Герман Клименко объяснил модель работы торрент-трекера Torrnado, который годами связывают с именем предпринимателя. «Он ничего не нарушает. Все претензии удовлетворяются, если что-то происходит. Есть процедура соответствующая, которая абсолютно законна: нам пишут правообладатели, мы удаляем», — рассказал Клименко «Русской службе новостей».
Примечание: по данным "Роскомсвободы" torrnado.ru за нарушение авторских прав в 2015 году блокировался судом 5 раз.
4 января 2016 года предприниматель вошёл в число служащих Администрации Президента (АП) РФ в ранге советника по вопросам развития интернета. Развитием отрасли современных технологий в России (интернет, софт и медиа) занимается не только АП, но и Институт Развития Интернета (ИРИ), где Герман Клименко выступает Председателем Совета.
В октябре 2015 года ИРИ опубликовал проект «Предложений по формированию долгосрочной программы развития российской части информационно-коммуникационной сети Интернет и связанных с ней отраслей экономики». В документе Институт, в частности, рассматривал проблему «пиратства». ИРИ установил что:
"Рост сегментов медиа ограничен динамикой рекламного рынка".
… и предложил добиться: Снижени[я] доступности пиратских медиа-продуктов для обеспечения справедливой конкуренции и развития отечественных производителей и сервисов. Для этого индустрии необходимы, в частности:
- Консолидация усилий участников отрасли для снижения доступности пиратского контента;
- Законодательное утверждение обязательного статуса решений игроков по снижению доступности пиратского контента;
- Формирование отрицательного общественного мнения к распространению и потреблению пиратского контента.
Фактически по состоянию на начало 2016 года доступность «пиратского» контента не падает, хотя в стране есть минимум две модели по его удалению из доступа. Упомянутая Германом Клименко модель, где трекеры удаляют «пиратский» контент по запросам правообладателей. И вторая — где за «пиратство» наказывает суд. В неблагоприятном для подозреваемого интернет-сайта случае суд может принять решение о блокировке доступа на сайт, вплоть до «вечной» блокировки.
Из истории такого торрент-трекера, как Rutracker известно, что не работают ни первая, ни вторая модели и, вероятно, следует согласиться с предложениями ИРИ Германа Клименко об «утверждении обязательного статуса решений игроков по снижению доступности пиратского контента».
4 декабря 2015 года Мосгорсуд принял решение о вечной блокировке Rutracker (вступило в силу 12 января 2016 года) по иску ЭКСМО о распространении книги Виктора Пелевина и иску «СБА-Продакшн», владельца прав на материалы рэпера Гуфа. Rutracker тоже утверждал и утверждает, что «пиратский» контент правообладатель может снять с раздачи связавшись с администрацией проекта. Суд не заинтересовался такой простой бизнес-моделью и занял сторону правообладателей.
RuTracker получил блокировку на второй пожизненный срок за книжки Пелевина и песни рэпера Гуфа
Практического значения для развития легальной интернет-экономики решение суда не имеет, так как блокировки доступа на Rutracker у российских провайдеров не произошло. Не имеет значения и досудебная модель. Претензии ЭКСМО к Rutracker были не единичным и первым в истории случаем нарушения прав издательства, а лишь очередным. Трекер распространял материалы ЭКСМО и ранее, что было установлено в другом судебном разбирательстве. Первую пожизненную блокировку Rutracker получил в начале ноября 2015 года, по иску того же ЭКСМО.
И Rutracker, и Torrnado, и другие размещают на своих страницах не только материалы, которые иногда приходится снимать по запросу правообладателей, но и рекламу. Упомянутую выше в документе Института Развития Интернета, как фактор, который влияет на рост сегментов медиа.
23 декабря 2015 года правообладатели из кластера «РАЭК/Медиа» (РАЭК один из организаторов вышеупомянутого ИРИ, директор РАЭК Сергей Плуготаренко один из 5 участников возглавляемого Клименко Совета ИРИ) предложили:
Пиратские сайты не имеют права быть участниками рекламного рынка наравне с остальными. В частности, пиратские сайты должны быть исключены из рекламных сетей, распространяющих контекстную, баннерную, видео- или иную дисплейную рекламу. Пиратские сайты также должны быть исключены из оборота платежных сервисов.
Заявление «РАЭК/Медиа» было поддержано организациями, объединяющими большинство российских и зарубежных правообладателей и легальных дистрибуторов цифрового контента: Ассоциацией «Интернет-видео», Ассоциацией Продюсеров Кино и Телевидения, Гильдией Продюсеров России, Российской Антипиратской Организацией, Ассоциацией по защите авторских прав в Интернете и Национальной Федерацией Музыкальной Индустрии (вопреки слову «национальная» в своём названии НФМИ объединяет Sony Music, Universal Music, Warner Music, EMI, главные музыкальные компании мира, и лишь двух отечественных издателей — Gala Records и Navigator Records).
