Big Data Дептранса Москвы уменьшила потенциальную аудиторию такси на полмиллиона человек в день

Развитие событий: Ликсутов обязал Яндекс.Такси, Gett и Uber рассказывать о местоположении машин в онлайн-режиме (21 марта 2017)

Московская маршрутная сеть «Магистраль» увеличила пассажиропоток на 30%, что составляет около полумиллиона человек в будний день, сообщил столичный департамент транспорта. Новая сеть запустилась в октябре 2016 года. «Магистраль» построена на основе анализа разнородных городских данных: собранных у сотовых операторов, датчиков ГЛОНАСС, с систем проверки билетов, всего подключены 30 источников. Авторы «Магистрали» иронично объясняли москвичам: « — Почему меня не спросили [где и как провести маршрут общественного транспорта]? На самом деле вас спросили, и вы ответили — но не словами, а делом».

Мы собрали терабайт данных об использовании наземного транспорта Москвы: статистику посадок и высадок, частоту и скорость движения, нагрузку на дороги и пересадочные узлы. С помощью сотовых данных и систем слежения мы получили точную картину движения каждого автобуса. Всего мы собирали данные из 30 источников.

«Магистраль» объединяет 370 автобусов, троллейбусов и трамваев в маршрутной сети, но не такси.

В январе 2016 года мэр Москвы Собянин попросил такси-сервисы передавать в Единую региональную навигационно-информационную систему Москвы (РНИС) местоположение такси, его скорость и путевой угол. 31 января 2017 года департамент транспорта Москвы направил проект регламента раскрытия данных такси-сервисам, в ответ сервисы высказали свои замечания. Сотрудник одной из компаний заявил «Ведомостям», что: «Для компаний распространение подобной информации неприемлемо – с ее помощью можно будет отслеживать финансовые показатели компании, а они относятся к сведениям, составляющим коммерческую тайну», его коллега в другом агрегаторе дополнил страхи: «Нас также тревожит предложение сделать такие данные открытыми». Названия этих такси-сервисов не раскрыты. Однако известно, что Яндекс.Такси передают сведения о поездках подключённых машин московским властям, а Uber и Gett этого не делают.

Спустя полгода после запуска «Магистрали» стало очевидно, что такси можно начинать бояться не только раскрытия финансовых показателей. Московская власть изучила спрос на перемещения и улучшила работу подчинённого ей общественного транспорта. Сократилось число потенциальных пассажиров такси. Интересно, что даже без «Магистрали» у такси в Москве есть проблема — поездки на такси в столице дешевеют. За три года их стоимость снизилась на 30%. В 2014 году она составляла около 700 рублей, а в 2016 году 500 рублей, по данным департамента транспорта города.

Добавить 50 комментариев

  • Ответить

    С чего Вы Иван решили что аудитория упала у такси?
    по ссылке на пресс-релиз написано

    За последние полгода на 30% больше москвичей и гостей города стали выбирать наземный транспорт для поездок по центру Москвы и прилегающим районам.

    То есть, перевожу. Часть людей ездила на метро, а теперь на авто. Какая-то часть действительно вместо такси выбрала автобус. Но какая — неизвестно

  • Ответить

    Вообще, потенциальная аудитория такси-сервиса это люди с смартфонами за минусом тех, кто уже пользуется такси-сервисами

    С этой точки зрения, если какая-то часть людей стала меньше ездить на такси, а больше на автобусах, то потенциальная аудитория как раз выросла :)

  • Ответить

    @Valeratal No
    Объясню. Население Москвы с осени 2016 существенно не росло. На 30% не поменялось. Раз в автобусах-трамваях стало больше на 30% пассажиров – где-то стало меньше пассажиров (пешеходов, водителей). Закон сохранения пассажира в замкнутой Москве. У такси (у метро, у электрички) сократилась потенциальная аудитория.
    Магистраль дала новые маршруты на тех улицах, где их не было. Что касается метро — в Москве от станции до станции можно идти очень долго. Транспорт не ходит пустым, и не ходит пустым регулярно. Поэтому 30% рост вполне можно рассматривать, как переток в общественный транспорт тех людей, что до одинаковых точек в Москве в прошлом, до Магистрали, добирался как-то иначе. Например на такси. Такси, разумеется, не единственные, кто утратил часть потенциальной аудитории. Во всяком случае — мотивированной аудитории. Например, по Большой Никитской автобусы не ходили. Если вам нужно на эту улицу, то придётся ехать на личном автомобиле, идти пешком или воспользоваться такси. После запуска «Магистрали» от личного автомобиля и такси — можно отказаться.

