Суд в США вломил LinkedIn: нельзя мешать роботам-сборщикам общедоступных данных

Апелляционный суд 9-го округа США решил (pdf), что автоматический сбор сведений с публичных сайтов не противоречит закону, рассказал GlobalSign_admin на «Хабре». Дополнительно тот же суд запретил владельцам сайтов блокировать сбор общедоступных сведений с сайта. Логика суда: не важно, чем человек собирает общедоступные данные, роботом или браузером, а затем что-то делает с ними на своей стороне.

Решение принято в ходе судебного процесса LinkedIn (принадлежит Microsoft) против маленькой аналитической компании hiQ Labs, которая изучала профили обитателей LinkedIn ради консалтинга работодателей. Ранее ряд сайтов называли «своими» сведения не защищённые копирайтом, например: открытые профили пользователей, чекины, настроения. Вышеупомянутая LinkedIn* в 2017 обвинила hiQ в компьютерном мошенничестве и злоупотреблениях, но отстоять свою точку зрения сеть не смогла.


В январе 2013 Facebook забанил яндексовское «Чудо», приложение Wonder. Яндекс мечтал легко находить нужную и общедоступную информацию сразу на нескольких площадках — Facebook, Instagram, Foursquare, Twitter, но «Чуда» не случилось, в Штатах 2013-го это ещё было легально.


В России с 2017 года продолжается разбирательство между проектом Double Data, который собирает открытые данные обитателей соцсетей, и ВКонтакте, принадлежащей Mail.ru Group (MRG). Представители ВК утверждают, что сбор открытых данных нарушает интеллектуальные права соцсети. Иногда российские судьи поддерживают ВК, иногда нет. Общей нормы об автоматическом сборе больших общедоступных данных в России ещё не существует. Хотя есть точечные. В частности согласно Федеральному закону "О персональных данных" их обработка может вестись только с явного согласия носителя ПД.


* В России LinkdeIn заблокирован за нарушения вышеупомянутого российского закона о персональных данных. В отличии от символической "блокировки" Роскомнадзором того же Telegram, преследуя проект Microsoft, РКН сделал действенный шаг — потребовал от Google Play и Apple Store удалить мобильное приложение соцсети из доступа российских пользователей. Что магазины приложений немедленно и сделали.

Добавить 7 комментариев

  • Ответить

    Так и есть. Они не смогли (не стали?) переносить персональные данные россиян в РФ, как того требовал РКН ровно по закону о персональных данных, вернули немногим российским подписчикам деньги, забанились, потеряли приложение в российских магазинах приложений и забыли о России. По данным Similarweb, трафик из России находился в LinkedIn далеко за пределами радаров, так что экономического смысла на перенос данных было немного. Забавно, что владелец, в лице российского юрлица MS ООО «Майкрософт Рус» рассказал РКН, что свои данные они в Россию перенесли, офис тогда уже был «облачный».

  • Ответить

    любая специализированная соцсеть, темболее типо тогоже линкедина, вольно\невольно управляет своим пользователем по части объемов, характера, формы и т.п. профайла и повденения. Т.е. на линкедине юзер будет белый и пушистый (ищет работу, деловые контакты, партнеров и т.п.) и тотже самый на vk.mdk станет самым циничным похабником и грубияном. И совершенно третьим будет выглядеть на дейтинг ресурсе, например.
    В этом и прелесть разных ресурсов — они не для разных людей сделаны, а для разных аспектов личности одних и тех же людей. Причом в один флакон ( одну единственную универсальную сеть) впихнуть не получится. Разве что совсем одномерно одноклеточное существо. Маркетинг, йопть.
    Что самое смешное, есть люди (они есть во все времена, это неоразвитость мозга просто) даже и при должностях, которые всерьез борются с одной формой проявления личности и одобряют другую форму тойже личности. Если все ходют в платочках, потупив глазки — это хорошо. А с лохматой башкой и ярким макияжем — нехорошо. Далее на этом рассуждении строится и политика и все остальное. ( в описанном примере — попытка поиска и подбора кадров в некие компании-заказчики исследований).
    С точки зрения здравого смысла линкедин то прав (анализ такой особой ценности не имеет, т.к. всегда ценность именно в интерпретации данных а не в сборе). Да и малоприятно, когда на тебе нарастают какието сапрофиты в виде грибков и сталагмитов, делающие свой маленький гешефт. Но, видимо, это участь всех биообъектов крупных (начиная с бегемотов, слонов, китов) что вокруг создаются целые колонии всяких рыбок прилипал, пернатых и прочее.

    Подбор кадров — не на личных делах и рекомендациях, а в способности (даже сверхспособности) видеть человека сразу и насквозь. Просто глазами. А иначе и нечего в начальники лезть или компаниями руководить. Вон давеча шпион нашолся. Работал при начальнике, который рулил геополитикой (пока проку нету права никакого, одни убытки) и прямо уже было на грань третьей мировой дошли, со всеми сосбеями перессорились и так далее. А оказалось — даже под носом себе сотрудника (хоть тупого, но чтобы не шпиона) подобрать не смог. Выбрал именно самого что нинаесть махрового американского шпиона. Пришлось даже Трампу лично давать указание.
    Вот тебе и анализ профайлов и активностей и контразведка и прозорливость.

  • Ответить

    Один из Хабражителей, Moskus дал там важное уточнение. Из которого следует, что запрет-запретом, но у веб-сайтов остаётся поле для манёвра:

    Вы неверно понимаете термин «общедоступный» (в оригинале — public), это крайне распространенная ошибка. Речь идет не о тех данных, с которыми каждый может ознакомиться, сделав определенные шаги. Речь о данных, которые не защищены копирайтом (не имеют ограничений на использование).

    Скажем, цена на билет — факт, она не может быть защищена копирайтом, это публичная (общедоступная) информация.

    А, например, авторская статья с того же сайта о путешествиях — результат творчества, она защищена копирайтом (если намеренно не передана в общественное достояние).

    Проблема конкретно с профилями соцсетей (не постами в них, замечу) — то, что содержимое профиля — тоже набор фактов, а не творческое произведение, соответственно, копирайтом эти факты защищены быть не могут.