Схема, где «пираты» потеряют рекламные деньги (или хотя бы часть этих денег, приходящих из русских рекламных сетей и через отечественные платёжные инструменты), в теории выглядела интересно. Идея совпадает с программной идеей из документа ИРИ о динамике рекламного рынка и росте сегмента медиа. Однако заявление было актуально лишь двое суток. 25 декабря РАЭК заявила:
Последнее заявление Кластера о размещении рекламы на пиратских интернет-ресурсах отправляется на доработку. Измененная версия будет представлена в январе 2016 года. РАЭК признает, что в данном случае – налицо нестандартная ситуация, связанная с неоднозначной трактовкой инициатив Кластера в профессиональных кругах, а также с оценкой деятельности Кластера в PR-плоскости. Руководство РАЭК и Председатель Кластера “РАЭК / Медиа” приостанавливают публичную деятельность Кластера сроком на 1 мес., вводят запрет на любые высказывания по данной теме от имени Кластера в СМИ и социальных медиа – вплоть до момента завершения внутреннего расследования последних инициатив Кластера и их первоисточника.
Кластер «РАЭК/Медиа» не только предложил лишить «пиратов» рекламных денег, но и выработал так называемые признаки заведомо «пиратского» сайта, среди которых был:
Ключевой признак – размещение объектов авторских прав или информации, необходимой для их получения, без соответствующих лицензионных договоров или иных разрешительных документов от правообладателя.
Возвращаясь к объяснению Германом Клименко правовой модели трекера «Torrnado: «Он ничего не нарушает. Все претензии удовлетворяются, если что-то происходит. Есть процедура соответствующая, которая абсолютно законна: нам пишут правообладатели, мы удаляем» — можно предположить, что договоров с правообладателями у Torrnado нет.
4 января 2016 года Клименко потерял возможность заниматься бизнесом, так как стал чиновником Администрации Президента. Смена статуса пока привела лишь к публичному пересчёту всех активов связанных с именем Клименко, а не к полному дистанцированию советника от бизнес-проектов, как того требует закон. Журналисты «Ведомостей» связали торрент-трекер Torrnado с именем Германа Клименко накануне, 18 января. «Ведомости» показали совпадение между номинальными владельцами-управляющими торрент-трекером и владельцами-управляющими признанного легального проекта Германа Клименко «Mediametrics». СМИ «Mediametrics» и домен Torrnado.ru принадлежат структурам под контролем Алевтины Якобсон, которая является старым сотрудником Клименко.
«Русская служба новостей» обсудила с Клименко торрент-трекер Torrnado. «Моя позиция, что торрент-трекеры имеют в законном поле право на существование, как и любые иные ресурсы, если они выполняют распоряжения всех кодексов и прочее», – сказал радиостанции советник Президента. Клименко не стал отрицать своей связи с Torrnado. Клименко знает фактических владельцев трекера: «Владельцем сервиса Torrnado является компания Eco PC. Я не являюсь владельцем в юридическом смысле. Просто хочу сказать, что факт-чекинг газеты Ведомости странный».
Вне зависимости от того, кто на самом деле зарабатывает с рекламы на Torrnado, является ли этот сайт «пиратским» или не является, раз снимает материалы по запросам — советник президента не считает борьбу с «пиратством» актуальной именно сейчас задачей. В кризис должны умерить свои аппетиты правообладатели, а не аудитория, и не трекеры размещающие рекламу: «Авторы должны быть более корректны в сложных экономических условиях по отношению к населению. И сейчас жестко педалировать эту тему [пиратства], мне кажется, не стоит. Когда экономика поднимется, можно будет вернуться к этому вопросу», — заявил Герман Клименко в середине января 2016 года телеканалу «Россия 24».
P. S. Эффектное предложение кластера «РАЭК/Медиа» лишить «пиратов» денег с рекламного рынка, получит продолжение меньше чем через месяц. Как пообещал РАЭК: «заявление Кластера о размещении рекламы на пиратских интернет-ресурсах отправляется на доработку. Измененная версия будет представлена в январе 2016 года». Можно предположить, что изменённая версия «заявления» будет мягче, то есть ближе к идеям Советника Президента, а не мнению Ассоциации «Интернет-видео», Ассоциации Продюсеров Кино и Телевидения, Гильдиеи Продюсеров России, Российской Антипиратской Организацией, Ассоциации по защите авторских прав в Интернете и мнения Национальной Федерацией Музыкальной Индустрии, которым была близка и первая версия документа.
>> На практике же, после принятия законов, не произошло
>> вообще ничего.
Это не так. До ситуации с рутрекером был четкий рост легализаций ранее пиратских ресурсов. Повышалось число сайтов, удаляющих по абузе, некоторые сами шли на контакт с правообладателем.
Собственно тот самый пресловутый ВКонтакте окончательно развернулся и поменял систему (упростив удаление пиратки) летом 2013, когда вступил в силу 187-ФЗ (блокировка видео), если быть точным, в июле (вступление закона в действие — с 01 августа).
Значительно выросло число пользователей и выручка легальных онлайн-кинотеатров (РОЕМ писал об этом).
Цивилизованы целый ряд популярных интернет-библиотек (тот же ЛитМир и CoolLib и десяток более мелких). Снижение числа посетителей флибусты, выбравшей темную сторону силы, можно понаблюдать самому (http://www.similarweb.com/website/flibusta.net, http://www.similarweb.com/website/flibusta.me). Остается Либрусек, но по нему обещают сюрприз в ближайшее время. Как следствие — достаточно неплохо растут электронные продажи книг и системы ЭБС.
>> и решал бы проблему с «пиратством» медийными средствами
Уже было. Серия роликов по ТВ в большом объеме, социальная реклама. Эффекта ноль, точнее как в басне, Васька слушает да ест. А вот блокировка пиратских ссылок дает вполне видимый зрительно эффект.