  • Ответить

    Маршрутки исчезли, автобусы стали одинарные вместо двойных, у метро очередь на 30 минут и автобусы битком и это не в самый час пик. Речь про Лосиноостровский район СВАО. На поступающие жалобы(все знакомые написали и вся семья) эти не очень ответственные люди(редиски) отвечают «мы мониторим, загрузка в пределах нормы».

    Теперь я понимаю, что там оказывается дорвались до «бигдаты». Автобусом пользоваться стало очень сложно примерно с осени 2016. Надо радикально больше автобусов взамен маршруток, от мониторинга они сами не появятся. За последние 6 месяцев ситуация не улучшилась.

    В результате не просто растет аудитория такси, а люди принципиально едут на личном транспорте в полтора-два раза дольше в пробке, лишь бы не быть селедкой в бочке.

  • Ответить

    > Население Москвы с осени 2016 существенно не росло
    Полмиллиона человек — это меньше ежегодных колебаний одного только Шереметьево. А в Москве есть еще 3 аэропорта и 9 вокзалов.

    > Раз в автобусах-трамваях стало больше на 30% пассажиров — где-то стало меньше пассажиров (пешеходов, водителей). Закон сохранения пассажира в замкнутой Москве.
    Нелогичное заключение. Люди могли начать использовать НОТ там где раньше ходили пешком, использовать в связке метро + НОТ и прочие комбинации.

    > У такси (у метро, у электрички) сократилась потенциальная аудитория.
    Очередное нелогичное заключение. Точнее оно никак не следует из всего, что было сказано до этого.

    > Поэтому 30% рост вполне можно рассматривать, как переток в общественный транспорт тех людей, что до одинаковых точек в Москве в прошлом, до Магистрали, добирался как-то иначе. Например на такси.
    И как из этого следует оценка потерь такси? Особенно, учитывая, что рынок такси — растущий бизнес в Москве.

    > После запуска «Магистрали» от личного автомобиля и такси — можно отказаться.
    Можно отказаться, но из этого не следует очередной громкий и бессмысленный заголовок на роеме. Такое ощущение, что из серьезного сайта роем превращается в агенство очень желтых новостей из около ит-мира.

  • Ответить

    Михаил, я вам уже показывал в каком-то сюжете, что изменений в заголовках (в редполитике, составе редакции) не было. Вы путаете «Роем!» с кем-то ещё. На «Роем!» всегда писали то что больно или то что потенциально больно для интернет-бизнеса прямо в заголовок. И никогда не писали pr-патоку. Или ещё какие-то разновидности заголовков, непонятно каких.

    «Люди могли начать использовать НОТ там где раньше ходили пешком» — обозначает, что потенциальная аудитория такси сократилась. Люди поняли, что кое-где пешком ходить не нужно, но даже дешёвое такси — им не нужно, чтобы не ходить пешком, они выбрали автобус-трамвай-троллейбус.

  • Ответить

    Да какая ж это логика, сплошная желтизна.
    >по Большой Никитской автобусы не ходили
    Там от Баррикадной рукой подать. Я там гулял пару лет назад. Еще можно от Арбатской

    >Поэтому 30% рост вполне можно рассматривать, как переток в общественный транспорт

    Нет, нельзя. Никаких оснований.
    Никаких данных что раньше 30% ездили на такси, а теперь на Магистрали. Они могли ездить на метро, автобусах с пересадкой, ходить пешком или вообще никуда не ездить.

    Никаких данных еще раз про такси у Вас нет. Зачем Вы свои фантазии выдаете за аналитику?

  • Ответить
    Анатолий Орлов AliExpress Россия, ex-Ozon.ru, ex-Яндекс

    Народ, вы серьезно на периоде в пол года собрались считать потоки транспорта?

    Давайте я вам подскажу — холодней стало, люди не идут от метро пешком, а едут на автобусе. Вот вам и 30%. А еще летом в среднем 16% работающих в отпуске, и большая часть учащихся не учится.

    Подождите еще пол года и сравнивайте год-к-году.

