Сразу двум подряд руководителям Яндекс.Новостей, Исаевой и Рубакову оказалась неинтересна работа над сервисом, упрощённым под российский «закон о новостных агрегаторах». С разницей в полгода они ушли из «Яндекса». В свою очередь поисковик пока не стал назначать нового руководителя «Новостей» и передал проект «под присмотр» главы портативных и мобильных сервисов. Исаева говорила летом 2016: «продуктовая работа над новостным агрегатором перестает быть такой уж интересной штукой». Рубаков поменял интересы в марте 2017: «6 лет в команде Новостей. Это большой срок, и мне интересно попробовать себя в чем-то еще, что меньше связано с контентной областью». С нового 2017 года сюжеты Яндекс.Новостей формируются по упрощённой схеме и состоят исключительно из прямых цитат зарегистрированных в Роскомнадзоре СМИ.
В феврале 2016 в «Яндекс» распространил отзыв на законопроект (сейчас это действующий закон) «о новостных агрегаторах». Сервис предупредил, что Яндекс.Новости не смогут существовать в текущем виде под нормами законопроекта. С 1 января 2017 года закон начал действовать. Яндекс.Новости упростились. Блоки «сюжетов» перешли на модель прямого цитирования сообщений из зарегистрированных в Роскомнадзоре СМИ (аналогичная модель цитирования формирует региональные и тематические рубрики, топ-5 российских новостей на главной странице «Яндекса» и подборку на главной странице Яндекс.Новостей). Закон обязал новостные агрегаторы проверять достоверность новостей до их распространения. Агрегаторы не несут ответственность за дословное цитирование сообщений зарегистрированных в Роскомнадзоре СМИ, и несут за собственные, или за сообщения из незарегистрированных СМИ. Законодатель сделал рискованными их тексты и сообщения, например, написанные роботами. Уже в новый год выяснилось, что в региональной рубрике Яндекс.Новостей пока не будет местных новостей о 1,1 млн россиян. На Чукотке, в Калмыкии, Карачаево-Черкесии, Тыве и Ненецком АО просто нет достаточного числа зарегистрированных Роскомнадзором СМИ. Местные сайты этих регионов публикуют новости без регистрации, поэтому «Яндекс» просто отказался перекладывать на себя ответственность за их сообщения и удалил регионы из рубрики (новости незарегистрированных СМИ можно найти через поиск, но «поиск» не равно «агрегации»).
10 марта Сергей Рубаков объявил, что в конце марта перестанет руководить Яндекс.Новостями и покинет «Яндекс». Сменщика у Рубакова нет: за общение с партнерами продолжит отвечать Ирина Халилуллина, за службой в целом присматривает Вера Лейзерович — глава портативных и мобильных сервисов «Яндекса».
Среди запущенных Лейзерович проектов есть Яндекс.Дзен — интеллектуальный агрегатор ссылок. Технически, среди предлагаемых «Дзеном» материалов могут попадаться и новости, но не только и необязательно должны попадаться. В самом «Яндексе» и в российском реестре новостных агрегаторов «Дзен» агрегатором не называют. «Яндекс Статистика» не раскрывает популярность «Дзена». По закону агрегатором считается сервис с посещаемостью от 1 млн человек в сутки. В «Яндексе» рассматривают «Дзен», как один из перспективных проектов — компания готова платить за его установку партнёрам в 15 странах мира, не только в России.
Сергей Рубаков, до конца июля 2016 года — заместитель руководителя сервиса, стал главой "Новостей" после ухода Татьяны Исаевой. Она разошлась во мнениях с собственниками Яндекс.Новостей по поводу работы под законом о новостных агрегаторах. Как и Рубаков, Исаева просто покинула проект, а не перешла к новому работодателю. Перед этим Исаева, в частности, предсказала: «да, агрегаторам придется прекратить сотрудничество с не лицензированными в России СМИ», с чем тогда не согласился официальный «Яндекс». В конце июля 2016 года Исаева объявила: «1-го августа по собственному желанию я перестану быть руководителем сервиса Яндекс.Новости и работником Яндекса. В текущей ситуации (бесконечные звенья цепи, закон о новостных агрегаторах etc.) продуктовая работа над новостным агрегатором перестает быть такой уж интересной штукой».
