она закончилась для Google):
Использование интерактивных ответов является общепринятым отраслевым стандартом, характерным для поисковых систем во всём мире.
В "Яндексе" интерактивные ответы формируются на основании данных о взаимодействии пользователей со страницей результатов поиска, не имеют преимуществ перед результатами органической выдачи и не приводят к понижению каких-либо сайтов в органической выдаче.
Добавить 7 комментариев
Если написать в яндексе «Купить авто», то выпадает ссылка на авито.
Если же в авито написать «Купить авто», то ссылки на яндекс нет.
Вопрос кто плохой яндекс или авито?
Записка — это замечательно! Солидно и весомо! Они ее прямо так в Яндекс отнесли? )))
Видимо, крупняки начали мести по амбарам, сусекам и поисковым сервисам в поиске бесплатных целевых посетителей. Можно запасаться попкорном…
Аналогия не уместна, когда авито откроет свое агентство недвижимости, дилера по продаже автомобилей и прочее, будет свои сервисы выше всех ставить в своей выдачи, тогда да, такой же косяк как у яндекса будет, при условии, что авито сохранит свое доминирующее положение на рынке объявлений.
Денис, это не аналогия, а прямой вопрос. Яндекс и Авито это сайты. На них обоих есть строка поиска, после ввода в которую выходит некий результат. Результат поиска на каждом из сайтов регулируется, только лишь их владельцами.
Я не понимаю на каких основаниях Авито и прочие сайты, что-то требуют от Яндекса.
Нет, яндекс и авито это не просто сайты, а доминирующие игроки на своих рынках. Яндекс начал злоупотреблять своим доминирующим положением, за что должен быть наказан. Авито пока не злоупотребляет, так как не ставит объявления своих сервисов выше других.
Я вот тоже доминирующий игрок на своем рынке.
Давайте, когда начнется, еще заставим яндекс и авито и всех остальных показывать ссылки на пару моих проектов.
Я очень недоволен тем, что они не на первой странице.
Технически, если дело дойдёт до ФАС, они начнут с того, что попытаются определить границы рынков. Вовсе не факт, что речь пойдёт именно о рынке «поиска», как такового. Может быть речь пойдёт о «рынке фильмов в онлайне». Или «рынке платных-бесплатных объявлений». Но не поиска. А потом структуры Яндекса придётся проверить на «создание дискриминационных условий».
Это когда формируются особые: «условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами».
По какой-то неизвестной причине вышеописанная схема идеально ложится на взаимоотношения того же Яндекса и хозяйствующего субъекта «КиноПоиск». По неизвестным науке причинам Яндекс поставил в особое положение всех конкурентов КП. Купить огромный чёрный плеер на весь первый экран выдачи они не могут, а КП покупает такой плеер или вообще получает даром. Думаю что конкуренты не смогут купить размещение своих материалов и в киноблоке главной страницы Яндекса (там поиска вообще нет, Яндекс просто предлагает несколько фильмов на свой вкус). По закону эксклюзивная договорённость КП с Яндексом может и считаться дискриминацией других игроков, а может и не считаться. Существенным фактором будет размер и доля обеих компаний.
Есть специальная статья «О защите конкуренции», — в которую потенциально ложатся особые отношения Яндекса и КиноПоиска. Ну, и остальных сервисов, по аналогии. Есть в законе и про «вертикали» ) Только не про Яндекс.Вертикали, а про соглашения поставщика (КП) и заказчика (Яндекса). Сегодня у Яндекса как бы «действует» молчаливое обязательство не покупать фильмы и не распространять фильмы из коллекций конкурентов КП (хотя одна из предыдущих, провалившихся версий КП предполагала, что фильмы покупаются у разных поставщиков контента, к ней вопросов бы не возникало).