  • Ответить

    @Valeratal No
    Вы повторяетесь. Люди, перемещающиеся на такси, называются пассажиры такси. Люди, которые, вашими словами «могли ездить на метро, автобусах с пересадкой, ходить пешком или вообще никуда не ездить» — на такси не ездят, они не пассажиры такси, но некоторые из них уже перемещаются в городе туда-сюда, ещё часть могла бы перемещаться. Они называются потенциальной аудиторией такси. Повторюсь и я. «Потенциальной», а не «пассажирами такси».

    @Сергей Галкин
    Вы, наверное, догадываетесь, что Big Data — это подходы, а не число мегабайт на хранении? «Возьмём все перемещения в городе, кто, куда, во сколько едет», вместо: «возьмём некоторое число перемещений, среднее за час».
    Посмотрим, в данном случае, на город в целом. Вместо «посмотрим сколько человек приходят на остановку автобуса за час и усредним».

  • Ответить

    Аналитика уровня бох. Такси не стало более дешевым, а увеличилось количество поездок на короткие расстояния (50+ руб. поездка).
    Про уменьшение «потенциальной аудитории такси» — даже странно обсуждать, какой-то кликбейтинг. Наверно, речь идёт о росте конкуренции в том же сегменте за ту же аудиторию.

  • Ответить

    Роем это предполагает изначально, даже логотип жёлтый. Здесь же перетирают слухи, скандалы, сенсации. Что вы понимаете под желтушным?

    Может роем недостаточно объективен, профессионален или передёргивает?

  • Ответить

    > Что вы понимаете под желтушным?

    Бессмысленная подача новостей: У правительства Москвы нет никаких оснований, чтобы не начать платить Сергею Чудакову сотни миллионы взятками.

  • Ответить

    О, это моя любимая формулировка
    Нет никаких основание не…

    >Здесь же перетирают слухи, скандалы, сенсации
    Все что угодно кроме перечисленного. Обсуждается полита, пресс-релизы правительства, очередные дурацкие законопроекты и законы

  • Ответить

    Большинство инициатив при Ликсутове и Собянине оставляют негативное впечатление. Очень похоже, что решения от них приходят с коррупционной составляющей. За громким термино Big Data — очередная многоходовка с участием offshore?

  • Ответить

    А я вам подскажу еще один факт, из-за которого количество пассажиров наземки выросло за полгода — запуск МЦК и новые станции метро. Но МЦК, конечно, влияет сильнее. С развитием транспорта все больше людей переходит от режима «купить проездной на ИКС поездок и экономить их, высчитывая оптимальные маршруты с минимумом проходов» к «теперь больше смысла покупать безлимитку и не ограничивать себя в поездках на транспорте». Если уж у одного меня с десяток знакомых из разных кругов общения и района проживания к этому пришли благодаря МЦК, то экстраполируя на весь город можно вполне предполагать и этот рост.

  • Ответить
    Rulims rulims.ru

    картина неправдоподобная по мне (по маршрутам которыми пользуюсь и знаю ситуацию от водителей) и по времени ожидания ОТ

  • Ответить

    Раз вы так считаете, значит и такое мнение имеет место быть.Можете, пожалуйста, перечислить позитивные с вашей точки зрения инициативы? (если это оффтоп, прошу администрацию не ругаться,т.к хочу услышать мнение Михаила)

  • Ответить

    Всё очень просто, данные должны быть очищены от сезонности и других факторов, прежде чем делать громкие заявления. А проблема очистки — это проблема того, кто хочет заявить о результатах, правда они могут оказаться уже не такими громкими.

  • Ответить

    1. Платные парковки и эвакуация (одно из самых эффективных начинаний).
    2. Рынок легальных такси. (тут общая заслуга яндекса и текущего дептранса)
    3. Объединение систем оплаты на наземный и на метро воедино, тариф 90 минут.
    4. Тройка требует отдельного упоминания (это была идея фикс Ликсутова). Сюда же я бы добавил единый стиль всего московского транспорта
    5. Радикальный отказ от частных маршруток работающих почти в черную с наличкой, передача маршрутов МГТ к частникам. (Тут стоит уточнить, что частники получают основные деньги за соблюдение расписания, а не за количество перевезенных пассажиров, как раньше).
    6. Пересмотр маршрутов наземного транспорта, отказ от устаревших советских, появилась Магистраль и огромное количество инфраструктуры для этого (обсуждается в этой новости). Около 2011 появились еще полуэкспрессы 90Х-ые маршруты, которые забрали большую часть пассажиропотока районов без метро.
    7. Навигация в метро, новая схема метро, wi-fi в метро, строительство метро, МЦК — всё что связано с этой темой. Но тут важна открытость многих процессов. Попасть на экскурсию на строящуюся станцию стало проще простого.
    8. Дорожные изменения: выделенные полосы, нумерация съездов с МКАД, переразметка сложных перекрестков, вафельница и тп.
    9. Восстанавливают и обособляют трамвай.
    10. ЦОДД — как единая служба управления транспортными потоками в городе. Почти на каждом перекрестке поставили столбы с датчиками, анализирующими движение. В городе есть около 1000 камер для мониторинга пробок.
    11. Транспортный каркас — ограничение передвижения грузовиков в городе, запрет фур на МКАДе днем.
    12. Всякие мелочи типа прокатных велосипедов, дорожек и прочего.