В 2014 году основатель «ВКонтакте» Павел Дуров отметил разочарование стартаперов российскими законами, хотя в прошлом: «Россия имела все шансы стать технологической супердержавой, так как была и пока остается лидером интернет-индустрии Европы». Годом ранее Дуров предупредил: «мы — неосторожными высказываниями законодателей — рискуем загнать себя в каменный век, создавая психологический климат, несовместимый с инновационным развитием».
Объявление Рубакова 10 марта 2017 года:
Всем привет!
В конце марта я планирую покинуть команду Яндекс.Новостей.
В Яндексе я уже 8 лет, и из них 6 лет в команде Новостей.
Это большой срок, и мне интересно попробовать себя в чем-то еще, что меньше связано с контентной областью.Из того, чем я занимался в Яндексе - был менеджером поиска по англоязычному интернету в 2009-10 годах, с 2010 - в Яндекс.Новостях, сначала менеджером проектов, потом заместителем руководителя сервиса, и вот сейчас заканчиваю руководить сервисом Яндекс.Новости.
Я очень рад, что за эти годы мне удалось поработать вместе с прекрасными людьми - перечислять всех большого смысла нет, это сотни (а может быть и тысячи) замечательных руководителей, менеджеров, разработчиков, дизайнеров, администраторов, тестировщиков и так далее. Но отдельно хочу отметить чудесных Lev Gershenzon и Татьяна Исаева, которые были моими руководителями в Новостях, и которым я обязан очень многим.
Коллеги, спасибо!
За сервис Яндекс.Новости я спокоен - в нем остается сильная команда, с частью из которой мы проработали все 6 лет. За общение с партнерами сервиса продолжает отвечать Ira Halilullina, в целом за сервисом присматривает Вера Лейзерович (Vera Leizerovich).
Я пока не определился, чем конкретно я планирую заниматься дальше - с одной стороны есть идеи проектов и продуктов, которые мне самому хотелось бы попробовать сделать, с другой стороны возможно уже сейчас есть проекты, которым я мог бы быть полезен, и которые были бы интересны мне.
Так что если у вас есть такой проект, и вам было бы интересно со мной поговорить - я буду рад.
На всякий случай, мой профиль в LinkedIn: https://www.linkedin.com/in/sergey-rubakov-8737a424/Как я написал в начале, до конца марта я еще в Яндекс.Новостях, так что если вы хотите поговорить именно про Яндекс.Новости и именно со мной, то следующие пару недель - это хорошее время, чтобы это сделать.
Удачи всем нам
Смотрите. Я сам разрабатывал четыре новостных агрегатора (Рамблер, Новотека, Вада, Крибрум), а также тизерную систему (Директ-Адверт), кое-что понимаю в технологии и объёмах данных. Вот что я думаю.
Безо всякого сомнения, сбор данных, подавление дублей, подавление мата и непристойностей, фильтрация спама, распознавание темы, распознавание географии, отбор в рубрики, в сюжеты, ранжирование новостей, определение первоисточника происходит автоматически. Там порядок величины примерно 15-20 тысяч новостей в день, несколько десятков новостей в секунду в пиковые часы.
С другой стороны, это система распознавания. Как всякая система распознавания, она работает с некоторым качеством, что означает фиксированное соотношение точности/полноты. Что-то распознаётся неправильно (как хороший контент, так и плохой).
Например, даже распознавание мата не может работать на 100% точно.
Это значит, что «на морду» может пролезть нехорошее слово. Или другой плохой контент. За 15 лет работы сервиса — такие случаи должны были быть.
Это значит, что должны быть средства поправить руками в такой исключительной ситуации.
То есть в новостном агрегаторе гарантированно есть
а) средства редактирования новостей «на морде» портала и внутри новостного агрегатора (текстов и порядка новостей),
б) собственно редактор (ответственное лицо и руки).
Неизвестными остаются ответы на вопросы:
1. Как часто редактор вмешивается в состав, порядок и заголовки новостей «на морде» и внутри агрегатора,
2. Есть ли сформулированная и исполняемая официальная контентная политика, за исключением «не допускать всякой хрени»,
3. Могут ли средние сотрудники агрегатора незаметно пользоваться своим служебным положением в агрегаторе для продвижения своих политических или коммерческих интересов.
Вот то, что на эти вопросы ответы не известны (или неубедительны в формате «у нас работают роботы, отгребитесь») — и является причиной периодически вспыхивающих последние 10 лет обсуждений подлости и ангажированности новостного агрегатора Яндекса.