"Сотмаркет" стал одним из ярчайших примеров взлета и падения на российском рынке e-commerce. Компания прекратила существование как отдельное юрлицо в конце 2014 года. До середины 2015 года еще работала онлайн-витрина, а потом закрылась и она. Основатель "Сотмаркета" Всеволод Страх согласился пообщаться с Roem и рассказать, какие ошибки привели к такому финалу и что он собирается делать дальше.
Roem.ru: Всеволод, расскажите, в какой момент вы решили привлечь инвестиции? Ведь проект долгое время развивался на свои...
Всеволод Страх: С 2005 до 2011 г мы работали в сегменте дешевых товаров с огромной маржинальностью. То есть маржинальность была 300-400%. Провод для телефона покупался за 100 рублей, продавался за 600. Благодаря тому, что вкладывать в оборотку нужно было меньше, чем был прирост оборота, мы до 2012 года росли абсолютно на свои деньги. А потом мы начали запускать высокочековые категории - телефоны, планшеты. Естественно, сразу же возникла необходимость финансирования оборотки. Вторая проблема - это выход в регионы. Цикл заказа сильно вырос, особенно в отдаленных регионах, куда только везти 5-7 дней. Деньги стали еще и в пути зависать. Соответственно, к 2011-12 году мы поняли, что дальнейшее движение без привлечения финансового партнера невозможно.
Вы искали деньги или они искали вас?
На тот момент e-commerce считался золотой жилой. Деньги искали нас сами. IQ One (фонд, который приобрел 51% Сотмаркета – Roem.ru) просто позвонил в колл-центр и предложил встретиться. Конкретных предложений, когда мы проходили due diligence, было 3-4.
Почему из всех предложений вы выбрали именно российский фонд?
Общий тренд, то, о чем мы говорили перед сделкой, подходы, - все совпадало. Люди были очень заинтересованы в развитии. Ну и очень качественный менеджмент был в управляющей компании. Они были очень заинтересованы в том, чтобы закрыть сделку.
После объявления о сделке вас записали во все рейтинги молодых миллиардеров. Я правильно понимаю, что вам-то лично ничего не досталось?
По договоренности с инвестором 99% ушло в бизнес.
А какие еще были договоренности? Вы обсуждали какие-то конкретные планы по обороту, прибыли?
Конечно, мы на старте все обговаривали. Но на тот момент у нас было очень непрофессионально сделано планирование в компании. Условно говоря, мы планировали на коленке. Прикинули, что все годы вплоть до 2011 у нас ни разу не было роста менее, чем в 2 раза. Опыта прогнозирования не было. Мы просто взяли эти коэффициенты х2 и наложили на дальнейшие планы. И конечно же, мы не смогли эти планы выполнить.
Но ведь таких примеров полно на рынке. Есть компании - не будем называть имена - которые годами не могут выйти в прибыль, убытки у них только растут. И при этом они привлекают все новых инвесторов и за счет этих инвестиций покрывают свои убытки. Не обидно тебе, что вас закрыли, а кого-то вытаскивают?
Ну что такое обидно? Проект был до середины 2013 года идеальный - в плане стратегии, развития. А потом мы пошли не тем путем. Было много и других тяжелых ситуаций до этого. Например, в 2008 году нам было тяжело, у нас был валютный долг. Я помню день, когда у меня был долг 2 миллиона долларов, и курс скаканул с 23 до 36 рублей. Вот это был ад, когда в один день долг вырос в 2 раза... Но тогда все зависело от меня, я не сдавался, и как-то выруливали.
А что касается проектов, которые спасают инвесторы... Я не вижу вариантов, как сейчас могут выплыть все эти инвестиционные проекты. Расходы растут, наценки снижаются. Как сейчас при всем этом выйти в плюс? Если и получится, то у тех компаний, которые имеют сильный оффлайн-фундамент и которые могут диктовать производителям свои условия. Например, М.Видео. А инвестмодели чистого онлайна могут надеяться только на выход, на то, что кто-то запульнет шальные деньги.
Что было главной ошибкой, почему у вас не получилось?
Главная наша ошибка - в желании расти быстро в 2011-2012 г, бежать за рынком. Мы стали выходить во все категории. Из-за этого средний чек и наценка пошли вниз. Плюс мы расфокусировались. Пришлось для большого количества заказов строить новую инфраструктуру. Если раньше мы возили маленькие чехольчики и зарядки, нам пришлось возить мультиварки. Стоимость операций скаканула. Ну и на этом тренде...
Тактика должна была быть в 2013 году другой. Не ждать, что нас дополнительно проинвестируют, а рубить с плеча. Сокращать категории, персонал, откатываться на 40% по обороту. Тогда мы бы снова вошли в положительную зону и продолжили потихоньку развиваться. Тогда компанию можно было бы спасти.
А что случилось с вашим сервисом? Последнее время на компанию очень сильно жаловались клиенты: товаров нет в наличии, берете предоплату, а товар приходится ждать месяцами.
Такие жалобы начались, когда мы стали входить в кассовые разрывы, и некоторые поставщики перестали отгружать нам продукцию. До этого момента у нас исполняемость была 88-90%. С таким широким ассортиментом, как у нас, и со всей спецификой рынка - где поставщики недисциплинированы - это просто отличные показатели. Мы пытались подстраиваться. Допустим, были договоренности, что нам отгружают еще неделю, мы выставляли товары на сайт, принимали заказы, а поставщик брал и на третий день останавливал поставки.
Есть такое мнение, что предприниматель в какой-то момент должен отойти и уступить место профессиональным менеджерам. Может быть, не хватило управленческих компетенций?