  • Ответить

    5 пункт к сожалению породил «Битвы за автобусы» и увеличение интервала ожидания

    Там где маршрутки ходили раз в 10 минут, автобус ходит, ну, например, раз в 20 минут

    А поскольку корректно рассчитать пассажиропоток дептранс не смог (валили на то, что маршрутники занижали объемы перевозок), то вечерами у метро случались описанные выше Батлы.

    Вроде ситуацию с «батлами» немного рассосалась, однако интервалы движения, уменьшение альтернатив — увы и ах

    Знаете, я лучше бы на маршрутке (Ивеко, между прочим) которую был ждать 10 минут, чем на комфортном автобусе, который надо ждать 20 минут

  • Ответить

    Ну то что проебались с кол-вом транспорта это факт. Было бы глупо ожидать другого.

    Проблема в том, что транспорт не перемещают из пустых маршрутов на загруженные, а даже сокращают. У Каца была таблица недавно, примерно 20 маршрутов будут теперь автобусы, и еще 5 сократят.

    Добавлять никто ничего не собирается, поэтому в час пик стоят на остановке сотни граждан и пытаются влезть в один автобус, прям как 90ые, когда я в школу ездил. Молодцы Дептранс, так держать!

  • Ответить

    Уважаемые! Меня просили перечислить позитивные вещи, которые сделали в текущем дептрансе. Вы же сразу набросились со своими «очень ценными замечаниями», которые не имеют никакого отношения к задаваемому вопросу.

    И напомню, что никто не может работать так, чтобы не делать ошибок. Главное преимущество дептранса над другими департаментами, что они работают и это видно. Действий многих остальных органов власти просто не видно, потому что не ошибается только тот, кто ничего не делает.

  • Ответить

    Проблемы с интервалами весьма локальны, в целом по Москве новая система без маршруток работает сильно лучше. Но диванные-эксперты будут всё хорошее отрицать из-за того, что им к их подъезду метро не подвели.

  • Ответить

    По большому счету единой системы общественного транспорта кроме РЖД и метро в Москве нет. Наземный транспорт только ухудшается, уход от маршруток много где заметно уменьшил количества бортов на линии, процентов на 30. Маршутки на 18 мест ездят с >30 пассажирами и люди не могут сесть (не в час пик).

  • Ответить

    Вопрос какие цели и задачи у их работы. «Проблемы с интервалами весьма локальны, в целом по Москве новая система без маршруток работает сильно лучше.» на основании чего вы такие выводы делаете и в каком режиме пользуетесь наземном транспортом и в каком районе?

  • Ответить
    Альтер Эго

    > Получается они планируют бороться с тем что они сами создали
    Погоня водителей за прибылью заставляет их работать по 18.5 часов. Яндекс тут ни при чем. Если бы эти люди хотели, то они нашли бы другую работу с нормальным заработком.

    Но они предпочитают работать по круглосуточному графику, значит в других местах у них шансов заработать просто нет.

  • Ответить

    Проблема не в пунктах, а в системе
    ——

    1. Платные парковки и эвакуация (одно из самых эффективных начинаний).
    все построено на вранье, озвучивали парковки до садового кольца, довели до мкад

    2. Рынок легальных такси. (тут общая заслуга яндекса и текущего дептранса)
    тут меня опередили и выше запостили

    3. Объединение систем оплаты на наземный и на метро воедино, тариф 90 минут.

    удобно
    но областная Стрелка была существенно умней изначально и раньше стали принимать в частных маршрутках

    ну и главная проблема в том наземного транспорта скорее нет как системы

    4. Тройка требует отдельного упоминания (это была идея фикс Ликсутова). Сюда же я бы добавил единый стиль всего московского транспорта

    иначе вроде не бывает

    5. Радикальный отказ от частных маршруток работающих почти в черную с наличкой, передача маршрутов МГТ к частникам. (Тут стоит уточнить, что частники получают основные деньги за соблюдение расписания, а не за количество перевезенных пассажиров, как раньше).

    шли к очевидной вещи (отмены двух систем) годами
    отменой много чего ухудшили

    6. Пересмотр маршрутов наземного транспорта, отказ от устаревших советских, появилась Магистраль и огромное количество инфраструктуры для этого (обсуждается в этой новости). Около 2011 появились еще полуэкспрессы 90Х-ые маршруты, которые забрали большую часть пассажиропотока районов без метро.

    вам выше вопрос задали
    в каком режиме вы наземным транспортом пользуетесь?
    мне стало скорее заметно хуже
    хотя есть и удобные моменты, например 900 автобусы

    7. Навигация в метро, новая схема метро, wi-fi в метро, строительство метро, МЦК — всё что связано с этой темой. Но тут важна открытость многих процессов. Попасть на экскурсию на строящуюся станцию стало проще простого.
    к транспорту мало относится

    8. Дорожные изменения: выделенные полосы, нумерация съездов с МКАД, переразметка сложных перекрестков, вафельница и т. п.

    деньги осваиваются, не вопрос
    результаты — вопрос сложный

    9. Восстанавливают и обособляют трамвай.

    почти нет его уже

    10. ЦОДД — как единая служба управления транспортными потоками в городе. Почти на каждом перекрестке поставили столбы с датчиками, анализирующими движение. В городе есть около 1000 камер для мониторинга пробок.

    Управление транспортным потоком в Москве архаичное

    11. Транспортный каркас — ограничение передвижения грузовиков в городе, запрет фур на МКАДе днем.
    12. Всякие мелочи типа прокатных велосипедов, дорожек и прочего.

    Вы на велосипеде ездите, в какое время и по проезжей части или по тротуару? Или теоретик?

  • Ответить

    1. Вы так ничего и не поняли
    2. Вы так ничего и не поняли
    3. Стрелку делали те же люди, что и тройку, но позже по времени. Поэтому она вышла отчасти лучше. Но у нее есть проблемы долгих списаний в реальном времени, тройка — оффлайн.
    4. Вы так ничего и не поняли
    5. Вы так ничего и не поняли
    6. Вы так ничего и не поняли
    7. Вы так ничего и не поняли
    8. Вы так ничего и не поняли
    9. Вы так ничего и не поняли
    10. Вы так ничего и не поняли
    12. Вы так ничего и не поняли

  • Ответить

    вам сказать нечего, там кроме вранья практически ничего и нет
    после 1 пункта вообще разговор ни о чем, наиболее характерный пункт
    живу на внешней стороне садового кольца и все отслеживаю изначально
    ——-
    ну и вы не ответили как транспортом пользуетесь
    ——-
    насчет тройки/стрелки не знал что одни люди (и не понятно почему сразу тройку не скорректировали), ну и в области ее стали прекрасно частники принимать и ничего не развалилось

  • Ответить

    >Вы так ничего и не поняли

    Вы тоже. Мне просто лень писать тут в формате А4, но я товарища в целом понимаю.

    Эти 12 пунктов конечно же положительные изменения, но дьявол кроется в деталях. У каждого пункта сохранились свои косяки и проблемы (разве что платные парковки подверглись несколько раз доработкам, и на том спасибо, и то еще уйма косяков), которые никто не решает, и судя по повесткам, решать не собирается.

    «И так сойдет». Так что масса этих положительных изменений нивелируются откровенной халтурой и косяками в реализации.

  • Ответить
    Rulims > Альтер Эго контекст

    по 18.5 часов они работают потому что у них только при таком режиме концы с концами сходятся (с учетом стоимости аренды машины, курса $ и т.п.)
    что они сами себе такую жизнь создали — не вопрос
    и альтернатив у низ особых нет
    ———
    и главное, речь про то что при внешней привлекательности (нормальная машина, быстрая подача) сервис цивилизованным так и не стал, определенная иллюзия создана…

  • Ответить

    Дьявол кроется в мелочных деталях, которые вы тут превозносите до уровня абсолютных и невозможных. Это даже понятно, критиковать сидя на диване гораздо проще, чем что-то делать; особенно что-то делать в рамках неповоротливых чиновников из соседних департаментов.