Честно говоря, я не думал об этом. Я пытался сделать компанию независимой от меня. До сделки на мне было завязано 99% всего. Потом мы наняли профессионалов, пытались разделить ответственность. Но получалось плохо. Я согласен с логикой, что в какой-то момент предприниматель должен отойти и передать руководство менеджерам. Но мы не дожили до этой стадии - превращения из быстрорастущего стартапа в стабильную компанию со стабильными процессами.
Чем вы будете заниматься дальше? В какой сфере видите перспективу?
Есть ряд идей, не хочу пока раскрывать. Электронная коммерция не ограничивается областью интернет-магазинов. Мне кажется, можно придумать что-то типа AliExpress: много поставщиков, много заказчиков... Не верю ни в какую инфраструктурную модель, не верю в модель продажи услуг. Верю только в IT-решения и транзакционную модель монетизации.
То есть, вы продолжите быть предпринимателем? В найм не пойдете?
Наоборот. У меня есть интересное предложение - построить модель интернет-дистрибуции. Я устал поднимать с нуля за эти 10 лет. И сейчас прыгать в это снова я не хочу. Хочу получить драйв от работы в крупной компании, поднять интересный проект - но не один, самостоятельно, а общими усилиями, вместе с коллегами, другими профессионалами, в условиях, когда ресурсы на построение нового проекта уже есть. Чуть позже – возможно, снова займусь своим проектом.
Под новый проект будете привлекать деньги?
Никогда больше не привлеку инвестиции для пополнения оборотки. Если и привлекать деньги, то на выход в другую страну, на модернизацию IT-системы, на какие-то конкретные вещи. А поднять деньги и вложить их в маркетинг и ТВ-кампании - проще сразу их сжечь. Ну и проект должен быть уже работающий. Тогда инвестиции помогут ускорить развитие. Либо второй вариант - это сразу выход из проекта, полная продажа.
Есть ли в нашей стране механизмы защиты предпринимателя и инвестора – или все только на доверии?
В инвестициях всегда есть доля риска, она оправдывается мультипликатором на выходе из проекта. Тут можно сказать только одно: кто не рискует, тот не пьет шампанского.
Добавить 21 комментарий
«По договоренности с инвестором 99% ушло в бизнес»
Но на следующий день, после закрытия сделки я приехал в офис на новой машине – Infiniti QX56.
Еще больше гениальности этому материалу придает тот факт, что интервьюровала Всеволода бывший пиар-директор Сотмаркета – Светлана Сорокина, он же Шишкина. Смех, а не страх, да и только.
«А поднять деньги и вложить их в маркетинг и ТВ-кампании — проще сразу их сжечь»
Запустить ecommerce-проект (да и вообще интернет-проект) без маркетингового бюджета? Удачи :)
Г-н Альтер Сюткин, у вас очень смешной хомячковый баттхерт. Такая классическая планктонная ненависть к боссу.
… а Infiniti QX56 — это маркетинг и ПиАр, опять же, по договоренности с инвестором.
Все желто-зеленые и даже деловые медиа сразу об этом написали ;)))
какой босс, вы что. Это у интерьвьюера любовь к боссу проявляется во всем интервью.
ага, и машина конечно на балансе ООО Сотмаркет была
заголовок этого интервью прямо отвечает на вопрос про Инфинити.
Ну зачем просто так всё выбрасывать? должно же хоть что-то приятное остаться на память ))
Строго говоря, Инфинити как раз и стоит в районе 1% от того, сколько ребята подняли — в СМИ писали про 50 млн долл. Но это конечно самое важное во всем тексте, да
мы же не можем не позлорадствовать.
Натура у нас такая российская. Дай только человеку в карман залезть да сразу определить, отчего его бизнес развалился.
С таким кастомер-сервисом, как у Сотмаркета, любые попытки нагнать аудиторию будут тщетны.
Интересно было почитать взгляд Всеволода на ситуацию. Силен тот человек, который умеет анализировать и признавать свои ошибки. Всеволод — молодец.
P.S. А какая разница кто интервью брал? Вы тут где-то подхалимаж увидели? Или так, лишь бы гумном полить кого-то?
По-моему, все прозрачно и корректно написано.
Свой человек знает ответы на вопросы заранее. Свой человек может болтать час и не спросить ничего сложного. Как на телемарафонах Владимира Путина или Хиллари Клинтон. Где предварительно подобранный пул журналистов задаёт предварительно подобранные, удобные для Путина-Клинтон, безобидные вопросы ни о чём.
Понимаете, интервью это такой жанр, построенный на провакации, а не договоренности. А это пиар интервью. Какой тут анализ ошибок? Я не вижу тут конкретного разбора, что и почему было сделано не так. Я вижу – не получилось, так вышло.
Ребят, так вы задайте свои провокационные вопросы тут, в комментариях. В чем проблема-то? Я спросила о том, что было интересно мне. Вы спросите о том, что интересно вам.
А Всеволод ответит?
«Потом мы наняли профессионалов, пытались разделить ответственность. Но получалось плохо.»
Почему получалось плохо? Где брали профессионалов? Что это за профессионалы? Почему не справились, если профессионалы? Кто нанимал их?
Хорошо все рассказал! Но путает маржу и наценку, как он деньги считает?
Предложение ГлавРеду Роем ру:
Анастасия, пригласите Всеволода Страха в рубрику «ответы на вопросы читателей Роем»
СлабО? )
Легко, только чуть позже. А то два интервью подряд — не очень круто.
> Запустить ecommerce-проект (да и вообще интернет-проект) без маркетингового бюджета?
Есть примеры успешных проектов без маркетингового бюджета.