  • Ответить

    А Вы часом не чиновник или подрядчик московских властей? (про то как транспортом пользуетесь так и не написали, возникают вопросы)
    ——
    другие активные департаменты там тоже есть и движуха
    в марте прошла реорганизация Департамента топливно-энергетического хозяйства города Москвы путём присоединения к нему Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.

  • Ответить

    Не знаю как там у вас в пресс релизах происходит. В реальном мире вы не можете уехать из Москвы в область на автобусе без наличных денег. На попытку оплатить по карте вас пошлют в специальный кабинет, где женщина привычно расскажет про какому адресу длиной в предложение Толстого вам следует зайти в интернете. Если со смартфоном все норм, по тому адресу откроется сайт в стиле девяностых ладно хоть без порно баннеров. На том сайте сможете заказать электронный билет правда на 4 часа вперёд не раньше. Если до сих пор не передумали самое время не платить, а вернуться на метро. Но если таки купили билет то теперь вам следует пройти в кассы где за 10 рублей наличными вам таки распечатают ваш «электронный» билет.
    Если подумаете что это всё бред и не может быть в Москве в 2017 — доедьте сами до станции метро Котельники, найдите междугородную автостанцию и попробуете уехать без 10 рублей в кармане например на автобусе 358

  • Ответить

    Михаил О.
    Спасибо за такой развернутый ответ. Попробую прокомментировать (но не оспорить, т.к высказываю свою точку зрения на этот перечень как житель-обыватель все же, а не профи по работам ведомства, хотя по идеи ведомство должно работать для жителей и считаться с их оценкой его деятельности)
    1. Парковки лично мне жизнь усложнили (особенно на первом этапе), так же неприятно, что ведомство не держит свои же обещания (о размере зоны парковки, хотябы рефердум какой жители мне кажется заслужили)
    2. Легальность это хорошо, здесь согласен.
    3-4. Не пользовался, но мне кажется тройка это просто платежная система реализованная для того, чтобы скрыть недостаточную инфраструктуру для использования обычного «пластика» в общ. Транспорте.
    5. Частные маршрутки мне были удобней, но согласен, что нелегальность это плохо. Надеюсь, улучшилась безопасность. Но как это реализовывалось, вызывает вопросы( мои маршруты «страдали»)
    6. Тут ничего не скажу, где-то лучше, но и убрали нужное.
    7. Тут согласен ( не знаю дептранс это или мосметро, но вот лавочек кое-где не хватает и навигация иногда странная)
    8. Боюсь, что это увеличило пробки в целом (по моим ощущениям)
    9. Хм. Не могу быть точным, но мне кажется кол-во трамваем уменьшилось.
    10. Тут ничего не могу сказать, но мне кажется пробки тодько толще в городе.
    11. Честно говоря про фуры нонсенс, людей жалко. Похоже на жесткое нарушение прав, но это не к этому вопросу.
    12. Вело-политика звучит позитивно, но мне сравнить не с чем, так что не знаю даже.
    Еще раз спасибо за ответ, помогли обновить т вспомнить инфу. Честно удивился даже, что эта команда так давно в городе.

  • Ответить

    И вам спасибо за адекватную реакции, в отличии от некоторых местных пользователей.

    1. Платные парковки — палка о двух концах. Я придерживаюсь радикальной позиции, что платная парковка должна быть везде внутри МКАД, включая дворы. В Москве слишком много машин, которые либо не используются большую часть года; либо объективно не нужны, так как выражают отражают социальный статус и понты обладателя. Но это всё лирика.
    Стоит заметить, что поэтапный ввод платной парковки воспринимается гораздо менее болезненно, чем если бы везде и сразу.
    3-4. Это система аналогична применяемым в мире, так что ничего удивительного. PayPass тоже есть, но он невыгодный и годится только для разовых поездок.
    7. Лавочки дополнительные не ставят, на станциях только те, что предусмотрены проектом.
    8. Пробки увеличивает только из-за большей пропускной способности участка. Многострадальный проспект Мира теперь стоит в час пик тяжелее, зато пробка рассасывается уже около 9 часов вечера, а не к 11, как было еще 3 года назад.
    10. В городе теперь есть система для управления всеми транспортными потоками из одного центра. Понять её плюсы трудно, зато легко будет почувствовать если в какой-то момент она вдруг перестанет работать.